ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2995/17 от 31.10.2017 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

2а-2995/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи: Ткаченко И.А.,

при секретаре Осколковой А.Н.,

с участием:

истца Бабушкиной С.Н., ее представителя Маркелова Р.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика муниципального образования «город Томск» в лице администрации г. Томска Виденко М.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев 31 октября 2017 года в открытом судебном заседании в г.Томске административное исковое заявление Бабушкиной С.Н. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении Бабушкиной С.Н. требования о сносе жилого дома в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, возложении обязанности по направлению требования о сносе дома,

установил:

Бабушкина С.Н. обратилась в суд с административным иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении Бабушкиной С.Н. требования о сносе жилого дома в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, возложении обязанности по направлению требования о сносе дома. В обоснование требований указала, что является собственником ... доли в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу . В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания. Однако в нарушение ч. 10 ст. 32 ЖК РФ административным ответчиком административному истцу требование о сносе жилого дома не направлялось.

В судебном заседании административный истец требование поддержала, по основаниям в нем изложенным. Полагала, что дом по фактически является многоквартирным, поскольку состоит из двух квартир, что подтвердил эксперт ООО ... в заключении от ДД.ММ.ГГГГ. Также пояснила, что администрацией г. Томска ей предлагалось переселиться в маневренный жилой фонд, однако она отказалась, так как считает, что переселившись в маневренный жилой фонд она от администрации г. Томска никакой компенсации за дом не получит.

Представитель истца в судебном заседании поддержал позицию своего доверителя.

Представитель ответчика представила письменные возражения на иск, и с согласия председательствующего по делу покинула зал судебного заседания. Согласно письменным пояснениям жилой дом по является индивидуальным жилым домом и истцу принадлежит ... доли в праве общей долевой собственности. Нормы ч. 2 ст. 32 ЖК РФ не распространяются на случаи, когда объектом непригодным для проживания выступает индивидуальный жилой дом. На основании ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания своего имущества. Доведение индивидуального жилого дома до состояния, при котором он перестал отвечать требованиям пригодности для проживания свидетельствует о бездействии собственника указанного дома. Доводы истца о том, что дом по является многоквартирным не соответствуют действительности. Доказательств, что Бабушкина С.Н. покупала квартиру в многоквартирном доме не представлено. Изменений в ЕГРН о статусе дома по не вносились.

Заслушав административного истца, ее представителя, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения административного иска не находит исходя из следующего.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях предусмотренных законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Как следует из представленных суду письменных доказательств, Бабушкина С.Н. является собственником ... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, назначение: жилой дом, 2-этажный (подземных этажей 1), общей площадью ... кв.м, лит. А, А1 по адресу , что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Основанием указан договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Бабушкина С.Н. также является собственником ... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь ... кв.м, адрес , что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 жилое помещение признано непригодным для проживания (л.д. 9).

Пунктом 3 постановления администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по признан непригодным для проживания (л.д. 11).

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Обращаясь с настоящим иском в суд административный истец полагает, что дом по является многоквартирным, в связи с чем на него распространяется действие ч. 10 ст. 32 ЖК РФ.

Однако с данным выводом суд согласиться не может.

В соответствии с ч.2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Таким образом, квалифицирующим признаком жилого дома является наличие в нем комнат (а не квартир), основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.

Пунктами 1 - 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме отнесены:

помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Дом по мест общего пользования не имеет, состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, что видно из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Согласно сведениям технического паспорта, составленным ОГУП Томский областной центр технической инвентаризации на основании Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утв. Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37, дом по учен как домовладение, год постройки ..., состоящий из первого и цокольного этажа. В состав домовладения также входит веранда, баня, два навеса. По экспликации поэтажного плана дома жилые помещения первого и второго этажа не указаны как квартиры. Рукописные дописки неустановленным лицом в техническом паспорте без отметки о верности исправлений на листах 6-7 слова «кв.-2, кв. -1», на листе 8 в графе номер квартиры 1 и 2, судом во внимание не принимаются.

Объектом учета согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости является жилой дом, право общей долевой на который зарегистрировано за Бабушкиной С.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности Бабушкиной С.Н. на жилой дом зарегистрировано на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о том, что объектом сделки выступал именно жилой дом (в объеме прав продавца в виде ... доли в праве собственности). Квартира объектом купли-продажи не являлась. Доказательств существования объекта гражданских прав или объекта государственного кадастрового учета в виде квартиры в материалы дела не представлено.

Представленный истцом проект двухквартирного деревянного рубленного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ не может являться доказательством того, что в настоящее время дом по является многоквартирным, поскольку сведений о фактической реализации представленного проекта не имеется. Кроме того, согласно сведениям технического паспорта дом по построен в ... году.

Нормы Градостроительного Кодекса РФ (ст. 49) выделяют следующие виды объектов капитального строительства, на которые не требуется проводится экспертиза проектной документации:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Заключение , выполненное ООО ... по заказу истца, содержащее сведения о том, что дом по является многоквартирным домом, судом не принимается в качестве доказательства подтверждающего факт того, что дом по является многоквартирным.

Суд полностью соглашается с доводами административного ответчика о том, что в заключении содержатся сведения, искажающие содержание норм технического регулирования, которыми определяется понятие блокированного жилого дома, а также нормы жилищного законодательства.

Так, на листе 6,7, 12 заключения специалист называет признаки блокированного жилого дома, которые, по его мнению, зафиксированы СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 22.03.2001 N 35). Вместе с тем, указанным СНиП фиксируются не признаки блокированного жилого дома, а признаки блокированного жилого дома, при отсутствии которых применению подлежать правила СНиП 2.08.01-89. Таким образом, приведенные специалистом «признаки» блокированного жилого дома лишь определяют, нормы какого СНиП подлежат применению.

Понятие блокированного жилого дома раскрывается в:

а) СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утв. Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, согласно п.
3.8 которого блокированный жилой дом: здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на придомовую территорию.

б) Методических рекомендациях по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности" (утв. Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 N 8), согласно которым блокированный жилой дом - здание квартирного типа, состоящее из
двух и более квартир, каждая из которых имеет непосредственный выход на
приквартирный участок.

в) Приказе Росстата от 15.08.2016 N 427 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за
строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством", согласно которому жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной
семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно указанным документам для квалификации жилого дома в качестве блокированного необходимы условия:

наличие двух или более квартир;

наличие непосредственного выхода из квартир на придомовую территорию;

наличие общей стены между смежными блоками, в которой отсутствуют проемы.

С учетом изложенного, выводы специалиста об отсутствии признаков блокированного жилого дома суд не принимает во внимание, по причине неверного применения специалистом норм технического регулирования.

Специалистом не приводятся признаки, позволившие ему отнести жилой дом к многоквартирному дому, не указано, какое имущество является общим имуществом многоквартирного дома, помимо общего чердака, который является единым и для объектов индивидуального жилищного строительства, а общая стена не является местом общего пользования.

Наличие общей стены это признак блокированного жилого дома, который не является многоквартирным.

Кроме того, суд отмечает, что в административном или судебном порядке статус жилого дома не изменен.

На сегодняшний день основания полагать, что жилой дом по юридически имеет статус многоквартирного не имеется.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера. В техническом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.

Документы, на основании которых сведения о жилом доме могут быть изменены, подлежат подготовке кадастровым инженером в силу ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

Кроме того, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по не признан подлежащим сносу или реконструкции, что является дополнительным основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

С учетом изложенного, оснований считать дом по многоквартирным жилым домом у суда не имеется.

В рассматриваемом случае административный истец является собственником ... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, помещения которого признаны не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи с чем порядок, установленный ч. 10 ст. 32 ЖК РФ к регулированию спорных отношений не применим.

Оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Бабушкиной С.Н. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении Бабушкиной С.Н. требования о сносе жилого дома в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, возложении обязанности по направлению требования о сносе дома отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.