Ленинский районный суд города Омска в составе: председательствующего судьи Яковлева К.А., при секретаре судебного заседания Василюк В.А. при участии помощника судьи Лямкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 09 сентября 2019 года административное дело № 2а-2995/2019 по административному исковому заявлению Федоровой Т.В. к администрации Ленинского административного округа города Омска, Администрации города Омска, Главе администрации Ленинского административного округа города Омска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Федорова Т.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с административным исковым заявлением к администрации Ленинского административного округа города Омска, Администрации города Омска, Главе администрации Ленинского административного округа города Омска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указала, что 29.05.2019 административный истец обратился с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов в администрацию Ленинского административного округа г. Омска на земельный участок площадью 849 кв. м, с условным номером участка №, находящегося в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена, согласно предоставленной схеме под размещение лодочной станции, для размещения которой не требуется разрешение на строительство, а именно: пандус для спуска гидроцикла. 21.06.2019 административный ответчик принял решение № № об отказе выдачи разрешения. Причиной отказа послужило то, что земельный участок включает в себя береговую линию р. Иртыш и водный объект (река Иртыш), а также то, что размещение лодочной станции на испрашиваемом земельном участке повлечет за собой ограничение использования земельного участка общего пользования, а также ограничение доступа на территорию общего пользования третьим лицам. С решением административного ответчика административный истец не согласен. Указывает, что испрашиваемый земельный участок не затрагивает водный объект (р. Иртыш), так как сформирован из земель, государственная собственность которые не разграничена. Считает, что при буквальном понимании статьи 39.8 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков не запрещено, но есть условие, при котором они предоставляются, а именно обеспечение свободного доступа. В предоставленном административному ответчику проекте не предусмотрены ограждения и не планируется осуществлять строительство ограждения и каким-либо иным образом ограничивать доступ третьих лиц. Таким образом, не понятно, на основании чего сделан вывод о том, что будет ограничен доступ третьим лицам, доказательств административным ответчиком не предоставлено. В соответствии с Правилами землепользования и застройки испрашиваемый земельный участок расположен в прибрежной зоне отдыха (<данные изъяты>). Указывает, что действующее законодательство РФ не содержит запретов на использование земельных участков для использования под базы стоянок маломерных судов, без возведения на таком участке объектов капитального строительства, а также под организацию лодочной станции. Просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 21.06.2019 № об отсутствии оснований для выдачи разрешения на использование земельного участка площадью 849 кв. м, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута для размещения лодочной станции, для размещения которой не требуется разрешение на строительство; обязать административного ответчика выдать разрешение на использование земельного участка площадью 849 кв. м, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута для размещения лодочной станции, для размещения которой не требуется разрешение на строительство (л.д. 5-7). Административный истец Федорова Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. Представитель административного истца по доверенности Жусупова М.Б. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно в судебном заседании пояснила, что необходимость в предоставлении земельного участка площадью именно 849 кв. м обусловлена, в том числе, желанием Федоровой Т.В. благоустроить территорию, прилегающую к месту размещения пандуса для спуска гидроцикла. Представитель административного ответчика администрации ЛАО г. Омска по доверенности Терехова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в ответе администрации ЛАО города Омска от 21.06.2019 №, которым заявителю Федоровой Т.В. отказано в выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 849 кв. м, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута для размещения лодочной станции, просила в иске отказать. Дополнительно указала, что в Администрацию города Омска поступали обращения граждан по вопросу законности установки причала лодочной станции, недопустимости ограничения доступа садоводов к берегу реки Иртыш со стороны СНТ «Портовик», что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на пользование прибрежной зоной и водным объектом - р. Иртыш. Административный ответчик Глава администрации ЛАО г. Омска Зярко Д.Н., представители административного ответчика Администрации города Омска в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащем образом, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области по доверенности Джаманкулова О.К. в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва, в котором указала, что, согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Частями 1, 2, 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. В соответствии с определением Верховного суда РФ от 21.12.2015 № 308-ЭС15-13877 земельный участок, расположенный в береговой полосе водного объекта общего пользования, находящийся в собственности Российской Федерации, соответственно, также является федеральной собственностью. Распоряжение такими земельными участками вправе осуществлять Российская Федерация в лице уполномоченного органа. Права пользования поверхностными водными объектами приобретается в порядке, установленном статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации. Разрешение заявленных административных исковых требований оставила на усмотрение суда (л.д. 60-61). Представитель заинтересованного лица СНТ «Портовик» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании представитель СНТ «Портовик» Веселовский С.Ф. не возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Омской области, Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу, ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежаще. Ранее присутствовавший в судебном заседании представитель заинтересованного лица ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» по доверенности Лепешев Р.Э. не возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. От представителя ТУ Росимущества в Омской области поступил письменный отзыв, в котором указал, что на основании п/п6 п.1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФодним из случаев и оснований для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута является размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещения которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» утвержден перечень видов объектов, одним из которых являются лодочные станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. При соблюдении указанных выше норм права законные интересы Российской Федерации будут соблюдены (л.д. 100-101). Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено судом и следует из материалов административного дела, 29.05.2019 Федорова Т.В. обратилась в администрацию Ленинского административного округа города Омска с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в котором просит предоставить разрешение на использование земель/земельного участка, находящихся (находящегося) в муниципальной собственности/государственная собственность на который не разграничена, площадью 849 кв. м, сроком использования земельного участка - 1 год, под размещение лодочной станции, для размещения которой не требуется разрешение на строительство (л.д. 8). Согласно ответу администрации Ленинского административного округа города Омска от 21.06.2019 № №, испрашиваемый земельный участок, согласно прилагаемым к заявлению схемам, включает в себя береговую линию реки Иртыш и водный объект (р. Иртыш). Размещение лодочной станции на испрашиваемом земельном участке повлечет за собой ограничение использования земельного участка (территории общего пользования, а также ограничение доступа на территорию общего пользования третьих лиц). Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территориальной зоны садоводства дачного хозяйства (<данные изъяты>) и прибрежной зоны отдыха (<данные изъяты>). Зона садоводства и дачного хозяйства включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для ведения дачного хозяйства и садоводства. Размещение лодочных станций в данной территориальной зоне является запрещенным видом использования. Прибрежная зона включает в себя участки территории города Омска, занятые зонами отдыха и предназначенные для массового кратковременного отдыха. Размещение лодочных станций в данной территориальной зоне является вспомогательным видом разрешенного использования. Вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес> имеет вид разрешенного использования «садоводство» и оформлен в общую долевую собственность. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>, имеет вид разрешенного использования «садоводство» и оформлен в собственность. Таким образом, размещение лодочной станции к земельным участкам с кадастровыми номерами № и № не является вспомогательным видом разрешенного использования земельных участков. На основании подпунктов 3, 5, 6 пункта 8 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п, Федоровой Т.В. отказано в выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 849 кв. м, расположенного около земельных участков с кадастровыми номерами №, №, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута для размещения лодочной станции, для размещения которой не требуется разрешение на строительство (л.д. 9-10). Не согласившись с данным решением администрации ЛАО города Омска, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском. Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме. Положения статей 9 - 11 Земельного кодекса РФ определяют полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться. В соответствии с п/п 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Как следует из п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Пунктом 4 ст. 39.8 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень видов объектов). В указанный Перечень видов объектов включены лодочные станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 20 Перечня видов объектов). Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее - Порядок). Согласно п. 2 Порядка, объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на основании разрешения на использование земель или земельных участков (далее - разрешение), выданного органом исполнительной власти Омской области или органом местного самоуправления Омской области, уполномоченным на предоставление земельных участков (далее - уполномоченный орган). Пунктом 3 Порядка установлено, что заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в уполномоченный орган. В заявлении указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом; наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом; фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем; почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем (представителем); виды объектов, планируемых к размещению, в соответствии с Перечнем; кадастровый номер земельного участка (в случае если земельный участок поставлен на кадастровый учет, в том числе если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; срок использования земель или земельного участка, но не более одного года; согласие на выполнение условий размещения объектов, указанных в пункте 7 Порядка. Как следует из пункта 4 Порядка, к заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личность заявителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае, если заявление подается представителем); схема размещения объектов, содержащая адресные ориентиры, площадь (протяженность) объектов; схема границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории; копия согласованного в установленном порядке проекта благоустройства территории, если для размещения объекта необходима подготовка такого проекта. По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов уполномоченным органом принимается решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня их поступления. При этом в случае поступления нескольких заявлений и прилагаемых к ним документов в отношении одного земельного участка такие заявления и прилагаемые к ним документы рассматриваются в хронологическом порядке (пункт 6 Порядка). Согласно п. 8 Порядка, решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу (п/п 3 п. 8 Порядка); размещение объектов повлечет нарушение ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, либо ведет к нарушению требований градостроительных, противопожарных, санитарных норм и иных требований законодательства (п/п 5 п. 8 Порядка); размещение объектов не соответствует установленному виду разрешенного использования земельных участков либо повлечет за собой ограничение использования земельного участка (территории) общего пользования, а также ограничение доступа на территорию общего пользования третьих лиц (п/п 6 п. 8 Порядка). В решении об отказе в выдаче разрешения указывается соответствующее основание отказа. В соответствии с п/п 13.1 п. 17 Положения об администрации Ленинского административного округа города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 420, в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация выдает разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в том числе, в случаях размещения объектов, предусмотренных пунктами 1 - 7, 9, 11 - 30 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В соответствии с пунктом 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. Согласно пункту 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В соответствии с ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Из положений ч. 1 ст. 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Пунктом 1 ч. 3 ст. 30 ГрК РФ установлено, что порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления. Согласно ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон. В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила) являются муниципальным правовым актом, разработанным на основе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области, создающим условия рационального использования территорий города Омска с целью формирования гармоничной среды жизнедеятельности, планировки, застройки и благоустройства территории города Омска, развития программы жилищного строительства, производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктур, бережного природопользования, сохранения историко-культурного наследия. В соответствии с п. 2 ст. 4 Правил на территории города Омска регулирование землепользования и застройки осуществляется Администрацией города Омска, ее структурными подразделениями. Согласно п. 1 ст. 9 Правил, градостроительное зонирование территории города Омска осуществляется в соответствии с Генеральным планом, на основе комплексного анализа всех характеристик и особенностей территории города Омска. Пунктом 2 ст. 9 Правил предусмотрено, что вразделе 2 настоящих Правил устанавливаются: территориальные зоны (статья 38 настоящих Правил);зоны с особыми условиями использования территорий (статьи 39 - 41 настоящих Правил). Каждая территориальная зона обозначается на карте градостроительного зонирования определенным цветом и буквенно-цифровым кодом, отражающим ее принадлежность к одному из видов территориальных зон (п. 5 ст. 9 Правил). Согласно п. 6 ст. 9 Правил, границы территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования, должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка (за исключением земельных участков линейных объектов) только к одной территориальной зоне. Один и тот же земельный участок не может находиться одновременно в двух или более территориальных зонах. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. Как следует из п. 3 ст. 10 Правил, Градостроительный регламент в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включает: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования, требующие получения специального разрешения, которое принимается в порядке, установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и настоящими Правилами; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, не поименованные в статье 42 настоящих Правил, являются запрещенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены, в том числе и по процедурам предоставления специальных разрешений. Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 536 кв. м, принадлежит на праве собственности Федоровой Т.В. (л.д. 71-73). Согласно акту проверки Управления Росреестра по Омской области № 512-18 от 06.12.2018, в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов): земельный участок площадью 536 кв. м, местоположение которого установлено по адресу: <адрес>, отнесенный к категории земель - «Земли населенных пунктов» с установленным видом разрешенного использования - «Для садоводства», учтен в Едином государственном реестре недвижимости 30.07.2003 с кадастровым номером №. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Федоровой Т.В. (регистрационная запись ЕГРН № от 23.11.2011). В ходе проведения проверки установлено, что западнее земельного участка с кадастровым номером №, в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположен земельный участок площадью 97 кв. м, используемый Федоровой Т.В. в целях размещения и эксплуатации металлического сооружения, увеличения площади земельного участка с кадастровым номером №. Определение местоположения и площади земельного участка, используемого Федоровой Т.В. в целях размещения и эксплуатации металлического сооружения, увеличения площади земельного участка с кадастровым номером №, осуществлено в результате проведения спутниковых геодезических измерений с применением измерительного оборудования (аппаратура геодезическая спутниковая Hiper SR № 52741-13, заводской № 1226-10174). Схематический чертеж земельных участков представлен в приложении № 1. Координаты поворотных точек земельных участков, а также координаты точек, отражающих результаты проведенных спутниковых геодезических измерений (фактическое местоположение ограждения на местности), представлены в виде таблицы в приложении № 2. Земельный участок площадью 97 кв. м, расположенный западнее земельного участка с кадастровым номером №, в границах земель, государственная собственность на которые не разграничена, используемый Федоровой Т.В. в целях размещения и эксплуатации металлического сооружения, увеличения площади земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в ЕГРН не учтен, право пользования не зарегистрировано (сведения о наличии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, предусмотренных ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют). Таким образом, использование Федоровой Т.В. земельного участка общей площадью 97 кв. м в целях размещения и эксплуатации металлического сооружения, увеличения площади земельного участка с кадастровым номером № содержит признаки наличия нарушения требований, установленных статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 45-50). По результатам указанной проверки Федоровой Т.В. выдано предписание № 512-18 от 06.12.2018 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 06.06.2019. Определением от 31.05.2019 указанный срок продлен до 29.11.2019 (л.д. 51-52, 58). Кроме того, 18.12.2018 составлен протокол об административном правонарушении в отношении Федоровой Т.В. (л.д. 53). Постановлением заместителя главного государственного инспектора Омской области по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области от 25.12.2018 по делу № 512-18 Федорова Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, площадью 97 кв. м, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 55-57). Как отмечено судом ранее, Федорова Т.В. 29.05.2019 обратилась в администрацию Ленинского административного округа города Омска с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 849 кв. м, сроком использования земельного участка - 1 год, под размещение лодочной станции, для размещения которой не требуется разрешение на строительство. Из материалов дела следует, что к указанному заявлению Федоровой Т.В. приложены схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, схема расположения нестационарного объекта - пандуса для гидроцикла и лестницы к зоне отдыха населения на берегу р. Иртыш, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером № (536 кв. м) (л.д. 11-14). Согласно указанной схеме расположения нестационарного объекта-пандуса для гидроцикла, площадь застройки составляет 25,0 кв. м. (л.д. 14). Вместе с тем, из схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, составленной кадастровым инженером Лебедевой Е.Н., следует, что площадь планируемого Федоровой Т.В. к использованию земельного участка с условным номером № с обозначенными характерными точками границ составляет 849 кв. м. Таким образом, из материалов дела с очевидностью следует, что испрашиваемый истцом к использованию для целей размещения пандуса для гидроцикла земельный участок площадью 849 кв. м не соразмерен площади земельного участка занятого данным нестационарным объектом. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Жусупова М.Б. указала, что необходимость использования заявителем земельного участка площадью именно 849 кв. м обусловлена, в том числе, желанием Федоровой Т.В. благоустроить территорию, прилегающую к месту размещения пандуса для спуска гидроцикла. Вместе с тем, по мнению суда, предоставление административному истцу разрешения на использование земельного участка с условным номером № площадью 849 кв. м для целей размещения лодочной станции, при фактическом занятии нестационарным объектом площади земельного участка - 25 кв. м, не отвечает требованиям обеспечения рационального использования земель, закрепленным в Земельном кодексе РФ, и повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Из представленных административным истцом, его представителем доказательств, не следует, что для размещения лодочной станции необходимо использовать земельный участок площадью 849 кв. м. Доказательств в обоснование доводов о необходимости использования земельного участка площадью 849 кв. м также для благоустройства территории, прилегающей к месту размещения пандуса, в материалы дела стороной административного истца не представлено. Согласно словарю морских (яхтных) терминов, лодочная станция - это место стоянки прогулочных судов, оборудованное причалами, но не имеющее капитальных строений. Такое определение подразумевает обязательное использование водного объекта. В соответствии с положениями ст. 6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. В судебном заседании в качестве специалиста опрошен кадастровый инженер Лебедева Е.Н., которая пояснила, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории составлялась ею на основании данных замеров земельного участка по фактическим границам его расположения, а также сведений кадастрового плана территории, полученного из Управления Росреестра по Омской области. Указанная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории составлена без учета установленных территориальных зон, поскольку сведения о границах территориальных зон уполномоченным регистрирующим органом кадастровому инженеру не были представлены. Из ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 09.08.2019 следует, что, согласно Карте градостроительного зонирования территорий города Омска, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, земельные участки №, № расположены в территориальной зоне <данные изъяты>, а образуемый земельный участок ЗУ1 (согласно координатам) в территориальных зонах: <данные изъяты> и в границах водного объекта река Иртыш. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (основной, условно-разрешенный и вспомогательный) в указанной территориальной зоне принимаются в соответствии с таблицей № 1 статьи 42 Правил (л.д. 31). Согласно таблице 1 ст. 42 Правил, территориальная зона СХ1 предусматривает только основной вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки, предназначенные для ведения садоводства, дачного хозяйства, дачного строительства. В соответствии с представленными в материалы дела схемой размещения испрашиваемого земельного участка на картографическом материале Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, фрагментом карты градостроительного зонирования территории города Омска, испрашиваемый административным истцом для целей использования земельный участок, площадью 849 кв. м, для размещения лодочной станции фактически располагается в двух территориальных зонах: территориальной зоне садоводства и дачного хозяйства (<данные изъяты>) и территориальной зоне прибрежной зоны отдыха (<данные изъяты>) (л.д. 89, 108-109). С учетом установленных по делу обстоятельств, представленных сторонами доказательств, суд соглашается с позицией административного ответчика - администрации ЛАО города Омска о расположении испрашиваемого административным истцом Федоровой Т.В. для целей использования под размещение лодочной станции земельного участка площадью 849 кв. м в границах двух территориальных зон: в территориальной зоне садоводства и дачного хозяйства (<данные изъяты>) и территориальной зоне прибрежной зоны отдыха (Р4-1249). При этом, суд учитывает, что земельные участки, находящиеся в территориальной зоне <данные изъяты> предназначены для ведения садоводства, дачного хозяйства, дачного строительства. Размещение лодочных станций в данной территориальной зоне Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, не предусмотрено. В соответствии с п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Исходя из положений указанной правовой нормы КАС РФ, для признания незаконным оспариваемого административным истцом решения административного ответчика - администрации ЛАО города Омска необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие данного решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий оспариваемое решение администрации ЛАО города Омска не может быть признано незаконным. Изучив решение администрации ЛАО города Омска об отказе в Федоровой Т.В. в выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 849 кв. м, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута для размещения лодочной станции, изложенное в письме от 21.06.2019 №, проверив основания для отказа в выдаче данного разрешения, суд считает заявленные административные исковые требования Федоровой Т.В. не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в пределах предоставленной ему компетенции в соответствии с требованиями законодательства, основания для отказа Федоровой Т.В. в выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 849 кв. м, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута для размещения лодочной станции у администрации ЛАО города Омска имелись. Оснований ставить под сомнение законность отказа административному истцу в выдаче разрешения на использование указанного земельного участка у суда не имеется. Административный истец не представил доказательств, что оспариваемое решение администрации ЛАО города Омска одновременно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в иске Федоровой Т.В. отказать в полном объеме. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявленных административных исковых требований к администрации Ленинского административного округа города Омска, Администрации города Омска, Главе администрации Ленинского административного округа города Омска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, возложении обязанности Федоровой Т.В. отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Омска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16.09.2019 |