ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2995/2016 от 28.04.2016 Ногинского городского суда (Московская область)

Дело №

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> МО

Ногинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,

при секретаре Соболевой М.С.,

с участием представителя административного истца ООО «Либерти» ФИО1, представителя административного ответчика ИФНС России по <адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Либерти» к ИФНС России по <адрес> о признании незаконными действий по запросу выписок по операциям по счету,

установил:

ООО «Либерти» обратилось в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по <адрес> о признании незаконными действий по запросу выписок по операциям по счету и просило суд: признать незаконными действия заместителя начальника ИФНС России по <адрес>ФИО3 по запросу выписок по операциям на счете ООО «Либерти» № , открытом в ВТБ 24 (ПАО) от 03.11.2015г. № произведенных в рамках выездной налоговой проверки.

В обоснование своих требований административный истец ссылался на следующее. В производстве Арбитражного суда <адрес> находилось дело № по заявлению ООО «Управляющая компания «Жилищно-коммунальные услуги» о взыскании судебных издержек в пользу заявителя с ИФНС России по <адрес> и УФНС России по <адрес>. 25.11.2015г. по итогам рассмотрения заявления в судебном заседании определением суда от 25.11.2015г. по делу № в удовлетворении заявленных требований отказано. На судебном заседании 25.11.2015г. заявителем от заинтересованного лица (ИФНС России по <адрес>) был получен на руки запрос о предоставлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) от 03.11.2015г. № , подписанный заместителем начальника инспекции ФИО3 Вместе с тем ООО «Либерти» зарегистрировано по территориальной принадлежности и стоит на учете в ИФНС России по <адрес>. Административный истец считает, что проведение налоговой проверки возможно только в инспекции по месту регистрации налогоплательщика, проведение налоговых проверок другими налоговыми органами не допустимо и незаконно. Исходя из изложенного, считает, что проведение мероприятий налогового контроля в рамках налоговых проверок в отношении налогоплательщиков возможно только налоговыми органами, за которыми данные налогоплательщики закреплены. Административный истец считает незаконными действия заместителя начальника инспекции ФИО3 по запросу выписок по операциям на счете ООО «Либерти» № , открытом в ВТБ24 (ПАО) от 03.11.2015г. № 24026, проведенных в рамках налоговой проверки, исходя из следующего. В отношении ООО «Либерти» на момент подачи запроса на представлении выписок по операциям на счетах от 03.11.2015г. не проводилось налоговой проверки, либо налоговая проверка проводилась с нарушением действующего законодательства. Кроме того, указанный запрос мог быть направлен только при наличии в мотивировочной части запроса указание на конкретное мероприятие налогового контроля, указание «налоговая проверка» не раскрывает суть мероприятия.

Представитель административного истца ООО «Либерти» ФИО4 административный иск поддержал, дал объяснения, аналогичные доводам административного иска. Дополнительно пояснил, что 25.11.2015г. вместе с копией запроса от 03.11.2015г. ИФНС России по <адрес> была представлена выписка из выписки по операциям на счете ООО «Либерти» в банке ПАО ВТБ 24. Представитель указывает, что действия налогового органа наносят ущерб деловой коммерческой репутации как клиента банка в сфере соблюдения действующего законодательства РФ о режиме охраны банковской тайны, коммерческой тайны, конфиденциальности персональных данных. Административный истец считает, что налоговый орган неправомерно истребовал при налоговой проверке информации по периодам, в отношении которых мероприятия налогового контроля не проводились, неправомерно истребовал выписки по операциям на счете организации-клиента в банке при отсутствии вынесенного решения о взыскании налога, решения о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации. Административный истец считает, что своими действиями налоговый орган и его должностные лица нарушили права и законные интересы ООО «Либерти» в части истребования информации и представления ее в судебном заседании.

Представитель административного ответчика ИФНС России по <адрес>ФИО2 требования административного иска не признала, указывая на следующее. Административным ответчиком в отношении ООО «Либерти» налоговая проверка не проводилась. Камеральная проверка проводилась в отношении контрагента ООО «Либерти» - ООО УК «ЖКУ» с целью проверки сведений, указанных в налоговых декларациях за 9 месяцев 2015г. Если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки, располагающих информацией об этой сделке. Обжалуемые действия Инспекции были осуществлены в рамках прав, предоставленных Налоговым кодексом РФ. В мотивировочной части запроса от 03.11.2015г. инспекцией в результате технической ошибки указано на проведение налоговой проверки в отношении ООО «Либерти». Также представитель административного ответчика указывает, что действиями налогового органа права и законные интересы административного истца не нарушены. Представление выписки по счету при рассмотрении заявления ООО «Либерти» в арбитражном суде не может нарушать права административного истца, поскольку заявителем являлся не административный истец, а ООО УК «ЖКУ», кроме того, наличие указанной выписки являлось не единственным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по <адрес> в суд не явился, о явке извещен, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом. Одним из мероприятий налогового контроля является истребование необходимых налоговому органу документов (информации).

В п. 4 ст. 82 НК РФ закреплено правило, согласно которому при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов.

В соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Аналогичная обязанность банков по выдаче справок об операциях юридических лиц, в том числе налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, установлена в ст.26 Закона "О банках и банковской деятельности".

В п. 3 ст. 86 НК РФ определено, что форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 25.07.2012г. № ММВ-7-2/518@ утвержден Порядок направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о представлении выписок по операциям на счетах, справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций на бумажном носителе.

Приказом ФНС России от 25.07.2012г. № ММВ-7-2/520@ утвержден Порядок предоставления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, реализуемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Судом установлено, что в рамках проведения камеральной проверки в отношении ООО УК «ЖКУ», в связи с подачей последним деклараций за 9 месяцев 2015г., административным ответчиком ИФНС России по <адрес> 03.11.2015г. направлен запрос в ВТБ24 (ПАО) о предоставлении выписок по операциям на счетах в отношении контрагента ООО УК «ЖКУ» - ООО «Либерти».

В мотивировочной части запроса от 03.11.2015г. инспекцией в результате технической ошибки указано на проведение налоговой проверки в отношении ООО «Либерти».

В силу ч. 2 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа наделено правом истребовать информацию у участников сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки, располагающих информацией об этой сделке.

Таким образом, обжалуемые действия Инспекции были осуществлены в рамках прав, предоставленных Налоговым кодексом РФ.

Кроме того, сам по себе факт направления налоговой инспекцией запроса в кредитное учреждение о направлении выписок по операциям и счетам, а также использование налоговой инспекцией полученной информации при рассмотрении заявления ООО «УК «ЖКУ» о взыскании судебных расходов в Арбитражном суде <адрес> не нарушает права административного истца ООО «Либерти». Нарушение таким использованием прав административного истца и существенность такого нарушения судом при рассмотрении дела не установлено. Оспариваемые действия налоговой инспекции не порождают для административного истца какие-либо правовые последствия.

Также при принятии решения суд учитывает следующее.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8).

Судом установлено, что о нарушении прав и законных интересов действиями ИФНС России по <адрес> административному истцу ООО «Либерти» стало известно 25.11.2015г. при рассмотрении заявления о взыскании судебных расходов в Арбитражном суде <адрес>.

Однако с административным исковым заявлением административный истец обратился в суд только 17.03.2016г., то есть по истечении срока обращения с административным исковым заявлением в суд.

Поскольку административным истцом суду не представлены обстоятельства, объективно препятствующие своевременному обращению в суд, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска срока, суд приходит к выводу, что имеются основания для отказа в удовлетворении административного иска и по этому основанию.

Руководствуясь ст.175, 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ООО «Либерти» к ИФНС России по <адрес> о признании незаконными действий по запросу выписок по операциям по счету отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья