ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2998/2022 от 07.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

УИД63RS0039-01-2022-003631-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2022 г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары:

в составе председательствующего судьи Т.А.Турбиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шкатовой

И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2998/2022 по административному исковому заявлению Прокурора Советского района г. Самары к Департаменту городского хозяйства и экологии администрации г. о. Самара о признании бездействия незаконным, обязании устранить дефекты дорожного покрытия в виде отсутствия дорожной разметки,

установил:

Прокурор Советского района г. Самары обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства и экологии, Администрации г. о. Самара о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения и совершить действие, в обоснование иска указывает, что прокуратурой района проведен мониторинг состояния законности в сфере безопасности дорожного движения на поднадзорной территории. Проверкой выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, выразившиеся в отсутствии элементов направляющих пешеходных ограждений в необходимых местах по адресам: на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5., 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п.1.1, 1.5., 1.6., 1.12; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12; на проезжей части в районе допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.6. 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5., 1.6., 1.12., 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части в районе допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.12. 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; допущено отсутствие дорожных знаков 5.12.2 «Направление движения по полосе»: допущено наличие дефектов дорожного покрытия, размеры выбоины составили: а) ширина – 38 см, длина – 164 см., глубина – 7 см., (площадь составила – 0,62 см); на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1., 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; допущено наличие дефектов дорожного покрытия, размеры выбоины составили: а) ширина – 54 см., длина – 60 см., глубина – 8 см., (площадь составила – 0,3 см2); на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1. ДД.ММ.ГГГГ/ в адрес руководителя Департамента городского хозяйства и экологии внесено представление, по результатам рассмотрения которого данное представление признано обоснованным, однако до настоящего времени действенные меры, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, Департаментом не приняты. В соответствии с действующим законодательством, обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на владельцев автомобильных дорог и улиц, а также на лиц, осуществляющих их содержание. Непринятие необходимых мер по ремонту дорожного покрытия напрямую затрагивает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, отражающей степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит суд признать бездействие Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, выразившееся в отсутствии организации ремонта (содержания) автомобильной дорог местного значения, а именно: на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5., 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п.1.1, 1.5., 1.6., 1.12; на проезжей части пересечения улиц отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12; на проезжей части в районе допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.6. 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5., 1.6., 1.12., 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части в районе допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.12. 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1., 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1, незаконным. Обязать Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара в течении месяца со дня вступления решения в законную силу устранить дефекты дорожного покрытия: на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5., 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019;на проезжей части пересечения улиц Ново-Вокзальная и Победы допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п.1.1, 1.5., 1.6., 1.12 ГОСТ Р 52289-2019;на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части в районе допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.6. 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019;на проезжей части пересечения допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5., 1.6., 1.12., 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12 ГОСТ Р 52289-2019;на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019;на проезжей части пересечения улиц Авроры и Дыбенко допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019;на проезжей части в районе допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.12. 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019;на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019;на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1., 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019;на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019;на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1ГОСТ Р 52289-2019.

В ходе судебного заседания представитель истца в лице помощника прокурора Гридневой Н.В. заявленные требования уточнила в связи с частичным устранением стороной ответчика выявленных нарушений, просила суд признать бездействие Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, выразившееся в отсутствии организации ремонта (содержания) автомобильной дорог местного значения, а именно: на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5., 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п.1.1, 1.5., 1.6., 1.12; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12; на проезжей части пересечения и 1-ого Безымянного переулка допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5., 1.6., 1.12., 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12; на проезжей части пересечения улиц Средне-Садовая и Победы допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части в районе допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.12. 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1., 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1, незаконным. Обязать Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара в течении месяца со дня вступления решения в законную силу устранить дефекты дорожного покрытия: на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5., 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части пересечения допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5., 1.6., 1.12., 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019;на проезжей части в районе допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.12. 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019;на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1., 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части пересечения улиц допущено отсутствие дорожной разметки (утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019. Дала, пояснения, аналогичные изложенным выше, настаивала на удовлетворении требований.

Представитель административного ответчика Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГФИО1 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, дополнив, что работы по установлении дорожной разметки на обозначенных стороной истца улицах будут проведены в ближайшее время.

Представитель заинтересованного лица УМВД России по по доверенности, выданной сроком на 1 год ФИО2 в судебном заседании полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица МП г.о. Самара «Благоустройство» ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 1 год в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (статья 12 указанного федерального закона).

Пункт 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относит осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация городского округа Самара состоит из отраслевых (функциональных) органов (ст. 25 Устава г.о. Самара).

На основании Положения "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара", утв. Решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 № 681, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии, наружной рекламы, лесного хозяйства (п. 1.1). Департамент выступает заказчиком по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства) (п. 3.1).

Из приведенных положений следует, что Администрация г.о. Самара в лице своего отраслевого органа Департамента городского хозяйства и экологии осуществляет полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.

В соответствии со ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно п.1, 7, 8, 11, 12 ст.5 названного закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Постановлением Правительства Самарской области от 9.08.2006 № 106 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области. Перечень автомобильных дорог местного значения городского округа Самара до настоящего времени не утвержден.

В силу упомянутой нормы ст.5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» все автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа.

В соответствии с п. 9 ст.6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно ст. 7 Устава г.о. Самара, к вопросам местного значения г.о. Самара относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности г.о. Самара. К вопросам местного значения г.о. Самара относится также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Самара, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно пп. 5 п. 1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно п. 1 ст. 25 Устава г.о. Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,исполнительно-распорядительный орган муниципального образования осуществляет функции владельца автомобильных дорог местного значения соответствующего муниципального образования.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведен мониторинг состояния законности в сфере безопасности дорожного движения на поднадзорной территории 17.03.2022 с выездом на место проведена проверка состояния улично-дорожной сети на территории Советского района г. Самары.

По результату проверки выявлены дефекты дорожной разметки (приложение «г» «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»).

На основании ч.ч. 1, 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в государственный стандарт ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст.

Указанный Государственный стандарт устанавливает требования, обязательные для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры проведения работ, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, эксплуатационного состояния дорог.

В силу п.п. 5.2.4, 5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.

На основании п. 3.1 Положения «О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара», утвержденного решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 № 681, Департамент выступает заказчиком по капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства (за исключением установки, ремонта и содержания парковочного оборудования и технических средств организации дорожного движения на парковках (парковочных мечтах), используемых в том числе на платной основе), проездов в границах городского округа Самара, мостов путепроводов.

В соответствии с п. 13,14 постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.

По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.

В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

В соответствии с п.5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 м2, покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0,06 м2. Загрязнения должны быть удалены в течение 3-х суток, отдельные разрушения - в течение 7 суток.

В соответствии с п. 6.3.1, 6.3.2. ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

В целях устранения нарушений в адрес административного ответчика выдано представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения.

В отношении Администрации г.о.Самара составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ, с привлечением лица к административной ответственности.

Административный ответчик наличие выявленных недостатков в ходе разбирательства дела не оспаривал.

Судом установлено, что до настоящего времени указанные в исковом заявлении недостатки в эксплуатационном содержании дороги устранены не были, дорожные разметки не установлены.

Таким образом, выявленные недостатки на день рассмотрения дела не устранены.

В силу части 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.

В соответствии с действующим законодательством, обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на владельцев автомобильных дорог и улиц, а также на лиц, осуществляющих их содержание.

Непринятие необходимых мер по ремонту дорожного покрытия напрямую затрагивает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, отражающей степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Доказательств, опровергающих выводы административного истца, отраженные в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, отвечающих требованиям относимости и допустимости, административным ответчиком не представлено.

Таким образом, обстоятельства, изложенные в представленном истцом акте от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствуют о ненадлежащем (не соответствующем требованиям норм технического регулирования) содержании соответствующих дорог.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Департаментом городского хозяйства и экологии необходимых мероприятий по обеспечению безопасности в сфере дорожного движения не осуществляется, суд приходит к выводу, что административным ответчиком допущены бездействия, повлекшие нарушение прав неопределенного круга лиц.

В силу ст. 227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.

В целях устранения допущенных нарушений на административного ответчика следует возложить обязанность организовать и провести работы по устранению дефектов дорожного покрытия на указанных в исковом заявлении улицах в г.Самара.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Советского района г. Самары к Департаменту городского хозяйства и экологии администрации г. о. Самара о признании бездействия незаконным, обязании устранить дефекты дорожного покрытия в виде отсутствия дорожной разметки - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента городского хозяйства и экологии г.о.Самара, выраженное в отсутствии организации ремонта (содержания) автомобильной дорог местного значения, а именно: на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5., 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5., 1.6., 1.12; на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12; на проезжей части пересечения (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5., 1.6., 1.12., 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12; на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части в районе (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.12. 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц разметка утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) 1.1., 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1; на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1, незаконным.

Обязать Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара в течении месяца со дня вступления решения в законную силу устранить дефекты дорожного покрытия: на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5., 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части пересечения и (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5., 1.6., 1.12., 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части в районе (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.12. 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1., 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019; на проезжей части пересечения улиц (дорожная разметка утрачена в процессе эксплуатации) п. 1.1, 1.5, 1.6, 1.12, 1.14.1 ГОСТ Р 52289-2019.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.А.Турбина

Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2022