ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2999/17 от 08.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2а-2999/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саранск 08 декабря 2017 года

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Ледяйкиной О.П.

с участием секретаря судебного заседания – Яшковой А.В.,

с участием в деле:

административного истца – Мордовской республиканской общественно-спортивной организации «Общество охотников и рыболовов», его представителей Ильина В. Г., действующего на основании выписки из протокола от 30 июля 2016 года, Буянова И. Н., действующего на основании доверенности от 20 января 2017 года, представившего диплом о высшем юридическом образовании,

административного ответчика – исполняющего обязанности начальника отдела государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Китаева А. А.,

административного ответчика – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, его представителя Китаева А. А., действующего на основании доверенности от 13 ноября 2017 года, представившего диплом о высшем юридическом образовании,

заинтересованного лица – Ерофеева С. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мордовской республиканской общественно-спортивной организации «Общество охотников и рыболовов» о признании незаконным предписания Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 03 октября 2017 года № 6/17 об организации выдачи путевок (договоров) в соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

установил:

Мордовская республиканская общественно-спортивная организация «Общество охотников и рыболовов» (далее по тексту – МРОСО «Общество охотников и рыболов») обратилось в суд с административным иском о признании незаконным предписания № 6/17 от 03 октября 2017 года, вынесенного Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее по тексту – Минлесхоз Республики Мордовия).

Указав в обоснование заявленных требований, что 05 октября 2017 года по почте МРОСО «Общество охотников и рыболовов» получила предписание № 6/17 от 03 октября 2017 года Минлесхоза Республики Мордовия об организации выдачи путевок (договоров) в соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении мнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данное предписание не законное, нарушает права и интересы истца.

06 октября 2016 года врио Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия ФИО1 издал приказ № 1087 о проведении плановой выездной проверки МРОСО «Общество охотников и рыболовов». С 01 ноября по 29 ноября 2016 года проводилась проверка МРОСО «Общество охотников и рыболовов» По результатам проверки 29 ноября 2016 года Минлесхоза Республики Мордовия составило акт проверки за номером 16. В акте проверки были указаны недостатки в работе Общества по сохранению охотничьих ресурсов и других правил охоты и соответствующего законодательства.

Во устранение обнаруженных недостатков Минлесхозом Республики Мордовия вынесено предписание № 4-1/16 от 12 декабря 2016 года; предписание № 4-2/16 от 12 декабря 2016 года; предписание № 4-3/16 от 12 декабря 2016 года; предписание № 4-4/16 от 12 декабря 2016 года.

Своими действиями по вынесению незаконных предписаний Министерство нарушило статью 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которой предусмотрена в случае выявления при проведении проверки нарушений выдача одного предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Данное нарушение по вынесению предписания повлекло массу нарушений со стороны Минлесхоза Республики Мордовия, которые выразились в проведении внеплановых проверок, составлению актов по результатам внеплановых проверок, протоколов об административном правонарушении, вынесению постановлений о признании виновными в совершении административного законодательства и наложению административных наказаний. Ильин В.Г., как физическое лицо, и Общество, как юридическое лицо, неоднократно были привлечены к административной ответственности и подвергнуты административным наказаниям в виде штрафа.

Также общество указывает, что Минлесхоз Республики Мордовия не является стороной договора предоставления услуг в сфере охотничьего хозяйства и соответственно не вправе каким-либо образом влиять на отношения, установленные другими субъектами правоотношений.

Ссылаясь на статьи 124-126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец просит суд предписание Минлесхоза Республики Мордовия № 6/17 от 03 октября 2017 года об организации выдачи путевок (договоров) в соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признать незаконным.

В судебном заседании представители МРОСО «Общество охотников и рыболовов» Ильин В.Г. и Буянов И.А. административный иск поддержали, просили суд его удовлетворить.

Административный ответчик Китаев А.А., являющийся одновременно представителем административного ответчика Минлесхоза Республики Мордовия, административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.

Заинтересованное лицо Ерофеев С.Г. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС Российской Федерации) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Согласно свидетельства о государственной некоммерческой организации от 06 октября 2011 года МРОСО «Общество охотников и рыболовов» зарегистрирована в качестве юридического лица 30 июня 1993 года. Председателем Правления является Ильин В. Г., что подтверждается Выпиской из протокола XXII конференции МРОСО «Общество охотников и рыболовов» от 30 июля 2016 года.

Постановлением Правительства Республики Мордовия №122 от 29 марта 2010 года МРОСО «Общество охотников и рыболовов» предоставлены охотничьи угодья для осуществления права пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, площадью 1478 319 гектаров сроком на 10 лет.

Минлесхозом Республики Мордовия 31 марта 2010 года МРОСО «Общество охотников и рыболовов» выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира с 30 марта 2010 года по 30 марта 2020 года.

Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №94-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон № 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (часть 1).

Основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1 части 2).

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (часть 4).

В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания (часть 21).

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона № 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

Статьей 14 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

Судом установлено, что приказом Минлесхоза Республике Мордовия от 06 сентября 2017 года № 871 назначено проведение внеплановой выездной проверки МРОСО «Общество охотников и рыболовов» сроком на 10 дней в период с 19 сентября 2017 года по 02 октября 2017 года.

Предметом проверки явилось выполнение МРОСО «Общество охотников и рыболовов» предписания Минлесхоза Республики Мордовия от 29 мая 2017 года № 4/17.

Лицом, уполномоченным на проведение проверки, являлся в том числе Ерофеев С.Г. – начальник отдела государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания Минлесхоза Республики Мордовия, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Мордовия.

Указанный приказ о проведении внеплановой выездной проверки получен МРОСО «Общество охотников и рыболовов» 12 сентября 2017 года.

Таким образом, МРОСО «Общество охотников и рыболовов» уведомлено о предстоящей внеплановой выездной проверке в установленный частью 16 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ срок.

По результатам проведенной проверки начальником отдела государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания Минлесхоза Республики Мордовия, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Мордовия Ерофеевым С.Г. 02 октября 2017 года составлен акт проверки №9/17 и выдано предписание от 03 октября 2017 года № 6/17 об устранении нарушений законодательства в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов.

Из материалов дела следует, что указанным выше предписанием на МРОСО «Общество охотников и рыболовов» возложена обязанность организовать выдачу путевок (договоров) в соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из акта проверки от 02 октября 2017 года № 9/17 следует, что МРОСО «Общество охотников и рыболовов» путевки (договор) на право охоты гражданам выдавались без указания конкретного вида перечня услуг определенного общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции, услуг. Согласно статье 423 Гражданского кодекса Российской Федерации возмездным является договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих оного вида перечня услуг опрбязанностей. Таким образом, МРОСО «Общество охотников и рыболовов» выступая стороной договора возмездного оказания услуг, является исполнителем по заключаемым договорам, а охотники (заказчики) являются потребителями оказываемых им услуг охотничьего хозяйства. Согласно статье 42 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным между сторонами в требуемой форме если достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для данного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Предмет договора оказания услуг представляет собой осуществление определенных действий или определенной деятельности. Договор считается заключенным, когда достигнуто согласие между сторонами по конкретному виду действий или деятельности, совершаемой исполнителем. Согласно части статьи 14 Закона об охоте в качестве документа, подтверждающего заключение между охотниками и МРОСО «Общество охотников и рыболовов» договора об оказании услуг охотничьего хозяйства охотнику выдается путевка (договор) на предоставление услуг в сфере охотничье-рыболовного хозяйства. Таким образом, договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства может оформляться выдачей путевки в охотничье хозяйство. При таких обстоятельствах данная путевка должна содержать в себе все существенные условия договора оказания услуг. На основании изложенного, Минлесхоз Республики Мордовия пришел к выводу, что выдаваемые МРОСО «Общество охотников и рыболовов» представленные путевки не могут являться договорами об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, поскольку не содержат предмета договора и существенных условий оказания услуг и фактически являются лишь кассовыми чеками.

Из приложения к данному акту проверки следует, что при проверке были проверены копии путевок на предоставлении услуг в сфере охотничье-рыболовного хозяйства серий РМ номера: 036576 от 09 августа 2017 года; 036276 от 18 августа 2017года, 034802 от 04 августа 2017 года, 035972 от 23 августа 2017 года, 034901 от 25 июля 2017 года, 035875 от 14 июня 2017 года, 034843 от 26 июля 2017 года, 035000 от 15 августа 2017 года, 036551 от 06 сентября 2017 года, 035348 от 29 августа 2017 года, 035187 от 22 августа 2017 года.

Данные обстоятельства не оспаривались административным истцом.

Согласно подпунктам 4, 5 части1 статьи1 Федерального закона от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон «Об охоте») охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; добыча охотничьих ресурсов - отлов или отстрел охотничьих ресурсов.

Право на добычу охотничьих ресурсов, согласно статье8 Закона «Об охоте» возникает с момента выдачи соответствующего разрешения.

Согласно части3 статьи 14 Закона «Об охоте» любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Таким образом, наличие разрешения и путевки являются условиями осуществления права на охоту, которое установлено статьей14 Закона «Об охоте», соответственно предоставление данного права не может зависеть от воли лиц, выдающих путевки, являющиеся лишь документом, подтверждающим факт заключения договора на оказание услуг.

Согласно части 1 статьи 55 Закона «Об охоте» услуги в сфере охотничьего хозяйства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.

Согласно статье 779 ГК Российской Федерации услугой является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 1 Закона «Об охоте» услуги в сфере охотничьего хозяйства - услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг.

Постановлением Центрального правления Ассоциации «Ростехрыболовсоюз» от 18 сентября 2008 г. №74 утверждена форма бланка «Путевка (договор) на право охоты, рыбной ловли, отдыха» и Положение о порядке заполнения, выдачи, учета, хранения путевок на право охоты, рыбной ловли, отдыха и контроля за совершением указанных операций.

Согласно пункту 17 данного Положения о порядке заполнения, выдачи, учета, хранения путевок на право охоты, рыбной ловли, отдыха и контроля за совершением указанных операций в путевке на охоту указываются виды и количество диких зверей и птиц, разрешенных к добыче, а на рыбную ловлю – виды и количество рыбы, разрешенной к отлову. Графа «разрешено к изъятию», «норма к изъятию» и стоимость услуг в рублях» заполняется представителем организации (хозяйства), выдающей путевку, а графы «фактически изъято» и «дней, затраченных на охоту» и «подранков» заполняется гражданином при сдаче путевки по окончании охоты и рыбной ловли.

МРОСО «Общество охотников и рыболовов» с 31 октября 1991 года является членом Общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов Ассоциации Росохотрыболовсоюз», что подтверждается свидетельством № 38, в связи с чем принятые Центральным правлением Ассоциацией «Ростехраболовсоюз» акты являются обязательными для МРОСО «Общество охотников и рыболовов».

Как следует из материалов дела, МРОСО «Общество охотников и рыболовов» выдало путевки на предоставление услуг в сфере охотничье-рыболовного хозяйства серии РМ №№: 036576 от 09 августа 2017 года; 036276 от 18 августа 2017 года, 034802 от 04 августа 2017 года, 035972 от 23 августа 2017 года, 034843 от 26 июля 2017 года, 035000 от 15 августа 2017 года, 034901 от 25 июля 2017 года, 036551 от 06 сентября 2017 года, 035348 от 29 августа 2017 года, 035187 от 22 августа 2017 года. Из данных путевок следует, что в первой таблице, содержащей графу «Разрешено к использованию (изъятию объекты охоты, рыболовства) проставлен штамп «Согласно разрешения» и указана сумма в графе «Итого оплачено». В путевке серии РМ № 035875, копия которой имелась в МРОСО «Общество охотников и рыболовов» на момент проверки Минлесхозом Республики Мордовия в период с 19 сентября 2017 года по 02 октября 2017 года, в первой таблице графа «Разрешено к использованию (изъятию объекты охоты, рыболовства)» не имеется никаких записей и штампов. Данная таблица не оформлена.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства в путевке в графе «разрешено к использованию (изъятию) объекты охоты и рыболовства» проставлен штамп «Согласно разрешению», а не конкретные виды и количество диких зверей и птиц, разрешенных к добыче; графы «норма изъятия», «стоимость услуг» не заполнены. Иной документ, позволяющий определить предмет договора возмездного оказания услуг при выдаче путевок, не составлялся. В путевке же серии РМ №035875 отсутствует и вышеуказанный штамп, что также свидетельствует о нарушении вышеуказанных требований законодательства

Таким образом, предмет договора, предусмотренной статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию заказчика), при выдаче путевок не определен, в силу чего договор возмездного оказания услуг, согласно статье432 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может считается заключенным.

Довод представителя МРОСО «Общество охотников и рыболовов» Буянова И.Н. о том, что претензий к проставлению в путевке штампа «Согласно разрешения», со стороны Ерофеева С.Г. не имелось, что свидетельствует о незаконности предписания по мнению стороны административного истца, отклоняется судом, как основанный на неверном толковании норм права, поскольку Положением о порядке заполнения, выдачи, учета, хранения путевок на право охоты, рыбной ловли, отдыха и контроля за совершением указанных операций, утвержденном постановлением Центрального правления Ассоциации «Росхотрыболовсоюз» от 18 сентября 2008 года № 74, не предусмотрено проставление в путевке штампа «Согласно разрешения».

Также не состоятельным суд признает и довод представителя административного истца Буянова И.Н. о том, что первоначально в 2016 году выдано 4 предписания по итогам плановой проверки МРОСО «Общество охотников и рыболовов», а не одно, как предусмотрено статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем вынесенные в 2016 году предписания являются незаконными, а, следовательно, являются незаконными и все последующие предписания, в том числе от 03 октября 2017 года, поскольку при рассмотрении данного дела предметом судебного разбирательства является предписание Минлесхоза Республики Мордовия от 03 октября 2017 года, а не действия Минлесхоза Республики Мордовия по вынесению предписаний в декабре 2016 года.

Суд приходит к выводу, что вынесенное 03 октября 2017 года Минлесхозом Республики Мордовия предписание в адрес МРОСО «Общество охотников и рыболовов» соответствует требованиям части 1 статьи 17 Закона Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку по итогам внеплановой проверки, проводимой в период с 19 сентября 2017 года по 02 октября 2017 года выдано одно предписание.

Вместе с тем суд считает, что вынесение 12 декабря 2016 года в результате выявленных нарушений в результате проведенной проверки с 01 ноября по 29 ноябре 2016 года по каждому из выявленных нарушений отдельного предписания, не нарушает прав и законных интересов МРОСО «Общество охотников и рыболовов».

Довод представителя административного истца Буянова И.Н. о том, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 года № 359 на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы). Документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 - 6 настоящего Положения, в том числе к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель), что МРОСО «Обществом охотников и рыболовов» и указывается, отклоняется судом, как необоснованный, поскольку согласно подпункту д) пункта 3 указанного Положения документ должен содержать в том числе и вид услуги. Вышеуказанные путевки не содержат в себе указания об оказываемом виде услуг.

При этом, довод представителя административного истца Буянова И.Н. о том что в билетах на концерты, в кино, в парк, которые также являются бланками строгой отчетности, не проставляется предмет договора и оказываемые услуги, не относится к рассматриваемому делу. Вместе с тем как следует из пункта 6 вышеуказанного Положения при необходимости из формы бланка документа при оказании услуг учреждениями культуры (учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий), а также услуг по использованию парковок (парковочных мест) на платной основе могут быть исключены реквизиты, предусмотренные подпунктами «ж» - «и» пункта 3 настоящего Положения.

Довод представителя административного истца Буянова И.Н. о том, что Ерофеев С.Г. не имел права выдавать предписание, также отклоняется судом, как необоснованный, поскольку из должностного регламента начальника отдела государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания Минлесхоза Республики Мордовия, утвержденного 01 января 2012 года, следует, что начальник отдела при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеет право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки (абзац 5 пункта 4.2. должностного регламента).

Таким образом, Ерофеев С.Г., назначенный 15 апреля 2011 года на должность начальника отдела государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, имел право выдавать предписание 03 октября 2017 года.

Довод представителя административного истца Буянова И.Н. о том, что Минлесхоз Республики Мордовия в соответствии с Договором от 1 марта 2010 года № 12 о предоставлении в Республике Мордовия территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, обязан не вмешиваться в хозяйственную деятельность МРОСО «Общество охотников и рыболовов», суд считает несостоятельным по следующим основаниям.

Действительно, в Договоре от 1 марта 2010 года № 12 о предоставлении в Республике Мордовия территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, на Минлесхоз Республики Мордовия возложена обязанность не вмешиваться в хозяйственную деятельность охотпользователя, если она соответствует действующему законодательству Российской Федерации, Республики Мордовия и условиям настоящего договора,

Вместе с тем, согласно пункту 5 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора, утвержденного Приказом Минприроды России от 27 июня 2012года №171, предметом государственного охотничьего надзора является проверка соблюдения юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе правил охоты, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты, за оборотом продукции охоты, а также проведения биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Порядок оказания услуг в сфере охотничьего хозяйства регламентирован статьей 55 Закона «Об охоте». Соблюдение норм указанного закона юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в любом случае является предметом государственного охотничьего надзора.

Из оспариваемого предписания следует, что оно вынесено в адрес юридического лица – МРОСО «Общество охотников и рыболовов», не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере хозяйственной деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора.

Возложение на МРОСО «Общество охотников и рыболовов» обязанности организовать выдачу путевок в соответствии с частью 1 статьи 55 Закона «Об охоте» не свидетельствует о вмешательстве Минлесхоза Республики Мордовия в хозяйственную деятельность МРОСО «Общество охотников и рыболовов».

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административный ответчик в пределах своей компетенции, законно и обоснованно вынес в адрес административного истца оспариваемое предписание, поскольку при проведении проверки Министерством установлен факт нарушения МРОСО «Общество охотников и рыболовов» требований законодательства об охоте.

Выводы, изложенные в предписании и акте проверки, сделаны на основании документов, представленных МРОСО «Общество охотников и рыболовов», которое несет ответственность за их достоверность.

Представление в судебное заседание 06 декабря 2017 года подлинника путевки серии РМ 035875 от 14 августа 2017 года с проставленным в первой таблице штампа «Согласно разрешения» не свидетельствует об исполнении вышеуказанных требований законодательства при оформлении вышеуказанной путевки.

При этом, суд считает, что отражение в акте проверки даты выдачи путевки серии РМ №035875, как 14 июня 2017 года, а не 14 августа 2017 года, что отражено в обозренном в судебном заседании подлиннике путевки, не свидетельствует о незаконности предписания Минлесхоза Республики Мордовия от 03 октября 2017 года, данное обстоятельство расценивается судом как описка. При этом суд учитывает, что при проверке исследовались копии путевок, выдаваемых МРОСО «Общество охотников и рыболовов», поскольку подлинники путевок находятся у охотников до окончания сезона охоты. При этом, в соответствии с пунктом 21 Положения о порядке заполнения, выдачи, учета, хранения путевок на право охоты, рыбной ловли, отдыха и контроля за совершением указанных операций путёвка заполняется через копировальную или самокопировальную бумагу в двух экземплярах. Второй экземпляр (копия путёвки) остаётся на месте выдачи в книге по учёту бланков путёвки, который и может быть проверен надзорным органом. При этом копия путевки, хранящаяся в МРОСО «Общество охотников и рыболовов» должна соответствовать оригиналу путевки.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности выданного 03 октября 2017 года Минлесхозом Республики Мордовия предписания в адрес МРОСО «Общество охотников и рыболовов».

Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства не свидетельствует об их неправильном применении Минлесхозом Республики Мордовия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать Мордовской республиканской общественно-спортивной организации «Общество охотников и рыболовов» в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным предписания Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 03 октября 2017 года № 6/17 об организации выдачи путевок (договоров) в соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия О.П. Ледяйкина

Мотивированное решение суда изготовлено 13 декабря 2017 года.

Судья О.П. Ледяйкина