ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-299/20 от 21.10.2021 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы 21 октября 2021г

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н.,

при секретаре Аримхеевой А.И.,

с участием

представителя административного истца ООО "С"Ш.Ю.Ю., действующей на основании доверенности от 23.07.2021

административного ответчика судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера Управления ФССП России по Иркутской области М.Л.В.,

заинтересованного лица Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Петрова В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-7/2021 по административному иску ООО "С" к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера Управления ФССП России по Иркутской области М.Л.В., Управлению ФССП России по Иркутской области о признании постановления об установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа, постановления об отказе в удовлетворении заявления незаконными и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ООО "С" обратилось в Ольхонский районный суд к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера Управления ФССП России по Иркутской области М.Л.В., Управлению ФССП России по Иркутской области с вышеуказанными административными исками которые были объединены в одно производство.

В обоснование требований указывает, что постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области М.Л.В. от ДД.ММ.ГГГГООО "С" установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области М.Л.В. от ДД.ММ.ГГГГООО "С" отказано в удовлетворении заявления о подключении строении, подлежащих сносу, к электрической энергии.

Названные постановления считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ № 229), в том числе ст. 105, не содержит критериев определения продолжительности нового срока для исполнения требований исполнительного документа должником.

Предполагается, что новый срок, установленный судебным приставом-исполнителем, для исполнения требований исполнительного документа является реальным и разумным, то есть позволяющим исполнить требования во вновь установленный срок.

Оспариваемым постановлением, датированным ДД.ММ.ГГГГ, ООО "С" обязано осуществить снос 39 объектов капитального строительства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, то есть установленный срок составляет 14 календарных дней.

Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу , на основании которого выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство -ИП, установлен срок сноса объектов - в течение 12 месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-Ф3 в Градостроительный кодекс Российской Федерации введена глава 6.4, регулирующая снос объектов капитального строительства.

Согласно частям 2 и 4 статьи 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно- строительного проектирования. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов н материалов обследовании объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.

Изменения закона и введение новых положений в действующее законодательство, регламентирующих процедуру сноса строений, установили новые требования к сносу объектов капитального строительства.

Статьями 48, 55.30 - 55.33 ГрК РФ установлена процедура сноса строений, предусматривающая определенные этапы, в том числе:

1. Поиск подрядчика и заключение договора на разработку проекта организации работ по сносу.

2. Обследование объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности

3. Передача подрядной организации исходных данных для разработки проекта организации работ но сносу.

4. Направление запросов уполномоченным органам и организациям по вопросам необходимым для подготовки проекта организации работ по сносу и получение ответов на них.

5. Подготовка проекта организации работ по сносу

6. Получение положительного заключения государственной экспертизы проекта экологической экспертизы, экспертизы проекта рекультивации.

7. Получение условий отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения у эксплуатирующей организации.

8. Поиск подрядчика и заключение договора на выполнение работ по сносу.

9. Вывод объекта капитального строительства из эксплуатации.

10. Отключение объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

11. Направление уведомления в орган местного самоуправления о начале работ по сносу.

12. Устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществление мероприятий по утилизации строительного мусора.

13. Получение согласований, разрешений и т.п., необходимых для выполнения работ по сносу.

14. Выполнение работ по сносу объектов в соответствии с проектом

15. Иные мероприятия

Требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства утверждены постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 509.

Пунктами 3 и 4 названных Требований определено, что проект организации работ по сносу объекта капитального строительства состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть проекта содержит, по мимо прочего:

- перечень мероприятий по обеспечению защиты зеленых насаждении; расчеты и обоснование размеров зон развала и опасных зон в зависимости от принятого способа сноса;

- описание и обоснование решений по безопасному ведению работ по сносу объекта капитального строительства;

- перечень мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда окружающей среде;

- описание решений по вывозу и утилизации отходов от сноса объекта капитального строительства, в том числе демонтированного оборудования;

- перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству земельного участка.

Ранее соблюдение указанной процедуры законом не предусматривалось, что существенно сокращало сроки осуществления сноса строений.

В настоящее время снос объектов капитального строительства без соблюдения процедуры сноса невозможен.

Объекты, подлежащие сносу расположены на особо охраняемой природной территории, в водоохранной зоне, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Существующие ограничения по осуществлению деятельности на особо охраняемой природной территории, в пределах водоохранной зоны, в ЦЭС БПТ, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 прямо запрещают снос капитальных объектов путем разрушения, подрыва и иными способами.

Единственным разрешенным методом сноса объектов является ручной разбор.

Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу установлено, что объекты, подлежащие сносу расположены в границах особо охраняемых природных территорий, водоохранной зоне, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, что безусловно влечет необходимость в соблюдении процедуры сноса.

Учитывая, приведенные выше требования по разработке проекта работ по сносу объектов, его согласованию, прохождению экспертиз, исполнить требование исполнительного документа во вновь установленный 14-ти дневный срок не представляется возможным.

Кроме того, действия судебного пристава-исполнителя М.Л.В. по полному ограничению потребления электрической энергии на объектах, подлежащих сносу, повлекли увеличение сроков выполнению процедуры сноса, так как изменили исходные данные, предоставленные проектировщикам.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).

Пунктом 8 названных Правил установлено, что рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Согласно п. 10 Правил проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации.

Именно проектом организации работ по сносу с учетом выбранного способа сноса строений осуществляется момент отключения объектов от электрической энергии.

При этом следует различать отключение каждого конкретного объекта, подлежащего сносу, от электрической энергии, от полного ограничения потребления электрической энергии всего комплекса строений.

Выполнение работ по сносу строений путем ручного разбора требует обязательное наличие электрической энергии.

Преждевременное отключение объектов, подлежащих сносу, от электрической энергии и отказ в подключение строений к электрической энергии, повлекло приостановку выполнения проектных работ ввиду изменения условий производства работ по сносу и необходимости поиска проектного решения.

В отсутствие электрической энергии осуществить разбор зданий с соблюдением всех требований действующего законодательства не представляется возможным.

Оспариваемое постановление судебного пристава не мотивировано, не содержит доводов, но которым не принято во внимание письмо ООО «Белый Квадрат» (подрядчика ООО «Сергит», выполняющего проект организации работ по сносу строений), содержащее информацию о необходимости наличия электрической энергии на объектах.

Кроме того, оспариваемое постановление не содержит обоснование отказа в подключении электрической энергии объектов, в отношении которых решение о сносе судом не принималось.

При вынесении постановления судебный пристав не мотивировал свой отказ в части необходимости электрической энергии для осуществления возможности осуществлять круглосуточную ежедневную сохранность строений, обеспечивать работоспособность пожарной и охранной сигнализаций, консервацию локальных очистных сооружений, водозаборного оборудования, которые не подлежат сносу, и т.д.

Пожарная и охранная сигнализации запитаны от электрической энергии и в настоящее время отключены.

Водозаборные емкости, локальные очистные сооружения не законсервированы, что в период пониженных температур приведет к разрыву и выходу из строя емкостей, то есть к убыткам собственников.

Для выполнения поименованных мероприятий необходимо обеспечение ряда строений тепловой энергией (с целью недопущения причинения убытков сооружениям и оборудованию, которые не являются предметом исполнения по исполнительному производству), которая зависит от электрической энергии.

Деятельность гостиничного комплекса "Б.О" не осуществляется. Электрическая энергии необходима для выполнения работ по сносу, а также для обеспечения объектов, не подлежащих сносу электрической энергией.

Отключение от электрической энергии объектов, не подлежащих сносу, запрещено законом.

Просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения службы судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области М.Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ в части установления нового срока для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения службы судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов но Иркутской области М.Л.В. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "С" путем установления реального нового срока для исполнения требований исполнительного документа.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения службы судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области М.Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления ООО "С" по исполнительному производству -ИП.

Обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения службы судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области М.Л.В. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "С"

Представитель административного истца ООО "С"Ш.Ю.Ю., административные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера Управления ФССП России по Иркутской области М.Л.В., требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Административный ответчик Управление ФССП России по Иркутской области в судебное заседание не явилось, надлежаще извещено, причины неявки суду не сообщило.

Заинтересованное лицо Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор Петров В.В. просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, а также действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) нормативному правовому акту, и нарушение решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

В силу статьи 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными и подлежат исполнению на территории Российской Федерации.

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки (пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

В соответствии с положениями статьей 360 и 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец, оспаривая постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области М.Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении нового срока исполнения по исполнительному производству, в качестве обоснования незаконности указанного постановления административный истец указывает, что Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-Ф3 в Градостроительный кодекс Российской Федерации введена глава 6.4, регулирующая снос объектов капитального строительства, которой установлены новые требования к сносу объектов капитального строительства.

Согласно п. 1 ст. 55.32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 10 названной статьи предусмотрено, что снос самовольной постройки осуществляется в соответствии со статьями 55.30 и 55.31 настоящего Кодекса.

����������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????[�???????�?�?�????h�??�?�@?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1948 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», которым действует в том числе в отношении сноса строений.

Глава 6.4 введена в Градостроительный кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ и вступила в силу с 01.09.2021.

Решение Ольхонского районного суда Иркутской области по делу по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО "С" об обязании снести самовольные постройки вынесено ДД.ММ.ГГГГ и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Данным решением ООО "С" обязано снести самовольные постройки, а именно: 4 двухэтажных здания размером 10 х 12 метров, обшитые деревянной профилированной доской «блок-хаусом», имеющие двухскатную кровлю, выполненную из деревянных конструкций с покрытием из металлочерепицы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, а также на самовольно занятом участке, прилегающем с северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером по адресу в <адрес> двухэтажных зданий размером 10 х 12 метров; 2 двухэтажных здания размером 10 х 24 метра; 1 одноэтажное здание размерами 16 х 24 метра; 1 одноэтажное здание размерами 22 х 24 метра, 1 одноэтажное здание размерами 16 х 40 метра, 2 одноэтажных здания размерами 26 х 6 метра, обшитые деревянной профилированной доской «блок-хаусом», имеющие двухскатную кровлю, выполненную из деревянных конструкций с покрытием из металлочерепицы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером (единое землепользование) в <адрес>, а также на самовольно занятом земельном участке с кадастровым номером по адресу в <адрес>А и самовольно занятом земельном участке, прилегающем с северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером (единое землепользование) по адресу в <адрес> в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, то есть в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как уже отмечено выше глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, касающееся сноса объектов капитального строительства вступила в силу с 01.09.2021.

В связи с чем, вышеприведенные изменения закона и введение новых положений в действующее законодательство, регламентирующих процедуру сноса строений, установили новые требования к сносу объектов капитального строительства только 01.09.2021 практически через 3 года после вынесения решения и вступления его в законную силу.

В связи, с чем у ответчика имелось достаточно времени для исполнения решения суда в добровольном порядке.

Согласно п. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.