Дело № ...а-299/2020
10RS0№ ...-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2020 года ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Береговой С.В.,
при секретаре Шишулиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление В.В.Е. к Министерству имущественных и земельных отношений ........ об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении его в собственность, обязании произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
В.В.Е. обратилась с административным иском по тем основаниям, что при обращении к ответчику с заявлением ХХ.ХХ.ХХ с просьбой утвердить схему земельного участка, расположенного в ........ в кадастровом квартале № ... площадью <...> и предоставить его бесплатно в собственность, она получила отказ по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Карьер мраморных ломок» XVIII-XIX вв. С названным решением В.В.Е. не согласна, поскольку ответчиком в отказе указано, что на испрашиваемом участке отсутствуют объекты культурного наследия, а границы защитной зоны таких объектов в установленном законом порядке не установлены, в ЕГРН не внесены, на местности не обозначены. Ответчик ссылается на п.4 ст.31 Закона от 25.06.2002 №78-ФЗ, где указано необходимое расстояние до объекта культурного наследия – 200 метров, но расстояние от испрашиваемого участка от объекта культурного наследия не указывает, также не предоставляет схематических и графических материалов. Согласно информации с Интерет-ресурсов расстояние от объекта культурного наследия до границы испрашиваемого земельного участка составляет 353 метра, то есть, больше защитной зоны, на которую ссылается ответчик. Кадастровый инженер К.Е.В. при составлении схемы испрашиваемого земельного участка руководствовался картографическим материалом Генерального плана ........, в схему включил участок, расположенный строго в границах территориальной зоны. Истец полагает, что ее права нарушены, поскольку ответчик произвольно отнес испрашиваемый земельный участок к защитной зоне объектов культурного наследия. С учетом уточненных требований, просит признать отказ Министерства имущественных и земельных отношений ........, изложенный в письме от ХХ.ХХ.ХХ№ ... незаконным, обязать устранить нарушения законодательства, обязывающего предоставить В.В.Е., как многодетной матери, бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании административный истец В.В.Е. уточненные требования поддержала в полном объеме.
Министерство имущественных и земельных отношений ........ своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены, представили возражения, согласно которым полагали требования не подлежащими удовлетворению.
Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Положениями ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») установлены понятия территории объекта культурного наследия, границ территории объекта культурного наследия.
Согласно ст. 5 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. В силу п. 4 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 34 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений (ч. 2 ст. 34).
Пунктом 4 ст. 34.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.
Судом установлено следующее.
ХХ.ХХ.ХХ административный истец обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений ........ с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в ........ в кадастровом квартале № ... площадью <...>
Ответом Министерства имущественных и земельных отношений ........ от ХХ.ХХ.ХХ, В.В.Е. в предоставлении спорного земельного участка отказано, поскольку он расположен в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что права на земельный участок, расположенный по адресу: ................, в кадастровом квартале № ..., площадью <...>., не зарегистрированы.
Заключением от ХХ.ХХ.ХХ№ ... КУ «Центр по госохране объектов культурного наследия» установлено, что на спорном земельном участке отсутствуют объекты культурного наследия. Вместе с тем, в 180 м. от границы со спорным земельным участок расположен объект культурного наследия регионального значения «Карьер мраморных ломок XVIII-XIX вв.»; в 200 м. от границы – «Церковь Казанской иконы Божией Матери 1856 г.»
В соответствии с Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 09.06.2001 № 144 «О включении отдельных объектов в государственный список недвижимых памятников истории и культуры Республики Карелия местного значения» Церковь Казанской иконы Божией Матери включена в список памятников архитектуры, находящихся на территории Республики Карелия и подлежащих государственной охране.
Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 08.08.1995 №654 «О включении отдельных объектов в государственный список недвижимых памятников истории и культуры Республики Карелия местного значения» Карьер мраморных ломок XVIII-XIX вв. включен в список памятников истории, подлежащих государственной охране.
Исходя из анализа приведенных норм, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ Министерства имущественных и земельных отношений ........ является обоснованным, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требованиях надлежит отказать.
Тот факт, что в оспариваемом отказе не указано расстояние от спорного земельного участка до границы зон объектов культурного наследия, не может служить основанием для признания данного отказа незаконным.
Руководствуясь статьями 114, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В.Берегова
Мотивированное решение изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.