ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-299/20 от 30.12.2020 Мамонтовского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-299/2020

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«30» декабря 2020 года с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края

Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Сильновой Т.Б.,

при секретаре К.А.В..,

с участием прокурора Б.М.В..,

представителей заинтересованного

лица Н.Е.В.., С.А.П..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Мамонтовского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сусловского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мамонтовского района Алтайского края в соответствии со ст. 39 КАС РФ обратился в Мамонтовский районный суд Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Сусловского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Мамонтовского района Алтайского края проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья населения, по результатам которой выявлены нарушения.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного её здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался (далее - Положение).

Согласно п. 6 Положения, обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.

В соответствии с пп. 48 п. 2.1.1. Указа губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края», министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Алтайского края, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, и которые находятся на территории Алтайского края.

Возможность реализации данных полномочий зависит от постановки на учет таких гидротехнических сооружений в качестве бесхозяйственных объектов.

В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок), постановлку на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав или территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

В соответствии с п. 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно информации, полученной от Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, на территории Сусловского сельсовета Мамонтовского района расположены три гидротехнических сооружения: гидроузел водохранилища на ручье Безымянный 1 с. Суслово; гидроузел водохранилища на ручье Безымянный 2 с. Суслово; гидроузел водохранилища на ручье Безымянный 3 с. Суслово, собственник которых неизвестен.

Как установлено в ходе проведенной проверки, Администрацией Сусловского сельсовета Мамонтовского района, в нарушение вышеперечисленных требований законодательства, заявления о постановке на учет бесхозяйственных объектов недвижимого имущества трех гидротехнических сооружений: гидроузла водохранилища на ручье Безымянный 1 с. Суслово; гидроузла водохранилища на ручье Безымянный 2 с. Суслово; гидроузла водохранилища на ручье Безымянный 3 с. Суслово, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не направлялись.

Требование представления, внесенного в первом полугодии 2020 года заместителем прокурора Мамонтовского района Алтайского края на имя главы сельсовета о необходимости постановки на учет гидротехнического сооружения, исполнено не было.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного ГТС не позволяет обеспечить соблюдение требований Федерального закона № 117-ФЗ по поддержанию надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде.

Безопасность ГТС не может быть обеспечена до устранения неопределенности правового статуса и балансовой принадлежности.

На основании изложенного прокурор просит признать незаконным бездействие муниципального образования Сусловский сельсовет Мамонтовского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного на территории этого муниципального образования.

Обязать орган местного самоуправления - администрацию Сусловского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края в порядке и сроки, установленные действующим законодательством, подготовить в полном объеме документацию, необходимую для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений в виде: гидроузла водохранилища на ручье Безымянный 1 с. Суслово, гидроузла водохранилища на ручье Безымянный 2 с. Суслово, гидроузла водохранилища на ручье Безымянный 3 с. Суслово, в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Обязать орган местного самоуправления - администрацию Сусловского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края в порядке и сроки, установленные действующим законодательством, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений в виде: гидроузла водохранилища на ручье Безымянный 1 с. Суслово, гидроузла водохранилища на ручье Безымянный 2 с. Суслово, гидроузла водохранилища на ручье Безымянный 3 с. Суслово, в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

В судебном заседании прокурор Б.М.В. поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика, администрации Сусловского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Представители заинтересованного лица - Администрации Мамонтовского района Алтайского края Н.Е.В.С.А.П.. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по иску не представил.

Представитель заинтересованного лица - министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве просил исковые требования удовлетворить, поскольку орган местного самоуправления поселения в рассматриваемом случае обязан направить в адрес территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по месту нахождения имущества заявление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Постановка на учет является юридическим фактом, позволяющим считать, что данное имущество не имеет собственника либо собственник этого имущества неизвестен. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Следовательно, данный орган обязан принять меры по постановке бесхозяйного имущества на учет, поскольку орган исполнительной власти субъекта РФ может реализовать свои полномочия по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения в виде капитального ремонта, консервации или ликвидации только после установления статуса бесхозяйной вещи.

Исследовав материалы административного дела, представленные по делу доказательства, а также выслушав представителей сторон, представителей заинтересованного лица, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ (в действующей редакции) «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; чрезвычайная ситуация - обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно ст. 5 Закона № 117-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений:

- на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в статье 8 настоящего Федерального закона, решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности;

- участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

- разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался;

- обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий;

- принимают решения об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений;

- участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;

- информируют население об угрозе возникновения аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.

Статьей 8 Закона № 117-ФЗ предусмотрено, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

- обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

- представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

- осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

- непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

- осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

- необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

- ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В соответствии со ст. 9 Закона ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

- развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

- создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

- содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;

- обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

- обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16,17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Установленные ст. ст. 5,8 и 9 Закона № 117-ФЗ меры обеспечения безопасности гидротехнических сооружений не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности спорного гидротехнического сооружения.

Таким образом, меры по предупреждению аварий гидротехнического сооружения относятся к мерам по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

На основании абзаца первого части 4 статьи 15, части 4, пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (в действующей редакции) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относятся к вопросам местного значения сельского поселения в случае заключения соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению этого вопроса за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела, на территории муниципального образования Сусловского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края находятся гидротехнические сооружения: гидроузел водохранилища на ручье Безымянный 1 с. Суслово; гидроузел водохранилища на ручье Безымянный 2 с. Суслово; гидроузел водохранилища на ручье Безымянный 3 с. Суслово.

Указанные гидротехнические сооружения на учёте в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество, не состоят.

Соблюдение установленного законом порядка принятия бесхозяйного недвижимого имущества на учет органа, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, делает возможным распоряжение им в дальнейшем, определение собственника (пользователя) этого имущества и возложение на него обязанностей по его надлежащей эксплуатации и охране.

С учетом выявленных нарушений, и.о. прокурора района главе администрации Сусловского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Согласно ответу администрации Сусловского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ на представление от ДД.ММ.ГГГГ, при формировании бюджета муниципального образования Сусловский сельсовет на 2020 год денежные средства на оформление документов постановки на кадастровый учет гидротехнических сооружений, а именно: гидроузел водохранилища на ручье Безымянный 1 с. Суслово; гидроузел водохранилища на ручье Безымянный 2 с. Суслово; гидроузел водохранилища на ручье Безымянный 3 с. Суслово, не были заложены. Администрация Сусловского сельсовета устранит нарушение законодательства - решит вопрос постановки на учет гидротехнических сооружений.

В соответствии с Договором на выполнение кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Администрацией Сусловского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края (Заказчик) и ИП Л.В.В.. (Подрядчик), Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя подготовку технической документации в отношении гидротехнических сооружений в границах МО Сусловский сельсовет.

Согласно ответу Сибирского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведенной инвентаризации ГТС Правительством Алтайского края в адрес Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представлена информация о наличии на территории Мамонтовского района 8 комплексов ГТС, в том числе: ГТС гидроузла водохранилища на ручье Безымянный 1, расположенного в 1,5 км. на юг от с. Суслово, собственник - Администрация Сусловского сельсовета, эксплуатирующая организация - Администрация Сусловского сельсовета. Характеристика ГТС гидроузла: земляная плотина L=180м; В=6,0м; Н=8,5м, паводковый водосброс щитовой закрытого типа с шахтой 3х4м, быстроток, гаситель с порогом и рисберма, водовыпуск трубчатый стальная труба d=500 мм, рыбоуловитель, отводящий канал, объем водохранилища 1,18 млн.куб.м.

ГТС гидроузла пруда на ручье Безымянный 2, расположенного в 1км. от с. Суслово, собственник - Администрация Сусловского сельсовета, эксплуатирующая организация - Администрация Сусловского сельсовета. Характеристика ГТС гидроузла: земляная плотина L=150м; В=6,0м; Нпл=3,5-4,0м, водослив сифонный трубчатый d=500 мм, водосброс трубчатый закрытый 2 стальные трубы d=500 мм, d=700 мм, отводящий канал, объем пруда 0,3 млн.куб.м.

ГТС гидроузла пруда на ручье Безымянный 3, расположенного в с. Суслово, собственник - Администрация Сусловского сельсовета, эксплуатирующая организация - Администрация Сусловского сельсовета. Характеристика ГТС гидроузла: земляная плотина L=250м; В=10,0м; Нпл=5-6м, водосброс трубчатый шахтный оголовок 2 ж/б трубы d=1400 мм, лоток быстротока, отводящий канал, объем пруда 0,5 млн.куб.м.

Согласно ответу Сибирского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ следующие гидро-технические сооружения (ГТС): гидроузел водохранилища на ручье Безымянный 1, расположенный в 1,5 км. на юг от с. Суслово Мамонтовского района Алтайского края; гидроузел пруда на ручье Безымянный 2, расположенный в с. Суслово Мамонтовского района Алтайского края; гидроузел пруда на ручье Безымянный 3, расположенный в с. Суслово Мамонтовского района Алтайского края, на водных объектах, не относятся к федеральной собственности. Функционирование указанных ГТС напрямую влияет на состояние речной сети. Влияние указанных ГТС на функционирование речной сети должно быть определено проектной документацией на соответствующее ГТС, а в случае её отсутствия - исключительно специализированными организациями. Сибирское управление Ростехнадзора не осуществляет государственный контроль (надзор) за гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался.

В соответствии с ответом Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ Пруды , 2, 3 (водохранилища), образованные плотинами на ручье Безымянный в с. Суслово Мамонтовского района Алтайского края, являются федеральной собственностью.

Согласно ответу Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ гидроузел водохранилища , расположенный в с. Суслово Мамонтовского района Алтайского края на ручье Безымянном вблизи земельного участка с кадастровым номером - . В государственном водном реестре сведения о водохранилище на ручье Безымянном отсутствуют. Гидроузел пруда , расположенный в с. Суслово Мамонтовского района Алтайского края на ручье Безымянном вблизи земельного участка с кадастровым номером - . В государственном водном реестре сведения о пруде на ручье Безымянном отсутствуют. Гидроузел пруда , расположенный в с. Суслово Мамонтовского района Алтайского края на ручье Безымянном вблизи земельного участка с кадастровым номером - . В государственном водном реестре сведения о пруде на ручье Безымянном отсутствуют.

Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Сусловского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края уведомляет Сибирское управление Ростехнадзора и Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края на территории Сусловского сельсовета выявлены три бесхозяйных гидротехнических сооружения, расположенных на ручье Безымянный.

Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Мамонтовского района Алтайского края уведомляет Сибирское управление Ростехнадзора и Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края на территориях Островновского и Сусловского сельсоветов выявлены шесть бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на ручье Семеновский и ручье Безымянный.

В соответствии с ответом Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества: гидроузел водохранилища на ручье Безымянный 1, расположенный в 1,5 км. на юг от с. Суслово Мамонтовского района Алтайского края; гидроузел пруда на ручье Безымянный 2, расположенный в с. Суслово Мамонтовского района Алтайского края; гидроузел пруда на ручье Безымянный 3, расположенный в с. Суслово Мамонтовского района Алтайского края.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

При таких обстоятельствах и учитывая, что спорные гидротехнические сооружения расположены в административных границах муниципального образования Сусловский сельсовет Мамонтовского района Алтайского края суд соглашается с доводами прокурора о том, что не обращение администрации сельсовета в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 статьи 225 ГК РФ.

В соответствии с п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В соответствии с п. 7 Положения документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

- выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
- выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

В Письме Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен вопрос внесения в Единый государственный реестр объектов капитального строительства сведений об объектах капитального строительства - бесхозных недвижимых вещах и сделан вывод, что государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества осуществляются до учета объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйных вещей, в связи с чем особенности осуществления государственного технического учета бесхозяйных недвижимых вещей отсутствуют.

Согласно п. 2 Положения принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют:

Федеральная регистрационная служба - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более чем одного регистрационного округа;

территориальные органы Федеральной регистрационной службы - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Из Определения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47-Впр10-1 следует, что, поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, он обязан это делать.

Таким образом, орган местного самоуправления поселения в рассматриваемом случае обязан направить в адрес территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по месту нахождения имущества заявление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, предусмотренные п. п. 5, 7 Положения.

Водный объект - это природный или искусственный водоём, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4 статьи 1 ВК РФ).

В силу части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Частью 2 статьи 8 ВК РФ определено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Законодательством Российской Федерации не регламентируется разграничение прав собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые гидротехническими сооружениями.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда.

Из положений статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» следует, что собственником водного объекта может быть как Российская Федерация, субъект Российской Федерации, так и муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Частью 1 статьи 271 ГК РФ установлено, что собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

Таким образом, вопреки мнению административного ответчика, законодательство не связывает возникновение права собственности на гидротехническое сооружение с правом собственности на водный объект и (или) земельный участок.

В силу статьи 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно пункту 3 статьи 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со статьей 4 ВК РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы данным Кодексом.

Как следует из статьи 27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется исходя из положений гражданского законодательства и данного Кодекса.

В силу статьи 1 ВК РФ водный объект это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

Водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5 ВК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.

Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 1 статьи 8 ВК РФ).

Таким образом, исходя из совокупного толкования приведенных положений статей 1, 5, 8 ВК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.

Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.

В силу пункта 1 статьи 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 статьи 102 ЗК РФ).

Из приведенных норм права следует, что пруды состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, поэтому если водный объект относится к федеральной собственности, то его составная часть - покрытая поверхностными водами земля в пределах береговой линии также является федеральной собственностью.

При этом земельный участок как объект земельных отношений не формируется и в этом качестве не может быть предоставлен в аренду. В пользование предоставляется водный объект на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (статья 11 ВК РФ).

В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Следовательно, если орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, предоставил в аренду хозяйствующему субъекту земельный участок земель водного фонда, покрытый поверхностными водами пруда, находящегося в федеральной собственности, такая сделка является недействительной (ничтожной) в силу статьи 168 ГК РФ, поскольку противоречит требованиям статей 1, 5, 8 ВК РФ, статьи 102 ЗК РФ, 209 ГК РФ, нарушает права Российской Федерации и посягает на публичные интересы неограниченного круга лиц.

При этом не имеет правового значения предоставление спорных земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, поскольку формирование земельных участков, в период действия приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации и Водного кодекса Российской Федерации, разграничивающих собственность на водные объекты.

Кроме того, действовавший до ДД.ММ.ГГГГ Водный кодекс Российской Федерации 1995 года также закреплял федеральную собственность на водные объекты. В силу статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются федеральной собственностью, а согласно статье 32 этого Кодекса предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом.

Поскольку собственник гидротехнических сооружений: гидроузел водохранилища на ручье Безымянный 1, расположенный в 1,5 км. на юг от с. Суслово Мамонтовского района Алтайского края; гидроузел пруда на ручье Безымянный 2, расположенный в с. Суслово Мамонтовского района Алтайского края; гидроузел пруда на ручье Безымянный 3, расположенный в с. Суслово Мамонтовского района Алтайского края неизвестен, принимая во внимание положения статьи 225 ГК РФ, суд соглашается с мнением прокурора о том, что обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного указанного недвижимого имущества должна быть возложена на администрацию Сусловского сельсовета, поскольку указанная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения, и это обращение является обязанностью органа местного самоуправления.

Действительно, как правильно указано представителем заинтересованного лица, полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области гидротехнических сооружений определены в статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», согласно абзацу девятому которой в отношении гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности, на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации, указанные органы власти обеспечивают капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию.

Под консервацией гидротехнического сооружения понимается временное прекращение эксплуатации гидротехнического сооружения в целях предотвращения ухудшения его технического состояния, разрушения гидротехнического сооружения и его конструктивных элементов, а также обеспечения их укрепления, защиты, физической сохранности, безопасности жизни, здоровья граждан, безопасности объектов инфраструктуры, в том числе зданий, сооружений, охраны окружающей среды, включая растительный и животный мир (абзац тринадцатый статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ).

Как следует из содержания пункта 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности, на которое собственник отказался, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация являются мерами по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности, на которые собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 ГК РФ может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно части 10 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (в действующей редакции) «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества.

Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей утверждён приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с пунктом 2 указанного Порядка принятие на учёт бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, а также (на основании решения федерального органа) подведомственное федеральному органу государственное бюджетное учреждение.

Принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5 Порядка), путём внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 9 Порядка).

Таким образом, юридическое подтверждение статуса гидротехнического сооружения как объекта, не имеющего собственника или собственник которого неизвестен, осуществляется путём его постановки на учёт в качестве бесхозяйного в порядке, установленном действующим законодательством. Указанная постановка является юридическим фактом, позволяющим считать, что данное имущество не имеет собственника либо собственник этого имущества неизвестен.

При этом из анализа указанных выше правовых норм следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного. Следовательно, этот орган обязан принять меры по постановке бесхозяйного имущества на учёт, поскольку орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может реализовать свои полномочия по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения в виде капитального ремонта, консервации или ликвидации только после установления статуса бесхозяйной вещи.

В то же время для решения вопроса о необходимости капитального ремонта бесхозяйного гидротехнического сооружения либо его консервации или ликвидации необходимо определить хозяйственную надобность гидротехнического сооружения, значение этого сооружения в достижении целей и задач социально-экономического развития муниципальных образований, а решение этих вопросов на основании пункта 4.4 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» относится к компетенции органов местного самоуправления.

Отсутствие собственника гидротехнических сооружений влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС и предупреждению чрезвычайных ситуаций, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Указанное, несомненно, затрагивает права неопределённого круга лиц, которые вправе рассчитывать на обеспечение органами власти исполнения закреплённых конституционных гарантий безопасности в целом и безопасности окружающей среды в частности.

При таких обстоятельствах доводы административного ответчика суд признает несостоятельными, поскольку орган местного самоуправления не вправе уклоняться от процедур, направленных на определение правового статуса гидротехнических сооружений как бесхозяйных.

Таким образом, поскольку бездействие муниципального образования по постановке сооружений на учёт создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде разрушения ГТС и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, то в силу статьи 39 КАС РФ прокурор обоснованно обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц.

Соблюдение установленного законом порядка принятия бесхозяйного недвижимого имущества на учет органа, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, делает возможным распоряжение им в дальнейшем, определение собственника (пользователя) этого имущества и возложение на него обязанностей по его надлежащей эксплуатации и охране.

В случае, если прокурором установлено, что на территории муниципального образования располагается бесхозяйное гидротехническое сооружение, прокурор вправе обратиться в суд с требованием к администрации муниципального образования о принятии водохранилища на учет как бесхозяйного объекта.

На основании ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Правительство РФ устанавливает порядок эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника, или собственник которого неизвестен, или от права собственности на которое собственник отказался.

Согласно п. 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 237, при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

При установлении на территории муниципального образования расположенных бесхозяйных гидротехнических сооружений прокурор вправе обратиться в суд с требованием к администрации муниципального образования о принятии указанных объектов на учет, как бесхозяйных.

Согласно статье 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, судебные издержки взысканию с административного ответчика не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Мамонтовского района Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования Сусловский сельсовет Мамонтовского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного на территории этого муниципального образования.

Обязать орган местного самоуправления - администрацию Сусловского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края в порядке и сроки, установленные действующим законодательством, подготовить в полном объеме документацию и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений в виде: гидроузла водохранилища на ручье Безымянный 1 с. Суслово, гидроузла водохранилища на ручье Безымянный 2 с. Суслово, гидроузла водохранилища на ручье Безымянный 3 с. Суслово, в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения, в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Мамонтовский районный суд Алтайского края.

Судья: Т.Б. Сильнова