ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-299/2021 от 20.08.2021 Прилузского районного суда (Республика Коми)

УИД 11RS0012-01-2021-000660-04 дело № 2а-299/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Родионова А.В.

при секретаре судебного заседания Лихачевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Объячево

20 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Прилузского района Республики Коми к администрации сельского поселения «Объячево» об обязании организовать проведение оценки и обследования многоквартирного жилого дома межведомственной комиссией

установил:

Прокурор Прилузского района обратился в суд с административным иском с к АСП «Объячево» об обязании организовать проведение оценки и обследования многоквартирного жилого дома межведомственной комиссией. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка коллективного обращения жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>. 22.04.2021 года проведено обследование многоквартирного жилого дома, по итогам которого составлено заключение от 23.04.2021, согласно которому, в МКД присутствуют признаки аварийности. Указанное заключение с приложенными документами направлено в АСП «Объячево» для создания межведомственной комиссии и для принятия соответствующего решения комиссией. По результатам проверки установлено, что администрация СП «Объячево» в установленный законом срок не организовала обследование указанного жилого дома межведомственной комиссией и не приняла соответствующее решение, фактически уклонившись от рассмотрения заключения по существу. С учетом изложенного, прокурор Прилузского района обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит возложить на администрацию СП «Объячево» обязанность в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение оценки и обследования многоквартирного жилого дома <адрес>, с. Объячево Прилузского района Республики Коми межведомственной комиссией на предмет наличия оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с принятием одного из решений, предусмотренных пунктами 46 и 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

В ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству, суд по правилам ст. 33.1 ГПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании помощник прокурора Терентьева К.С. на доводах административного искового заявления настаивает.

Представитель административного ответчика АСП «Объячево» в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, до начала судебного заседания направили в суд заявление о признании иска.

Представитель государственного жилищной инспекции по Прилузскому и Сысольскому районам Службы Республики Коми строительного, технического и жилищного надзора в суде поддержала доводы административного искового заявления.

Суд считает возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц по правилам ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Заслушав правовую позицию помощника прокурора, мнение представителя жилищной инспекции, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС, суд, признав заявление обоснованным, выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Вместе с тем, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы административного истца не были нарушены (п. 2 ч. 2 вышеуказанной статьи).

В силу присущего административному судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по административным делам обусловливается поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

В соответствии со ст. 226 КАС, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также напризнании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», которым установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Из указанной правовой нормы следует, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Пунктом 42 указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в названном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.

В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.

При этом, проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого дома.

В соответствии с пунктами 7 и 44 Положения межведомственной комиссии предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

Согласно пункту 46 Положения № 47, комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В соответствии с пунктом 47 Положения № 47, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Установлено, что 19.04.2021 года Мусанова Е.Ю., проживающая в кв. многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, обратилась в Государственную жилищную инспекцию по Прилузскому району по вопросу составления заключения технического состояния дома для признания его аварийным. 22.04.2021 Государственной жилищной инспекцией по Прилузскому району проведено обследование указанного многоквартирного дома и составлено заключение от 23.04.2021, согласно которому, в доме присутствуют признаки аварийности.

Начальником Государственной жилищной инспекции по Прилузскому району указанное заключение с подтверждающими материалами, а также обращение направлено в администрацию СП «Объячево» для создания межведомственной комиссии и для принятия соответствующего решения комиссией, а также для сведения направлено в администрацию МО МР «Придузский».

В ответе на заключение Государственной жилищной инспекции по Прилузскому району и на обращение Мусановой Е.Ю. от 12.05.2021 № 1012 администрация СП «Объячево» указывает на необходимость обращения жителям многоквартирного дома в специализированную организацию, проводящей обследование многоквартирного дома, для получения заключения о признании его аварийным или подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно информации, предоставленной администрацией СП «Объячево» от 08.06.2021 № 1213, обследование МКД межведомственной комиссией на предмет соответствия его требованиям к жилому помещению и его пригодности для проживания в последний раз проводилось 16.05.2019 года. Согласно заключению межведомственной комиссии от 16.05.2019 № 11, в покрытии кровли наблюдаются сколы, трещины, протечки, конек поражен гнилью, частично отсутствует, отсутствует отсек слухового окна, МКД соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.

Между тем, в заключении и акте отсутствуют подписи председателя комиссии и члена комиссии – начальника ГЖИ.

Согласно пункту 6 части 1, частям 3 и 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территориях сельских поселений является вопросом местного значения органов местного самоуправления муниципального района.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 16 статьи 9 Устава МО МР «Прилузский», принятого решением Совета МО «Прилузский район» от 19.02.2021 , а также решением Совета МР «Прилузский» от 16.12.2020 «О передаче части полномочий администрации МР «Прилузский» администрациям сельских поселений на 2021 год» и решением Совета МО СП «Объячево» от 25.12.2020 «О принятии к осуществлению части полномочий администрации МР «Прилузский» на 2021 год».

На основании решения Совета МР «Прилузский» от 30.03.2018 года «Об утверждении перечня муниципального имущества МО МР «Прилузский», передаваемого в собственность МО СП «Объячево», решения Совета СП «Объячево» от 06.04.2018 «О согласовании перечня муниципального имущества МО МР «Прилузский», передаваемого в собственность МО СП «Объячево», акта прием – передачи муниципального имущества от 09.04.2018 года (б/н), все жилые помещения переданы в собственность СП «Объячево».

Из заключения Государственной жилищной инспекции по Прилузскому и Сысольскому районам Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 23.04.2021 о результатах обследования указанного многоквартирного дома следует, что вследствие сильных деформаций несущих конструкций здания существует вероятность их обрушения, а также не соблюдаются требования пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью проживающих в многоквартирном доме граждан; присутствуют признаки аварийности. По результатам обследования ГЖИ пришла к выводу о необходимости проведения обследования жилого дома межведомственной комиссией.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 , жилищная инспекция обладает полномочиями по обследованию и экспертизе жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением и при выявлении нарушений может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, из материалов дела следует, что администрация МО СП «Объячево» в установленный законом 30-тидневный срок не организовала обследование указанного многоквартирного дома межведомственной комиссией и принятие комиссией решения, предусмотренного пунктом 47 Положения № 47, фактически уклонившись от рассмотрения заключения по существу.

Согласно пункту 1 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301, основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу пункта 4 статьи 15 ЖК РФ, в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Суд соглашается с доводами помощника прокурора о том, что ненадлежащее рассмотрение администрацией СП «Объячево» заявления Мусановой Е.Ю., а также заключения Государственной жилищной инспекции, выразившееся в непроведении обследования многоквартирного дома <адрес> с. Объячево Прилузского района Республики Коми, нарушает жилищные права заявителя, приводит к возникновению опасности причинения вреда жизни, здоровью и имуществу проживающих граждан в указанном доме, неправомерно освобождает администрацию СП «Объячево» от обязанности по определению сроков расселения дома (в случае признания его аварийным) и решению вопроса о дальнейшем использовании жилых помещений.

В соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности ответчика устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, суд считает необходимым возложить на АСП «Объячево» в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение оценки и обследования многоквартирного дома <адрес>, с. Объячево Прилузского района Республики Коми межведомственной комиссией на предмет наличия оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с принятием одного из решений, предусмотренных пунктами 46 и 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

В то же время, до начала судебного заседания от представителя административного ответчика поступило заявление о признании иска.

Согласно части 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

По правилам части 3 статьи 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Суд полагает возможным принять признание иска административным ответчиком, поскольку оно не нарушает права и законные интересы других лиц.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 59, 62 КАС РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст. 46, 157, 175-180, 186, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

Принять признание административного иска административным ответчиком.

Административное исковое заявление прокурора Прилузского района Республики Коми к администрации сельского поселения «Объячево» об обязании организовать проведение оценки и обследования многоквартирного жилого дома межведомственной комиссией - удовлетворить.

Возложить на администрацию сельского поселения «Объячево» обязанность в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение оценки и обследования многоквартирного дома <адрес>, в с. Объячево Прилузского района Республики Коми, межведомственной комиссией на предмет наличия оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с принятием одного из решений, предусмотренных пунктами 46 и 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий А.В. Родионов