ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-299/2022 от 30.08.2022 Дивеевского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-299/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Дивеево. 23 августа 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2022 г.

Решение суда в окончательной форме принято 30 августа 2022 г.

Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего – судьи Нагайцева А.Н.,

при секретаре Шешениной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Брагина Ю. Б. к Администрации Дивеевского муниципального округа , главе местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Кучину С.А., заместителю главы администрации Дивеевского муниципального округа Сырову С.А. о признании незаконными распоряжения исполняющего полномочия главы местного самоуправления Дивеевского муниципального округа -р от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении обследования земельных участков» и Акта обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Брагин Ю.Б. обратился в суд с административным иском и просит:

1.Признать незаконным распоряжение исполняющего полномочия главы местного самоуправления Дивеевского муниципального округа -р от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении обследования земельных участков»;

2.Признать незаконным Акт обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.

Брагин Ю.Б. обосновывает свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ им было получена копия искового заявления администрации Дивеевского муниципального округа о признании отсутствующим права собственности на принадлежащие ему объекты незавершенного строительства, прекращении государственного кадастрового учета, исключении из ЕГРН записей о регистрации прав. Как указано в иске администрации. ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение исполняющего обязанности главы местного самоуправления Сырова С. А.-р «О проведении обследования земельных участков». На основании этого распоряжения создана рабочая группа из четырех сотрудников администрации «в целях выявления нецелевого использования земельных участков, выявления самовольных построек и иных признаков незаконного строительства». Согласно данного распоряжения, обследованию подлежали земельные участки, расположенные по адресу: , Дивеевский муниципальный округ, , в количестве штук:

1) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

2) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

3) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

4) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

5) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

6) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, уч. ;

7) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

8) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

9) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

10) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

11) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

12) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

13) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

14) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

15) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

16) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

17) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

18) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

19) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

20) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

21) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

22) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

23) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

24) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

25) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

26) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

27) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

28) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

29) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

30) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

31) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

32) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

33) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

34) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

35) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

36) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

37) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

38) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

39) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

40) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

41) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

42) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

43) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

44) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

45) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

46) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

47) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

48) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

49) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. ;

50) кв.м., , Дивеевский муниципальный округ, , уч. .

На указанных земельных участках расположены принадлежащие ему объекты незавершенного строительства.

Собственник объектов незавершенного строительства Брагин Ю.Б., о наличии распоряжения главы администрации Дивеевского муниципального округа -р «О проведении обследования земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ не уведомлялся, в состав рабочей группы не был включен, до ознакомления с иском администрации Дивеевского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ ничего не подозревал о подобной деятельности администрации.

В 2015 году от ДД.ММ.ГГГГ права аренды земельных участков, расположенных по адресу были переданы от КУМИ Дивеевского Министерству имущественных и земельных отношений . Данным законом установлено, что администрация осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципальных образований для целей индивидуального жилищного строительства.

Однако разрешенным видом использования данных участков является комплексное освоение в целях малоэтажного строительства.

На основании протокола результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по итоговой цене рублей, с кадастровым номером расположенного: , западная часть предназначенного для малоэтажного строительства, от ДД.ММ.ГГГГг. , в соответствии со ст. 30.2, ст.38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления администрации Дивеевского от 28.04.14г. был заключен договор аренды . Данный участок в результате проведения работ по комплексному освоению был разделен на участков, при этом целевое назначение и разрешенный вид использования вновь образованных земельных участков остался тем же, что у исходного земельного участка - комплексное освоение в целях малоэтажного строительства (ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ). Это целевое назначение и разрешенный вид использования указаны в договорах аренды на вновь образованные земельные участки. Договора аренды были составлены, написаны и подписаны КУМИ Дивеевского . Таким образом, земельные участки, расположенные по адресу: , не предназначены для целей индивидуального жилищного строительства. Права распоряжения земельными участками, расположенными по адресу: , западная часть , администрации Дивеевского муниципального округа не передавались.

Брагин Ю.Б. считает, что распоряжение исполняющего полномочия главы местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Сырова С. А. по созданию рабочей группы для обследования земельных участков, является незаконным и необоснованным, и направлено на нарушение его прав владения расположенными на них объектами незавершенного строительства.

Акт обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ был представлен администрацией Дивеевского муниципального округа в материалы дела в качестве доказательства отсутствия объектов незавершенного строительства с требованием о признании отсутствующим права собственности на принадлежащие Брагину Ю.Б. объекты незавершенного строительства, прекращении государственного кадастрового учета, исключении из ЕГРН записей о регистрации прав. Удовлетворение данных требований приведет к лишению собственника ОНС - Брагина Ю. Б., права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом - ОНС в количестве 47 штук кадастровой стоимостью рублей каждый, всего ).

Таким образом, оспариваемые распоряжение исполняющего полномочия главы местного самоуправления Дивеевского муниципального округа -р от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении обследования земельных участков» и Акт обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ порождают негативные для Брагина Ю.Б. правовые последствия тем, что Администрация приобщила их в материалы гражданского дела в качестве доказательств.

В судебном заседании Брагин Ю.Б. административный иск поддержал, просил его исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации Дивеевского муниципального округа по доверенности Качанов А.Н. иск Брагина Ю.Б. не признал, просит в иске ему отказать. Пояснил следующее:

Обследуемые земельные участки во владении или собственности у Брагина Ю.Б. не находятся.

Администрация Дивеевского муниципального округа действует в рамках полномочий, предоставленных ей ч.2 ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Земельные участки, расположенные по адресу: , Дивеевский муниципальный округ, находятся в государственной собственности до разграничения.

Согласно ч.2 ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

О наличии зарегистрированных на праве собственности у Брагина Ю.Б. на обследуемых земельных участках объектов незавершенного строительства администрации Дивеевского муниципального округа стало известно только из выписок ЕГРН, так как объекты незавершенного строительства фактически отсутствуют в натуре.

Кроме того, по информации из управления капитального строительства и архитектуры администрации Дивеевского муниципального округа стало известно, что разрешения на строительство объектов незавершенного строительства на земельных участках по у Брагина Ю.Б. отсутствуют.

Имея вышеуказанную информацию, администрация Дивеевского муниципального округа обратилось в суд с исковым заявлением к Брагину Ю.Б., ФИО6 о признании отсутствующим права собственности на объекты незавершенного строительства, прекращении государственного кадастрового учета, исключении из ЕГРН записей о регистрации прав, поскольку наличие объектов незавершенного строительства, которые фактически отсутствуют в натуре является, по существу, обременением прав собственника земельных участков, значительно ограничивающим возможность реализации имеющихся у него правомочий.

Распоряжение администрации Дивеевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении обследования земельных участков» было принято исключительно с целью проведения контроля за состоянием земельных участков и для осуществления распорядительных функций, вверенных Министерством имущественных и земельных отношений .

Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом Дивеевского муниципального округа , утвержденным решением Совета депутатов Дивеевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГг. . (п.2.1.6) осуществление учета и контроля, эффективного управления и распоряжения земельными участками, находящимися в границах Дивеевского муниципального округа, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, а также с законодательством Российской Федерации и , муниципальными правовыми актами Дивеевского муниципального округа в сфере регулирования земельных отношений является основной задачей Комитета по управлению муниципальным имуществом Дивеевского муниципального округа , который является структурным подразделением администрации Дивеевского муниципального округа .

Результатом принятия спорного распоряжения явилось составление акта обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, который только отражает состояние обследованных земельных участков.

Цели привлечения к ответственности или ограничения в правах административного истца Брагина Ю.Б. принятие распоряжения администрации Дивеевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении обследования земельных участков» и составление акта обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ не несут.

Вместе с тем принятие спорного распоряжения не устанавливает фактов злоупотребления властными полномочиями административного ответчика, а свидетельствует лишь о реализации им своих полномочий в рамках решения вопросов местного значения, прямо установленных Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и исключительно с целью осуществления полномочий в области земельного законодательства.

Таким образом, какие-либо права и законные интересы административного истца не нарушаются, ввиду отсутствия на него наложения каких-либо ограничений или обременений, связанных с принятием распоряжения.

Определением суда для участия в деле в качестве административных ответчиков привлечены: глава местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Кучин С.А., заместитель главы администрации Дивеевского муниципального округа Сыров С.А., в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены: КУМИ Дивеевского муниципального округа , Министерство имущественных и земельных отношений .

Указанные лица и их представители в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В письменных отзывах на административное исковое заявление Брагина Ю.Б. глава местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Кучин С.А. и заместитель главы администрации Дивеевского муниципального округа Сыров С.А. указали, что их правовая позиция полностью совпадает с правовой позицией администрации Дивеевского муниципального округа .

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст.150 КАС РФ.

Заслушав объяснения Брагина Ю.Б. и его представителя Пославского А.В., объяснения представителя Администрации Дивеевского муниципального округа по доверенности Качанова А.Н., изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск Брагина Ю.Б. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца. Требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Между тем, такая совокупность условий для удовлетворения требований Брагина Ю.Б. не установлена.

Брагиным Ю.Б. не представлено суду доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав.

Пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.

Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом Дивеевского муниципального округа (далее – Комитет), утвержденным решением Совета депутатов Дивеевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГг. (п.2.1.6) предусмотрено, что осуществление учета и контроля, эффективного управления и распоряжения земельными участками, находящимися в границах Дивеевского муниципального округа, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, а также с законодательством Российской Федерации и , муниципальными правовыми актами Дивеевского муниципального округа в сфере регулирования земельных отношений является основной задачей Комитета по управлению муниципальным имуществом Дивеевского муниципального округа , который является структурным подразделением администрации Дивеевского муниципального округа (л.д. 47-49).

Согласно ст.75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" выездное обследование относится к числу контрольных (надзорных) мероприятий, которое проводится без информирования контролируемого лица (часть 4). Под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований (часть 1). В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах может осуществляться осмотр (часть 3).

Согласно п.2 ч.3 ст.56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.

Часть 2 ст.87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ предусматривает по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составление акта контрольного (надзорного) мероприятия.

Земельные участки, которые указаны в административном исковом заявлении Брагина Ю.Б., расположенные на в Дивеевского муниципального округа , относятся к земельным участкам государственная собственность на которые не разграничена.

ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение исполняющего полномочия главы местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Сырова С. А.-р «О проведении обследования земельных участков». На основании этого распоряжения создана рабочая группа из четырех сотрудников администрации «в целях выявления признаков нецелевого использования земельных участков, выявления самовольных построек и иных признаков незаконного строительства». Согласно данного распоряжения, обследованию подлежали земельные участки, расположенные на в Дивеевского муниципального округа в количестве 50 штук государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 25-27).

По результатам обследования был составлен акт обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59-60).

При таких обстоятельствах Администрация Дивеевского муниципального округа действовала в рамках полномочий, предоставленных ей ч.2 ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и ст.75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Результатом принятия спорного распоряжения явилось составление акта обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, который только отражает состояние обследованных земельных участков.

Брагиным Ю.Б. не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав.

Сам по себе акт обследования земельных участков является материальным носителем зафиксированных в нем обстоятельств о фактах, установленных в ходе проведенной проверки, он не носит властно-распорядительного характера, не возлагает на административного истца никаких обязанностей и не порождает правовых последствий для него.

По своему правовому смыслу и значению, акт обследования не является решением публичного органа, который может быть оспорен в рамках публично-правового спора.

Изложенное относится также и к распоряжению, поскольку оно не возлагает на административного истца никаких обязанностей и не порождает правовых последствий для него.

При таких обстоятельствах оспариваемые Брагиным Ю.Б. распоряжение исполняющего полномочия главы местного самоуправления Дивеевского муниципального округа -р от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении обследования земельных участков» и Акт обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ свободы и законные интересы административного истца не нарушают. Они не создают препятствия к осуществлению административным истцом его прав и свобод.

Вопреки доводам административного истца, Администрация Дивеевского муниципального округа не распоряжалась земельными участками, указанными в исковом заявлении, а при обследовании данных земельных участков действовала в пределах предоставленных ей полномочий.

Тот факт, что указанные документы Администрация Дивеевского муниципального округа приобщила в материалы гражданского дела в качестве доказательств, сам по себе не свидетельствует о том, что права, свободы и законные интересы Брагина Ю.Б. нарушены.

Действующим законодательством не предусмотрено обжалование либо оспаривание в самостоятельном порядке доказательств по другому гражданскому делу.

Оспариваемые Брагиным Ю.Б. документы были представлены в материалы гражданского дела решение по которому не принято.

Оценка доказательств при рассмотрении гражданского дела производится в порядке, предусмотренном ст.67 ГПК РФ. При этом никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При несогласии с произведенной судом оценкой доказательств заинтересованные лица вправе обжаловать в апелляционном (кассационном) порядке судебное решение с точки зрения соответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в его решении, обстоятельствам дела.

С учетом вышеизложенного, поскольку оспариваемые документы не носят властно-распорядительного характера в отношении административного истца, не возлагает на административного истца никаких обязанностей и сами по себе не порождает правовых последствий для него, то использование их в качестве доказательств по другому делу, не свидетельствует о нарушении прав административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Брагину Ю. Б. в удовлетворении административного иска, предъявленного к Администрации Дивеевского муниципального округа , главе местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Кучину С.А., заместителю главы администрации Дивеевского муниципального округа Сырову С.А. о признании незаконными распоряжения исполняющего полномочия главы местного самоуправления Дивеевского муниципального округа -р от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении обследования земельных участков» и Акта обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Дивеевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Н.Нагайцев