ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-29/19 от 07.02.2019 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2а-29/2019 (2а-7734/2018)

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

город Уфа 07 февраля 2019 года

Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Мурадян А. И.,

с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан – Фасхутдиновой М. В., на основании доверенности,

при участии представителя административного ответчика ФИО6 - ФИО5, на основании доверенности, диплом о высшем юридическом образовании не представлен,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан к ФИО9 о взыскании задолженности по налогу на имущество с физических лиц за 2016 год в размере ФИО8, пени в размере ФИО7

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с указанным иском, просил взыскать с ответчика о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере ФИО10, пени в размере ФИО11 рублей, по налогу на имущество с физических лиц за 2016 год в размере ФИО12 рублей, пени в размере ФИО13 рублей.

Уточнив иск, административный истец просил взыскать с Хусаинова М. Т. задолженность по налогу на имущество с физических лиц за 2016 год в размере ФИО14 рублей, пени в размере ФИО15 рублей.

Представитель административного истца ФИО16 в судебном заседании доводы административного иска поддержала. Пояснила, что все уведомления и требование были направлено своевременно, почтой. Также поддержала доводы своих письменных пояснений, согласно которым в соответствии с ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, а также согласно ст. 403 НК РФ кадастровая стоимость может быть оспорена. Понятие кадастровой стоимости определено ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ. Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона. В соответствии с абзацем 3 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ данные о кадастровой стоимости недвижимости, предоставленные Росреестром в виде кадастровой справки, должны соответствовать результатам кадастровой оценки, утвержденным исполнительным органом субъекта РФ. В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Абзац 4 ст. 403 НК РФ предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Аналогичное положение содержится в абзаце 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЭ.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (абзац 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

В решении Верховного суда Республики Башкортостан от 02.08.2018 № 3-809/2018 установлено, что ФИО17 ИНН обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью ФИО18 кв.м., расположенного по адресу: Россия, г. Уфа, <адрес> - 06 июня 2018 года.

Применение измененной кадастровой стоимости в целях исчисления налога на имущество в конкретном налоговом периоде определяется НК РФ датой подачи заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд во взаимосвязи с датой внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 4 ст. 403 НК РФ. абзацем 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, поскольку ФИО19 ИНН ФИО20 обратился в Верховный суд Республики Башкортостан 06.06.2018, кадастровая стоимость, установленная решением Верховного суда Республики Башкортостан от 02.08.2018 № 3-809/2018 в отношении объекта недвижимого имущества, с кадастровым номером , общей площадью 160.6 кв.м., расположенного по адресу: Россия, г. Уфа, <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ФИО21 руб., подлежит применению для исчисления налога на имущество с ФИО22, то есть, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Таким образом, расчет налога на имущество физических лиц за 2016 год произведен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также в соответствии и на основании тех данных, которые были представлены регистрирующими органами

Административный ответчик <адрес> надлежаще извещен о дате и времени судебного заседания телеграммами, телефонограммами, почтой по адресу, соответствующему адресной справке.

В силу ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо, участвующее в деле, само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе.

Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Учитывая, что обязанность суда по заблаговременному извещению административного ответчика о месте и времени судебного заседания исполнена, а своевременное рассмотрение административного дела не может быть поставлено в зависимость от бездействия административного ответчика, руководствуясь статьями 165.1 ГК РФ, 96, 100 КАС РФ, суд признает административного ответчика извещенным надлежащим образом и в соответствии с частью 2 статьи 289 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Представитель административного ответчика <адрес> на основании доверенности, диплом о высшем юридическом образовании не представлен, возражал против удовлетворения иска.

Выслушав участников, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила <адрес> рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила <адрес> рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила <адрес> рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п.п. 5 п. 3 ст. 14 НК РФ).

Пунктом 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что в 2016 году административный ответчик <адрес>. являлся собственником имущества:

- ? доли в праве (7 месяцев из 12) и правом собственности (3 месяца из 12) на Квартиру по адресу: г. Уфа, <адрес>, в отношении которой начислен налог на имущество физических лиц за период 2016 год в размере <адрес> руб.;

- иные строения, помещения, сооружения, по адресу: г. Уфа, <адрес> в отношении которого начислен налог за период 2016 год в размере <адрес> руб.

Согласно налоговому уведомлению от 22.09.2017 , <адрес> начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере <адрес> рублей, который необходимо оплатить в срок не позднее 01.12.2017 года (л.д. 11).

Указанное налоговое уведомление направлено <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по адресу г. Уфа, <адрес> (л.д.12).

В связи с выявленной недоимкой, в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога.

Согласно требованию от 12.12.2017 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, у ответчика образовалась задолженность по оплате налога на имущество физических лиц в размере <адрес>, пени по налогу на имущество физических лиц в размере <адрес> (л.д. 15). Установлен срок оплаты по требованию до 30 января 2018 года.

Срок обращения в суд по данному требованию - до 31 июля 2018 года.

Согласно реестру от 18.01.2018, данное требование направлено <адрес> по адресу г. Уфа г. Уфа, <адрес> (л.д. 16),при том, что трехмесячный срок направления истекал 02.03.2018.

Согласно адресной справке, по указанному выше адресу <адрес> зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик, являясь собственником недвижимого имущества, не уплатил налог на имущество физических лиц за 2016 год.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что административный истец обратился к мировому судье в сроки, установленные законодательством – 03.05.2018 года, что подтверждается материалами административного дела №2а-539/2018, в связи с чем вынесен судебный приказ.

Определением мирового судьи от 23.05.2018 года отменен судебный приказ от 03.05.2018 года о взыскании с <адрес> задолженности по налогам и сборам в пользу Межрайонной ИФНС №40 по РБ.

Срок обращения в суд после отмены судебного приказа – до 24.11.2018.

В Кировский районный суд города Уфы административный истец обратился с иском 05.10.2018 года, что подтверждается входящим штампом, в сроки, установленные законодательством.

Таким образом, административный истец обратился в течение установленного законодательством шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ), срок обращения в суд не пропущен.

Доказательств оплаты суммы задолженности за указанный период административный ответчик не предоставил, в нарушение ст. 62 КАС РФ.

Не может быть признан обоснованным и не является основанием для отказа в удовлетворении иска довод представителя административного ответчика о том, что решением Верховного суда Республики Башкортостан изменена кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03 сентября 2010 года № ММВ-27-11/9/37, а также Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлен порядок обмена в электронном виде сведениями о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой. Указанные сведения предоставляются до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.

Ответчику были начислены налоги на основании сведений от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно абз. 4 ст. 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Аналогичное положение содержится в абзаце 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

Применение измененной кадастровой стоимости в целях исчисления налога на имущество в конкретном налоговом периоде определяется НК РФ датой подачи заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд во взаимосвязи с датой внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Учитывая, что в решении Верховного суда Республики Башкортостан от 02.08.2018 № 3-809/2018 установлено, что <адрес> ИНН обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 160.6 кв.м., расположенного по адресу: Россия, г. Уфа, <адрес> 06 июня 2018 года, кадастровая стоимость, установленная решением Верховного суда Республики Башкортостан от 02.08.2018 № 3-809/2018 в отношении объекта недвижимого имущества, с кадастровым номером , общей площадью 160.6 кв.м., расположенного по адресу: Россия, г. Уфа, <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <адрес> руб., подлежит применению для исчисления налога на имущество с 01.01.2018, то есть, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Соответственно, указанная кадастровая стоимость к периоду 2016 год применению не подлежит.

Учитывая установленные судом обстоятельства, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Межрайонной ИФНС № 40 по Республике Башкортостан – удовлетворить.

Взыскать в бюджет с <адрес>, проживающего по адресу: г. Уфа, <адрес>, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере <адрес> рублей, пени в размере <адрес> рублей.

Взыскать с <адрес> государственную пошлину в доход государства в размере <адрес> руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 07.02.2019 года.

Судья Соколова И. Л.