ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-29/20 от 03.02.2020 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

Административное дело № 2а-29/2020(№2а-740/2019)

УИД RS0031-01-2019-001135-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2020 года п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,

при секретаре К.А. Черемисиновой,

с участие представителя административного истца по доверенности В.В. Грищенко,

представителя административного ответчика по доверенности Д.И. Макушева,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского поселения «Оловяннинское» о признании незаконным и подлежащим отмене представления, признании незаконными действий заместителя прокурора Оловяннинского района по внесению представления от 28.08.2019 №07-20-2019 об устранении нарушений законодательства в сфере миграции,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец администрация городского поселения «Оловяннинское» ( далее по тексту администрация ГП «Оловяннинское» ) в лице – главы администрации городского поселения «Оловяннинское» Шадрина С.В. обратилась в Оловяннинский районный суд с требованиями о признании незаконным и подлежащим отмене представления, признании незаконными действий заместителя прокурора Оловяннинского района по внесению представления от 28.08.2019 №07-20-2019 об устранении нарушений законодательства в сфере миграции.

В обоснование требований указав, что 30.08.2019 заместителем прокурора Оловяннинского района Н.О. Дьяковым в администрацию городского поселения «Оловяннинское» было внесено представление от 28.08.2019 №07-20-2019 об устранении нарушений законодательства в сфере миграции.

Представление мотивировано тем, что органами местного самоуправления ГП «Оловяннинское» не приняты нормативно-правовые акты в сфере регулирования отношений по профилактике терроризма и экстремизма. При этом, исходя из смысла представления, последствием непринятия органами местного самоуправления ГП «Оловяннинское» таких актов в сфере терроризма и экстремизма является следствием непринятия органами местного самоуправления ГП «Оловяннинское» мер по укреплению межнационального и межконфессионного согласия, социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных конфликтов.

Считает предписание и действия заместителя прокурора Оловяннинского района Н.О. Дьякова по вынесение данного представления незаконным, а указанное представление незаконным и подлежащим отмене полностью по следующим основаниям:

Советом городского поселения «Оловяннинское» принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об участие в профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории городского поселения «Оловяннинское», в соответствии с которым определены основные направления участия органов местного самоуправления в данной сфере, а также определены полномочия администрации и финансового обеспечения.

Также постановлением администрации городского поселения «Оловяннинское» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа по профилактике терроризма и экстремизма, в рамках которого проводится оценка ее эффективности.

Учитывая содержание данных нормативно-правовых актов, их положения регулируют отношения профилактики терроризма и экстремизма, а также в сфере создания условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактике межнациональных (межэтических) конфликтов.

Таким образом, органы местного самоуправления городского поселения «Оловяннинское» данными нормативно-правовыми актами реализованы полномочия поселений, предусмотренные п.7.1 и 7.2 ст.14 ФЗ и иного законодательства в данной сфере.

Вместе с этим федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» установлены права органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений, а не обязанности.

Тем самым следует учесть, что органы местного самоуправления свободны в выборе способов и методов при реализации полномочий в сфере профилактике правонарушений.

В соответствии с ч.4 ст.25 Устава ГП "Оловяннинское" в исключительной компетенции Совета поселения находятся: принятие устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; определение порядка участия городского поселения в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы городского поселения в отставку.

Таким образом, считают доводы об отсутствии решения по вопросу финансового и методического обеспечения также являются несостоятельными, так как согласно действующего законодательства, в частности положениям п.2,п.4, п.5, п.8 Устава поселения, решение данного вопроса относится к компетенции Совета городского поселения "Оловяннинское", а не администрации, вместе с этим данные вопросы нашли свое решение в решении Совета городского поселения "Оловяннинское" от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное представление заместителя прокурора было рассмотрено полностью. По результатам его рассмотрения администрацией был направлен в прокуратуру ответ с отказом в его удовлетворении как незаконно и необоснованно вынесенное.

Просит представление от 28.08.2019 №07-20-2019 об устранение нарушения законодательства в сфере миграции, вынесенное заместителем прокурора Оловяннинского района Н.О. Дьяковым, признать незаконным и отменить.

Действия заместителя прокурора Оловяннинского района Н.О. Дьякова по вынесению представления от 28.08.2019 №07-20-2019 об устранение нарушения законодательства в сфере миграции признать незаконным и отменить.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена прокуратура <адрес>.

Представитель администрации городского поселения «Оловяннинское» Грищенко В.В. административный иск поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании заместитель прокурора Дьяков Н.О. участия не принимал, о дате и времени извещен.

Помощник прокурора Оловяннинского района Макушев Д.И. действующий на основании доверенности от прокуратуры Забайкальского края с требованиями не согласился, просил в иске отказать.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.


В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 110-О законность и обоснованность представления прокурора могут быть обжалованы в установленном законом порядке. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В пункте 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Как следует из материалов дела, заместителем прокурора Оловяннинского района 28.08.2019 №07-20-2019 вынесено представление в адрес главы администрации городского поселения "Оловяннинское" Шадрина С.В. об устранении нарушений законодательства в сфере миграции, где требует в течении месяца принять конкретные и исчерпывающие меры по устранению и недопущению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а именно: разработать комплекс мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных конфликтов; обеспечить финансирование данных мероприятий; разработать и утвердить нормативные правовые акты по вышеназванным вопросам, а также в сфере миграции; принять муниципальные программы и иные плановые документы, в которые включить мероприятия по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов; обеспечить принятие мер государственной поддержки системы воспитания молодежи в духе уважительного отношения ко всем этносам и интеграции мигрантов.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры Оловяннинского района главой администрации городского поселения "Оловяннинское" Шадриным С.В. направлен ответ на представление, согласно которому Советом ГП "Оловяннинское" принято решение от ДД.ММ.ГГГГ " Об участие в профилактике терроризма и экстремизма, минимизации на территории ГП "Оловяннинское", в соответствии с которым определены основные направления участия органов местного самоуправления в данной сфере, а также определены полномочия администрации и финансовое обеспечение. Также постановлением администрации ГП "Оловяннинское от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа по профилактике терроризма и экстремизма, в рамках которой проводится оценка ее эффективности. Учитывая содержание данных НПА, их положения регулируют отношения профилактики терроризма и экстремизма, а также в сфере создания условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов РФ, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных ( межэтнических) конфликтов. Таким образом, органами местного самоуправления ГП "Оловяннинское" данными нормативными актами реализованы полномочия поселений, предусмотренные п.7.1 и 7.2 ст.14 ФЗ и иного законодательства в данной сфере.

В соответствии с, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения (п.7.1); создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов (п.7.2).

Пункт 7.2 включает в себя, два направления работы:

- создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

- создание условий для реализации мер, направленных на сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения.

Формы и способы решения рассматриваемого вопроса местного значения определяются органами местного самоуправления самостоятельно, поскольку соответствующие полномочия не предусмотрены отраслевым законодательством.

Действительно материалами дела подтверждается, что постановлением администрации городского поселения «Оловяннинское» от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена муниципальная целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории городского поселения «Оловяннинское» на 2015-2017гг. Однако, сроки реализации названной программы истекли в 2017 г., новая программа административным истцом не утверждена.

Решением Совета городского поселения «Оловяннинское» от 26.12.2016г. утверждено Положение об участии в профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории городского поселения «Оловяннинское». Однако, вопросы регулирования миграционных процессов данным Положением не предусмотрены.

Таким образом, довод административного истца о том, что администрацией реализованы полномочия поселения предусмотренные п. 7.1 и 7.2 ст. 14 ФЗ не нашел подтверждения.

Довод административного истца о том, что решение вопроса финансового и методического обеспечения относится к компетенции Совета городского поселения "Оловяннинское", а не администрации судом не принимается в виду следующего.

В соответствии с ч.2 ст.172 БК РФ составление проектов бюджетов основывается, в т.ч. на государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ).

Исходя и вышеназванных положений закона, суд пришел к выводу о том, что вопросы разработки и реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактики межнациональных конфликтов, принятия муниципальных программ по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, утверждения объема финансирования данных мероприятий находятся в компетенции исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (местной администрации) в лице главы администрации поселения.

Постановлением Оловяннинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения ДД.ММ.ГГГГ решением судьи <адрес>вого суда, глава администрации ГП «Оловяннинское» был признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ, за неисполнение оспариваемого предписания.

В силу статья 6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» неисполнение требований прокурора, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Таким образом, внося представление в адрес главы администрации ГП «Оловяннинское», заместитель прокурора действовал обоснованно, законно, в соответствии с возложенными на него полномочиями, поскольку имел факт нарушения закона со стороны администрации.

Вместе с тем, глава администрации ГП «Оловяннинское» действующий от администрации не принял конкретных мер по устранению допущенных нарушений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что представление прокурора Оловяннинского района Забайкальского края Дьякова Н.О. от 28.08.2019 №07-20-2019 года является законным, обоснованным, а административное исковое заявление главы администрации ГП «Оловяннинское Шадрина С.В. не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление администрации городского «Оловяннинское» о признании незаконным и подлежащим отмене представления, признании незаконными действий заместителя прокурора Оловяннинского района по внесению представления от 28.08.2019 №07-20-2019 об устранении нарушений законодательства в сфере миграции оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.02.2020.

Судья Набережнева Н.В.