Дело №2а-29/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 09 января 2020 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Плотниковой М.В.,
при секретаре Иродовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах муниципального образования Карагайское сельское поселение Усть-Коксинского района Республики Алтай, Российской Федерации к сельскому Совету депутатов Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай о признании незаконным бездействие по непринятию мер к инициированию удаления главы Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай в отставку в связи с утратой доверия, неисполнением обязанности, предусмотренной законодательством о противодействии коррупции, об организации местного самоуправления, возложении обязанности инициировать удаление в отставку главы Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай,
установил:
Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с административным иском в интересах муниципального образования Карагайское сельское поселение Усть-Коксинского района Республики Алтай, Российской Федерации к сельскому Совету депутатов Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай о признании незаконным бездействие по непринятию мер к инициированию удаления главы Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай в отставку в связи с утратой доверия, неисполнением обязанности, предусмотренной законодательством о противодействии коррупции, об организации местного самоуправления, возложении обязанности инициировать удаление в отставку главы Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай ФИО2
В обоснование доводов указал, что ФИО2 решением Усть-Коксинской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признана избранной главой Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай. В ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, прокуратурой района выявлены нарушения, допущенные Главой Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай ФИО2, связанные с несоблюдением установленных законом ограничений и обязанностей, игнорированием требований антикоррупционного законодательства, влекущих досрочное прекращение полномочий. Согласно статье 33 Устава муниципального образования Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай, глава поселения является высшим должностным лицом муниципального образования. Глава поселения избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Главы поселения 5 лет. Глава поселения подконтролен и подотчетен населению и сельскому Совету депутатов. Глава поселения осуществляет свои полномочия на постоянной основе, исполняет полномочия председателя сельского совета депутатов и возглавляет сельскую администрацию поселения. В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". При этом, в нарушение требований п. 2.1 ч.3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, до 26.02.2019 г. ФИО2 осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ глава Карагайского сельского поселения ФИО2 предоставила главе Республики Алтай, председателю Правительства Республики Алтай сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ, не указав сведений об осуществлении предпринимательской деятельности, доход от реализации скота, а также не представила сведения доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга ФИО1 Таким образом, прокуратурой района выявлено несоблюдение главой Карагайского сельского поселения ФИО2 установленных законом ограничений и обязанностей, игнорирование требований антикоррупционного законодательства, влекущие досрочное прекращение полномочий и удаление в отставку главы поселения в связи с утратой доверия. ДД.ММ.ГГГГ прокурором района направлено представление в адрес Совета депутатов Карагайского сельского поселения об устранении выявленных нарушений и решения вопроса о прекращении полномочий. ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено на заседании Совета депутатов, вынесено решение о принятии инициативы депутатов об оставлении ФИО2 в должности главы поселения. При этом Совет депутатов располагал информацией о несоблюдении главой поселения ограничений, запретов, неисполнении обязанностей, однако не проявил инициативу и не внес обращение вместе с проектом решения об удалении главы в отставку, тем самым уйдя от обязанности обсудить проект решения об удалении главы муниципального образования в отставку и принятия по нему решения, не исполнив обязанность об осуществлении противодействия коррупции в пределах своих полномочий. Таким образом, Совет депутатов своим бездействием фактически исключил возможность наступления ответственности главы Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай ФИО2, за несоблюдение ограничений, запретов, не исполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ, по основаниям, предусмотренным ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, как перед нанимателем - Советом депутатов Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай, так и перед населением сельского поселения, нарушив тем самым интересы муниципального образования Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай и Российской Федерации.
Административный истец старший помощник прокурора Казанцева М.И. в судебном заседании настаивала на удовлетворении административного иска в полном объеме по доводам, изложенным иске.
Представитель административного ответчика, она же заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании не возражала удовлетворению административного иска, пояснила, что сельский совет депутатов Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай инициирует удаление в отставку главы с соблюдением порядка удаления главы муниципального образования, установленного ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отношения, связанные с избранием, осуществлением деятельности главы муниципального образования и удалением в отставку урегулированы Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, Уставом муниципального образования Карагайского сельского поселения.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В соответствии с частью 4.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу частей 9 и 9.1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, и должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме и другой преподавательской, научной и иной творческой деятельности; получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения и подарки от физических и юридических лиц.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Усть-Коксинской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 признана избранной главой Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства до ДД.ММ.ГГГГ, заявление о прекращении КФХ по решению членов от ДД.ММ.ГГГГ подано в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законом Республики Алтай от 29.09.2017 N 42-РЗ "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Республике Алтай, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений" установлен порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Республике Алтай, должности главы местной администрации по контракту, в отношении себя, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими указанные должности, в отношении себя, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее также - гражданин, лицо, замещающее муниципальную должность, должность главы местной администрации, сведения о доходах, расходах), порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, а также порядок сообщения об отсутствии сделок.
Сведения о доходах, расходах представляются Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации и на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ст. 2 Закона Республики Алтай от 29.09.2017 N 42-РЗ).
Лицо, замещающее муниципальную должность, должность главы местной администрации, за исключением лица, замещающего муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, представляет ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом: сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
ДД.ММ.ГГГГ Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай глава Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай ФИО2 предоставила сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, в нарушение требований закона ФИО2 в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ не указала сведения об осуществлении ею предпринимательской деятельности, не указала доход от реализации принадлежащего ей крупно-рогатого скота, что свидетельствует о предоставлении ФИО2 неполных и недостоверных сведений.
По информации отдела ЗАГС Усть-Коксинского района от ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО2 и ФИО1 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ Заинтересованным лицом ФИО2 не оспорено, что в ДД.ММ.ГГГГ она состояла в браке с ФИО1, при этом, ФИО2 не представила сведения доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга ФИО1 (л.д. 24).
Таким образом, прокуратурой района выявлено несоблюдение главой Карагайского сельского поселение Усть-Коксинского района Республики Алтай ФИО2 установленных законом ограничений и обязанностей, игнорирование требований антикоррупционного законодательства, влекущие досрочное прекращение полномочий и удаление в отставку главы поселения в связи с утратой доверия.
В соответствии с положениями п.4 ст.5, п.20 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в частности, мероприятия по повышению ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
По правилам п.2 ч.1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
Порядок удаления главы муниципального образования в отставку регламентирован ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно указанной норме закона представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района направлено представление в адрес Совета депутатов Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай об устранении выявленных нарушений требований законодательства о противодействии коррупции и решения вопроса о прекращении полномочий главы Карагайского сельского поселение Усть-Коксинского района Республики Алтай ФИО2 в связи с утратой доверия.
ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено на заседании Совета депутатов, вынесено решение № о принятии инициативы депутатов об оставлении ФИО2 в должности главы поселения.
Согласно ч.5 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Представительный орган муниципального образования наделен полномочием принять решение об удалении главы муниципального образования в отставку по такому основанию, как несоблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством о противодействии коррупции.
Вместе с тем, Совет депутатов Карагайского сельского поселение Усть-Коксинского района Республики Алтай, располагая информацией о несоблюдении главой поселения ограничений, запретов, неисполнении обязанностей, установленных ФЗ "О противодействии коррупции" главой Карагайского сельского поселение Усть-Коксинского района Республики Алтай, не проявил инициативу, т.е. не внес обращение вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, тем самым ушел от обязанности обсудить проект решения об удалении главы муниципального образования в отставку и принятия по нему решения.
Принимая во внимание, что процедура удаления главы муниципального образования в отставку, предусмотренная ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", советом депутатов соблюдена не была, что не оспорено административным ответчиком в судебном заседании, требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах муниципального образования Карагайское сельское поселение Усть-Коксинского района Республики Алтай, Российской Федерации к сельскому Совету депутатов Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай о признании незаконным бездействие по непринятию мер к инициированию удаления главы Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай в отставку в связи с утратой доверия, неисполнением обязанности, предусмотренной законодательством о противодействии коррупции, об организации местного самоуправления, возложении обязанности инициировать удаление в отставку главы Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие сельского Совета депутатов Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай по непринятию мер к инициированию удаления главы Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай ФИО2 в отставку в связи с утратой доверия, неисполнением обязнности, предусмотренной ч.4 ст.5, п.20 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", п.4 ч.2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Возложить обязанность на сельский Совет депутатов Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай инициировать удаление в отставку главы Карагайского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай ФИО2 в связи с утратой доверия, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устранив тем самым бездействие нарушающее требования ч.4 ст.5, п.20 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", п.п. «Е» п.9 национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 г. № 460, ч.5 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", п.4 ч.2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В.Плотникова
Решение в окончательной форме изготовлено 13 января 2020 г.