ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-29/20 от 23.01.2020 Братского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 23 января 2020 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,

с участием представителя административного истца -

помощника Братского межрайонного природоохранного

прокурора Кильдиярова Р.А.,

представителя административного ответчика Суздалева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-29/2020 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействий, возложении обязанности провести специальные обследования для установления необходимости проведения, выбора способа и технологии лесовосстановления,

У С Т А Н О В И Л:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействий, возложении обязанности провести специальные обследования для установления необходимости проведения, выбора способа и технологии лесовосстановления.

В обоснование требований (с учетом уточнений) административный истец указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения министерством лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство), его территориальными подразделениями законодательства при осуществлении мероприятий по восстановлению лесов, в том числе на территории государственных природных заказников регионального значения.

В ходе проведенной проверки установлено, что на подведомственной Братской межрайонной природоохранной прокуратуре территории расположены следующие особо охраняемые природные территории - государственные природные заказники регионального значения:

- государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота», расположенный на территории Братского и Куйтунекого районов Иркутской области. Создан решением исполнительного комитета Иркутского областного совета депутатов трудящихся от 02.10.1973 № 606 «Об учреждении комплексных государственных заказников областного значения». Профиль и границы заказника утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп. Режим охраны определен положением о заказнике, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 года № 522-пп;

- государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский», расположенный на территории Тулунского района Иркутской области. Создан решением облисполкома Иркутской области от 21.04.1986 № 216, является постоянно действующим в соответствии с постановлением губернатора Иркутской области от 09.10.2007 № 495-п. Профиль и границы заказника утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп. Режим охраны определен положением о заказнике, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп;

- государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский», расположенный на территории Куйтунского района Иркутской области. Создан решением облисполкома Иркутской области от 16.07.1987 № 390, является постоянно действующим в соответствии с постановлением губернатора Иркутской области от 09.10.2007 № 495-п. Границы и профиль заказника утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп. Режим охраны определен положением о заказнике, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп;

- государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Зулумайский», расположенный на территории Зиминского, Тулунского и Куйтунского районов Иркутской области. Заказник утвержден решением облисполкома Иркутской области 03.07.1963 № 269, является постоянно действующим в соответствии с постановлением губернатора Иркутской области от 09.10.2007 № 495 - п. Профиль заказника утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп. Границы заказника утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 28.08.2013 № 318-пп. Режим охраны определен положением о заказнике, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп.

Согласно положениям перечисленных заказников, их целями является сохранение на территории уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда. В то же время, задачами заказников являются в том числе и: сохранение, восстановление и воспроизводство объектов животного и растительного мира, в том числе среды их обитания (произрастания), путей миграции объектов животного мира и поддержание экологического баланса; создание наиболее благоприятных условий для воспроизводства и естественного расселения на сопредельные территории объектов животного мира; разработке мероприятий по сохранению и естественному воспроизводству популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений; осуществление государственного мониторинга окружающей среды.

Также указал, что к полномочиям министерства в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся, в том числе, осуществление регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществление управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения и иные полномочия.

Ообязанность по лесовосстановлению, воспроизводству защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях - государственных природных заказниках регионального значения возложена на министерство лесного комплекса Иркутской области.

В нарушение указанных требований закона, деятельность по лесовосстановлению, воспроизводству защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях - государственных природных заказниках регионального значения министерством не ведется, при наличии фактов уничтожения лесных насаждений в заказниках, меры к воспроизводству лесов не принимаются.

Так, проведенной проверкой установлено, что на протяжении длительного времени министерство располагает информацией о следующих фактах уничтожения лесных насаждений в государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота»:

- 30.10.2014 обнаружена незаконная рубка лесных насаждений площадью 1,1 га на лесном участке, расположенном в выделе 10 квартала 433 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества;

- 15.06.2016 ликвидирован лесной пожар площадью 3 га в кварталах №№ 331, 332, 333, 362, 363 и 364 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества;

27.08.2018 обнаружена незаконная лесная рубка лесных насаждений площадью 13,5 га на лесном участке, расположенном в выделе 4 квартала 433 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества.

В государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский»:

в декабре 2017 года на лесном участке, расположенном в кварталах №№ 112, 113 Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества выявлен факт уничтожения подроста лесных насаждений при расчистке ранее неиспользуемого длительное время линейного объекта - дороги, длиной 5,4 км.;

в январе 2018 года на лесном участке, расположенном в выделе 27, квартала № 87 Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества, выявлен факт уничтожения лесных насаждений при расчистке площадки на площади 0,06 га.

В государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский»:

18.12.2016 обнаружена незаконная рубка лесных насаждений в выделе 17 квартала 69 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

23.12.2016 обнаружена незаконная рубка лесных насаждений в выделах 1, 2 квартала 48 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

23.12.2016 обнаружена незаконная рубка лесных насаждений в выделах 33, 35 квартала 36 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

31.01.2017 обнаружена незаконная рубка лесных насаждений в выделах 11,12 квартала 78 Каранцайской дачи Куйтунского лесничества;

16.03.2017 обнаружена незаконная рубка лесных насаждений в выделе 26 квартала 69 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

23.03.2017 обнаружена незаконная рубка лесных насаждений в выделах 11,12 квартала 78 Каранцайской дачи Куйтунского лесничества.

Кроме того, 22.05.2015 ликвидирован лесной пожар в государственных природных заказниках регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» и «Зулумайский», произошедший в кварталах №№ 33, 35, 44, 45, 46, 47, 59, 60, 61, 62 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества.

Таким образом, лесные участки, пройденные лесными пожарами и незаконными рубками, входят в число лесных земель, подлежащих лесовосстановлению.

В результате не проведения работ по воспроизводству лесов на территории государственных природных заказников регионального значения нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Кроме того, указанные нарушения влекут нарушение среды обитания объектов животного мира на территории заказников, при этом следует отметить, что на территории заказников также произрастают редкие, внесенные в Красные книги Иркутской области и Российской Федерации растения, для сохранения и развития которых в том числе и создана особо охраняемые территории.

В связи с чем, Братский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, просит суд (с учетом уточнений):

1. Признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившегося в непроведении специальных обследований для установления необходимости проведения, выбора способа и технологии лесовосстановления:

на территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота»:

лесном участке, расположенном в выделе 10 квартала 433 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества;

лесном участке, расположенном в кварталах №№ 331, 332, 333, 362, 363 и 364 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества;

- лесном участке, расположенном в выделе 4 квартала 433 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества;

на территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский»:

- лесном участке, расположенном в кварталах №№ 112, 113 Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества;

на территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский»:

лесном участке, расположенном в выделе 17 квартала 69 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 1, 2 квартала 48 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 33, 35 квартала 36 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 11, 12 квартала 78 Каранцайской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделе 26 квартала 69 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 11, 12 квартала 78 Каранцайской дачи Куйтунского лесничества;

на территории государственных природных заказников регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» и «Зулумайский»:

лесном участке, расположенном в кварталах №№ 33, 35, 44, 45, 46, 47, 59, 60, 61, 62 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества.

2. Обязать министерство лесного комплекса Иркутской области в срок до 31.12.2021 провести специальные обследования для установления необходимости проведения, выбора способа и технологии лесовосстановления:

на территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота»:

лесном участке, расположенном в выделе 10 квартала 433 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества;

лесном участке, расположенном в кварталах №№ 331, 332, 333, 362, 363 и 364 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделе 4 квартала 433 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества;

на территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский»:

лесном участке, расположенном в кварталах №№ 112, 113 Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества;

на территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский»:

- лесном участке, расположенном в выделе 17 квартала 69 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 1, 2 квартала 48 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 33, 35 квартала 36 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 11, 12 квартала 78 Каранцайской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделе 26 квартала 69 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 11, 12 квартала 78 Каранцайской дачи Куйтунского лесничества;

на территории государственных природных заказников регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» и «Зулумайский»:

лесном участке, расположенном в кварталах №№ 33, 35, 44, 45, 46, 47, 59, 60, 61, 62 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества.

В судебном заседании помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Кильдияров Р.А. административные исковые требования (с учетом уточнений) поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении (с учетом уточнений), просил суд административное исковое заявление (с учетом уточнений) удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика - министерства лесного комплекса Иркутской области, Суздалев В.В., действующий на основании доверенности, признал административные исковые требования (с учетом уточнений) Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействий, возложении обязанности провести специальные обследования для установления необходимости проведения, выбора способа и технологии лесовосстановления.

Выслушав помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Кильдиярова Р.А., представителя административного ответчика - министерства лесного комплекса Иркутской области, Суздалева В.В., действующего на основании доверенности, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Вместе с тем, в силу ст. 16 Закона Иркутской области от 19.06.2008 № 27-оз «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях Иркутской области» обеспечение организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения осуществляется специально уполномоченными исполнительными органами государственной власти области. Региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным Правительством Иркутской области на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, в порядке, установленном Правительством Иркутской области.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда воспроизводства лесов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Министерство является специально уполномоченным государственным органом по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора (п. 1 постановления Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области»).

Таким образом, к полномочиям министерства лесного комплекса Иркутской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся, в том числе, осуществление регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществление управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения и иные полномочия.

Также в судебном заседании установлено, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения министерством лесного комплекса Иркутской области, его территориальными подразделениями законодательства при осуществлении мероприятий по восстановлению лесов, в том числе на территории государственных природных заказников регионального значения.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Иркутской области расположены особо охраняемые природные территории - государственные природные заказники регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем: «Бойские болота», расположенный на территории Братского и Куйтунского районов Иркутской области; «Кирейский», расположенный на территории Тулунского района Иркутской области; «Кадинский», расположенный на территории Куйтунского района Иркутской области; «Зулумайский», расположенный на территории Зиминского, Тулунского и Куйтунского районов Иркутской области.

Так, на территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота» 30.10.2014 обнаружена незаконная рубка лесных насаждений на площади 1,1 га в выделе 10 квартале 433 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества. 15.06.2016 был ликвидирован лесной низовой беглый пожар в том числе и в кварталах 331, 332, 333, 362, 363 и 364 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества, ущерб лесным насаждениям на особо охраняемой природной территории причинен не был. Ущерб лесным насаждениям был причинен в месте возникновения лесного пожара - квартале 361, относящемуся к эксплуатационным лесам и используется АО «Группа «Илим» в целях заготовки древесины. Непосредственно на особо охраняемой природной территории ущерб лесным насаждениям причинен не был. 27.08.2018 обнаружена выборочная незаконная рубка лесных насаждений на площади 13,5 га в выделе 4 квартале 433 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества. Братским лесничеством планируется проведение лесовосстановительных мероприятий на участках площадью 1,1 га и 13,5 га путем включения их в государственное задание на 2020 год с учетом предварительного обследования, что подтверждается сообщением Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству от 30.09.2019.

Также, на территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский» арендованных лесных участков нет, поэтому рубки лесных насаждений не ведутся, лесовосстановление не ведется. В период с 2013 года по 30.09.2019 на территории заказника пожаров не зафиксировано. В декабре 2017 года по поручению прокуратуры области Тулунской межрайонной прокуратурой совместно со специалистом первого разряда, службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Московских А.А., сделан осмотр части территории заказника в 112, 113 лесных кварталах белозиминской дачи, Икейского участкового лесничества, через который ООО «Галана Текс» планировала сделать проезд к арендному участку. В ходе осмотра установлено, что на указанном объекте просматривается профиль старой дороги (просеки) на котором произрастают мелкие кустарники и молодые деревья пихты высотой до 1,3 м. Далее 28 декабря специалистом первого разряда, службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Московских А.А. выявлен факт нарушения режима заказника, им был сделан акт обследования № 1 и отправлен в отдел государственного управления и надзора в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения службы по охране и использованию животного мира Иркутской области, для дальнейшего возбуждения административного расследования. В результате сделан акт обследования № 2 от 19.01.2018 который также направлен в отдел государственного управления и надзора в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения службы по охране и использованию животного мира Иркутской области, который должен был быть прикреплен к административному делу. В январе 2019 года выявлен факт нарушения режима заказника, выразившийся в расчистки части территории заказника для складирования леса, составлен акт о лесонарушении № 07 от 09.01.2019. Возбужденно два уголовных дела по ч. 1 ст. 260 и ст. 262 УК РФ. Лесовосстановление на этом участке не производилось, так как решение по данному уголовному делу еще не принято, что подтверждается сообщением Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству от 30.09.2019.

Вместе с тем, в территориальном управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству за период времени с 2013 года по истекший период 2019 год зарегистрированы незаконные рубки в государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Зулумайский», «Кадинский»: акт о лесонарушении № 282 от 18.12.2016 Новокадинская дача квартал 69 выдел 17 объемом 86,49 м3 ущерб 3 717 773,00 руб.; акт о лесонарушении № 283 от 23.12.2016 Новокадинская дача квартал 48 выдела 1, 2 объемом 47,48 м3 ущерб 40 179,00 руб.; акт о лесонарушении № 284 от 23.12.2016 Новокадинская дача квартал 36 выдела 33,35 объемом 109,39 м3 ущерб 538 950,00 руб.; акт о лесонарушении № 9 от 31.01.2017 Каранцайская дача квартал 78 выдела 11,12 объемом 108 м3 ущерб 6 031 800,00 руб.; акт о лесонарушении № 32 от 16.03.2017 Новокадинская дача квартал 69 выдел 26 объемом 33,53 м3 ущерб 761 644,00 руб.; акт о лесонарушении № 43 от 23.03.2017 Каранцайская дача квартал 78 выдела 11,12 объемом 444,96 м3 ущерб 20 548 684,00 руб. Зарегистрированы лесные пожары в государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Зулумайский», «Кадинский» за период времени с 2013 года по истекший период 2019 год: акт о лесном пожаре № 50/109 от 19.05.2015 Новокадинская дача квартал 33,35,44,45.46,47.59,60,61,62 обнаружен 19.05.2015 в 09 часов в 30 минут на площади 12 га., локализован 19.05.2015 в 21 час 00 минут на площади 80 га., ликвидирован 22.05.2015 в 22 часа 00 минут на площади 2 895 га. лесной и на площади 68 га. не лесной. Ущерб от лесного пожара составил 118 104,00 руб. Лесовостановление на территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Зулумайский», «Кадинский» не проводилось, так как не запроектировано в государственном задании АУ Лесхоз Иркутской области «Карымский филиал», что подтверждается сообщением Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству от 01.10.2019.

Также в судебном заседании установлено, что спорные заказники находятся в ведении министерства лесного комплекса Иркутской области. Целями заказников являются: сохранение на его территории уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда; экологическое воспитание и оздоровление населения. Задачами заказника являются: снижение уровня антропогенного воздействия и сохранение природных комплексов (природных ландшафтов); сохранение, восстановление и воспроизводство объектов животного и растительного мира, в том числе среды их обитания (произрастания), путей миграции объектов животного мира и поддержание экологического баланса; создание наиболее благоприятных условий для воспроизводства и естественного расселения на сопредельные территории объектов животного мира; проведение биотехнических мероприятий с целью поддержания и увеличения численности объектов животного мира; содействие в проведении научно-исследовательских работ в области биологии без нарушения установленного режима особой охраны Заказника, разработке мероприятий по сохранению и естественному воспроизводству популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений; осуществление государственного мониторинга окружающей среды, что подтверждения положениями спорных заказников.

В соответствие с ч. 1 ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (п. 1 ч. 2 ст. 102 ЛК РФ), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заказников (ч. 1 ст. 103 ЛК РФ).

Приказом Рослесхоза от 23.04.2019 № 556 внесены изменения в Приказ № 372 и леса, расположенные в границах вышеуказанных заказников отнесены к защитным лесам.

В соответствии ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое осуществляется в том числе путем лесовосстановления.

Согласно п. 2, п.п. «б» п. 6 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии российской Федерации от 25.03.2019 № 188, лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Лесовосстановление (воспроизводство лесов) осуществляется на основании проекта лесовосстановления: органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81-84 ЛК РФ (ч. 3 ст. 61 ЛК РФ).

В силу ст. 5 ЛК РФ использование лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на таких принципах как сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов (ст. 1 ЛК РФ).

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу что, обязанность по лесовосстановлению, воспроизводству защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях - государственных природных заказниках регионального значения возложена на министерство лесного комплекса Иркутской области. Кроме того, деятельность по лесовосстановлению, воспроизводству защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях - государственных природных заказниках регионального значения министерством лесного комплекса Иркутской области не ведется, при наличии фактов уничтожения лесных насаждений в заказниках, меры к воспроизводству лесов не принимаются. Таким образом, в результате не проведения работ по воспроизводству лесов на территории государственных природных заказников регионального значения нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Кроме того, указанные нарушения влекут нарушение среды обитания объектов животного мира на территории заказников, при этом следует отметить, что на территории заказников также произрастают редкие, внесенные в Красные книги Иркутской области и Российской Федерации растения, для сохранения и развития которых в том числе и создана особо охраняемые территории.

В силу ч. ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии со ст. 157 КАС РФ, изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания (ч. 1).

При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска (ч. 2).

В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (ч. 3).

Таким образом, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, а также, учитывая, что представитель административного ответчика - министерства лесного комплекса Иркутской области - Суздалев В.В., действующий на основании доверенности, административные исковые требования (с учетом уточнений), заявленные Братским межрайонным природоохранным прокурором, признал в полном объеме (с учетом уточнений), признание административного иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание административного иска административным ответчиком, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействий, возложении обязанности провести специальные обследования для установления необходимости проведения, выбора способа и технологии лесовосстановления.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на административного ответчика обязанности, указанный прокурором, - до 31.12.2021 провести специальные обследования для установления необходимости проведения, выбора способа и технологии лесовосстановления.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Принять от представителя административного ответчика - министерства лесного комплекса Иркутской области Суздалева В.В. признание иска.

Административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившегося в непроведении специальных обследований для установления необходимости проведения, выбора способа и технологии лесовосстановления:

на территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота»:

лесном участке, расположенном в выделе 10 квартала 433 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества;

лесном участке, расположенном в кварталах №№ 331, 332, 333, 362, 363 и 364 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества;

- лесном участке, расположенном в выделе 4 квартала 433 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества;

на территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский»:

- лесном участке, расположенном в кварталах №№ 112, 113 Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества;

на территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский»:

лесном участке, расположенном в выделе 17 квартала 69 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 1, 2 квартала 48 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 33, 35 квартала 36 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 11, 12 квартала 78 Каранцайской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделе 26 квартала 69 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 11, 12 квартала 78 Каранцайской дачи Куйтунского лесничества;

на территории государственных природных заказников регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» и «Зулумайский»:

лесном участке, расположенном в кварталах №№ 33, 35, 44, 45, 46, 47, 59, 60, 61, 62 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества.

Обязать министерство лесного комплекса Иркутской области в срок до 31.12.2021 провести специальные обследования для установления необходимости проведения, выбора способа и технологии лесовосстановления:

на территории государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота»:

лесном участке, расположенном в выделе 10 квартала 433 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества;

лесном участке, расположенном в кварталах №№ 331, 332, 333, 362, 363 и 364 Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделе 4 квартала 433 Добчурскойдачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества;

на территории государственного природного заказника региональногозначения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кирейский»:

лесном участке, расположенном в кварталах №№ 112, 113 Белозиминской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества;

на территории государственного природного заказника региональногозначения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский»:

- лесном участке, расположенном в выделе 17 квартала 69 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 1, 2 квартала 48 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 33, 35 квартала 36 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 11, 12 квартала 78 Каранцайской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделе 26 квартала 69 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества;

лесном участке, расположенном в выделах 11, 12 квартала 78 Каранцайской дачи Куйтунского лесничества;

на территории государственных природных заказников регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Кадинский» и «Зулумайский»:

лесном участке, расположенном в кварталах №№ 33, 35, 44, 45, 46, 47, 59, 60, 61, 62 Новокадинской дачи Куйтунского лесничества.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья Е.Н. Громова

Дата изготовленная мотивированного решения – 30.01.2020 года.