ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-29/20 от 26.02.2020 Пограничного районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-29/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2020 п. Пограничный

Пограничный районный суд Приморского края, в составе судьи Кирсановой Н.В., при секретаре Кандаловой В.А., рассмотрев административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Пограничного муниципального, Министерству финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту труда и социального развития Приморского края о признании отказа в выплате материальной помощи в связи с утратой урожая незаконным, возложении обязанности включить ее в список лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями и имеющей право на получение разовой материальной помощи за счет средств резервного фонда администрации Приморского края, о признании права на получение материальной помощи и возложении обязанности произвести выплату материальной помощи в связи с утратой урожая,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на котором она выращивает овощи для собственного потребления. В августе 2019 в результате ливневых дождей она утратила весь урожай на указанном земельном участке. 22.08.2019 она обратилась в администрацию Пограничного муниципального района Приморского края с заявлением о включении ее в список на оказание разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке. Письмом от 13.09.2019 № 5267 ей было отказано в выплате со ссылкой «…действующими нормативно-правовыми актами денежные выплаты по утере урожая не предусмотрены». Такой ответ она считает не обоснованным, не мотивированным и не объективным. Комиссионного обследования ее земельного участка фактически не производилось, тогда как, был сделан вывод о частичной утрате урожая на ее земельном участке. Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ст.14 № 74-КЗ от 02.12.1999 «О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предусмотрено право граждан, утративших урожай в связи с указанной стихией, на получение разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей за счет средств резервного фонда администрации Приморского края. Просит суд признать отказ по включению ее в список пострадавших лиц для выплаты разовой материальной помощи в связи с утратой урожая незаконным. Возложить обязанность на администрацию Пограничного муниципального района Приморского края включить ее в список лиц, пострадавших в связи с утратой урожая и возложить обязанность выплатить материальную помощь в связи с утратой урожая на ее приусадебном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

В уточнениях по иску ФИО1 просила: признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе 2019; признать за ней право на разовую материальную помощь в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края; возложить обязанность на администрацию Пограничного муниципального района Приморского края, Правительство Приморского края, включить ее в список лиц, пострадавших в связи с утратой урожая в соответствии с Постановлением администрации Приморского края № 223-па в редакции от 06.03.2019 № 147-па; возложить обязанность на администрацию Пограничного муниципального района. Правительство Приморского края выплатить ей материальную помощь в связи с утратой урожая ее приусадебном участке; возложить обязанность на Министерство (Департамент) труда и социальной политики Приморского края произвести ей выплату разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей за счет средств резервного фонда администрации Приморского края в связи с утратой урожая в соответствии с Постановлением администрации Приморского края № 223-па в редакции от 06.03.2019 № 147-па.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме. В своих письменных пояснениях указала, что она не входит в категорию граждан, таких как одиноко проживающие пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды 1 группы, имеющих право на выплату разовой материальной помощи по утрате урожая в соответствии с постановлением администрации Пограничного муниципального района № 547 от 17.09.2019. Постановлением Администрации Приморского края № 587-па от 12.09.2019 «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па «О создании и использовании резервного фонда Администрации Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края», из которого исключен пункт о выплате разовой помощи в размере 10 000 рублей в связи с утратой урожая на земельном участке. Однако, с заявлением о включении ее в список на оказание разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке она обратилась 22.08.2019. на эту дату и на дату отказа ей в выплате (13.09.2019) Постановление администрации Приморского края от 15.08.2019 № 223-па с изменениями от 06.03.2019 № 147-па было действующим и было применимо к ее отношениям с ответчиком. В соответствии с п.п. «ж» п. 6.1 данного постановления, средства финансового резерва используются на финансирование и проведение мероприятия по оказанию разовой материальной помощи пострадавшим гражданам РФ, местом жительства которых на дату введения решением Губернатора Приморского края режима чрезвычайной ситуации межмуниципального или регионального характера, являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований приморского края в границах зоны чрезвычайной ситуации, в том числе на основании судебного решения, а размере 10 000 рублей – в связи с утратой урожая на земельном участке (придомовом земельном участке; садовом земельном участке; огородном земельном участке; дачном земельном участке, предоставленном гражданину без права возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем; земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном в границах территории муниципального образования Приморского края, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (сумма выплачивается на один земельный участок. Постановление Администрации Приморского края, на которое ссылается представитель ответчика - администрация Пограничного муниципального района, датировано 12.09.2019 № 587-па «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па «О создании и использовании резервного фонда Администрации Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края», из которого исключен пункт о выплате разовой помощи в размере 10 000 рублей в связи с утратой урожая на земельном участке. Однако, в соответствии с п.1 ст.5 Закона Приморского края от 06.08.2014 № 463-КЗ «О порядке опубликования и вступления в законную силу правовых актов Приморского края» (с изменениями от 04.12.2019), правовые акты губернатора Приморского края, Правительства Приморского края, органов исполнительной власти приморского края, имеющие нормативный характер, вступают в законную силу со дня их официального опубликования. Постановление Администрации Приморского края № 587-па от 12.09.2019 было опубликовано 16.09.2019 на официальном интернет-портале правовой информации и 18.09.2019 в «Приморской газете», тогда как обжалуемый отказ был датирован 13.09.2019, при этом в отказе отсутствовала ссылка на нормы действующего правового акта, что является недопустимым. Она обратилась с заявлением о включении ее в список пострадавших лиц до принятия Администрацией Пограничного муниципального района Постановления № 547 от 17.09.2019, следовательно, на данные правоотношения распространяется редакция постановления Администрации Приморского края от 15.08.2019 № 223-па с изменениями на 06.03.2019 № 147-па, так как на дату обращения и принятия администрацией Пограничного муниципального района решения от отказе от 13.09.2019, оно было действующим и предусматривало оказание разовой материальной помощи пострадавшим гражданам РФ в размере 10 000 рублей - в связи с утратой урожая на земельном участке. Закон обратной силы не имеет. Просила в связи с изложенным удовлетворить ее требования в полном объеме, с учетом дополнений и уточнений.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Пограничного муниципального района ФИО2 на основании доверенности, с иском ФИО1 не согласилась. Просила в иске отказать. Представила письменные возражения, в которых указала, Постановлением главы администрации Пограничного муниципального района от 16.08.2019 № 494 «О введении на территории Пограничного муниципального района режима чрезвычайной ситуации» в соответствии с решением комиссии по предупреждению ЧС Пограничного муниципального района от 16.08.2019 № 7 был введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера с 16 час 00 мин 16.08.2019. Постановлением Губернатора Приморского края от 28.08.2019 № 59-пг «О введении на территории Приморского края режима чрезвычайной ситуации регионального характера» был введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера и установлен региональный уровень реагирования, определены границы зон ЧС в пределах территориальных единиц, в том числе Пограничного муниципального района. Подпунктом «л» п.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ указано, что к дополнительным полномочиям субъекта РФ входит, в том числе и принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. В соответствии с п.п. «з» п. 6.1 постановления Администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па (в редакции от 12.09.2019 № 587-па) «О создании и использовании резервного фонда Администрации Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края», средства финансового резерва используются на финансирование и проведение следующих мероприятий: предоставление финансовой помощи бюджетам муниципальных образований Приморского края на финансовое обеспечение выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций муниципального характера, в целях:

- оказания разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей пострадавшим гражданам РФ, понесшим расходы на устранение повреждений жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома, возникших в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера;

- оказания разовой материальной помощи в размере 50 000 рублей пострадавшим гражданам РФ в связи с частичной утратой имущества первой необходимости;

- оказания разовой материальной помощи в размере 100 000 рублей пострадавшим гражданам РФ в связи с полной утратой имущества первой необходимости.

ФИО1 обратилась в администрацию с заявлением 22.08.2019. 24.08.2019 комиссия обследовала ее участок на предмет утраты урожая. Актом зафиксировано частичная утрата картофеля и капусты. За период ЧС в администрацию Пограничного муниципального района поступило свыше 1600 заявлений от граждан по различным основаниям. В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па (п.7.1) в целях рассмотрения вопроса о необходимости предоставления финансовой помощи бюджетам муниципальных образований Приморского края для частичного покрытия расходов муниципальных образований Приморского края на финансирование мероприятий, предусмотренных п.п. «з» п. 6.1 указанного Положения, органы местного самоуправления муниципальных образований, в случае возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера, в срок не позднее 60 календарных дней со дня ее введения, вправе представить в Комиссию обращение о необходимости предоставления финансовой помощи. Согласно п. 7.1 Постановления № 223-па, администрацией Пограничного муниципального округа было подготовлено и направлено обращение от 03.09.2019 № 4500 в Администрацию Приморского края о необходимости предоставления финансовой помощи в размере 11 470 000 рублей на возмещение материального ущерба, причиненного имуществу граждан, в том числе в связи с утратой урожая, в связи с ЧС в Пограничном муниципальном районе. Постановлением Администрации Приморского края от 12.09.2019 № 587-па внесены изменения в постановление Администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па. В связи с чем, 13.09.2019 администрацией Пограничного муниципального района истицу был дан ответ, что выплаты по утрате урожая действующими нормативно-правовым актами не предусмотрены. 17.09.2019 администрацией Пограничного муниципального района принято постановление № 547 «Об утверждении Порядка оказания разовой материальной помощи гражданам Пограничного муниципального района, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей 15-16 августа 2019». Согласно данного Порядка, единовременная денежная выплата в размере 5 000 рублей из резервного фонда муниципального района предоставляется в случаях:

частичного повреждения жилых домов, квартир 1-го этажа и утраты имущества первой необходимости;

частичного повреждения жилых домов, квартир 1-го этажа;

полной утраты урожая в связи с подтоплением земельного участка из числа одиноко проживающих пенсионеров, многодетных семей, инвалидов 1 группы. ФИО1 к числу лиц, определенных указанным Порядком не относится.

Также дополнила, что администрацией Приморского края в адрес пограничного муниципального района, для оказания финансовой помощи гражданам, была выделена сумма намного меньше, чем было указано в заявке. В связи с чем, администрацией Пограничного муниципального района было издано постановление № 547 от 17.09.2019, предусматривающее, в том числе, помощь социально незащищенным категориям граждан при утрате урожая, несмотря на то, что постановлением Администрации Приморского края № 223-па в новой редакции, такая финансовая помощь гражданам, утратившим урожай в следствие ЧС, не предусмотрена. Администрацией Пограничного района каждое заявление граждан, поступивших как до 12.09.2019, рассматривалось администрацией после принятия Администрацией Приморского края Постановления от 12.09.2019 № 587-па, а также по результатам рассмотрения заявки администрации Пограничного муниципального района на выделение дополнительного финансирования из средств краевого бюджета. Просила в иске ФИО1 отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Департамента труда и социального развития Приморского края на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании показала, что она является ведущим инспектором сектора назначения отдела по Пограничному муниципальному району отделения по Ханкайскому муниципальному району ГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края». Ее Отдел не принимал участия в обследовании земельных участков в период ЧС в августе 2019, никто из Отдела не был членом Комиссии по ликвидации ЧС, не принимал участия в выплатах, ни в определении категорий граждан, которым такая выплата полагалась. Она присутствовала лишь на заседании Комиссии по ЧС, где решался ряд вопросов социального значения, в том числе определялись категории граждан, которым положена материальная помощь при утрате урожая в результате ливневых дождей. Списки граждан на заседании Комиссии не рассматривались и не утверждались, так как список еще не был сформирован. Информацию о категориях граждан, обратившихся с заявлением о предоставлении им материальной помощи «Центр социальной поддержки» мог предоставить по запросу администрации Пограничного муниципального района, но сам список ее Отдел не утверждает. Заявления, информацию о гражданах по категориям и решения о выплатах и сами выплаты рассматривались, принимались и производились администрацией Пограничного муниципального района. С требованиями ФИО1 не согласилась. Указала, что Департамент труда и социального развития Приморского края не является надлежащим ответчиком по делу, так как не занимается составлением списков граждан, для которых предусмотрены выплаты при утрате урожая в следствие ЧС, не принимает решений о выплатах, не распоряжается бюджетными средствами и не является получателем бюджетных средств на эти цели. Просила отказать ФИО1 в иске к Департаменту труда и социального развития Приморского края.

Представитель административного ответчика – Правительства Приморского края на основании доверенности ФИО4, просила рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Правительства Приморского края, в иске ФИО1 отказать в полном объеме. Представила письменный отзыв по иску, из которого следует, что в силу ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, условия, порядок, категории граждан определяются соответственно в зависимости от того, за счет каких средств осуществляются выплаты (резервного фонда Правительства РФ, резервного фонда Правительства Приморского края, резервного фонда администрации муниципального образования - Правительством РФ, Правительством Приморского края, органами местного самоуправления). После 2018 в связи с изменением действующего законодательства, регулирующего правоотношения по выплатам гражданам, пострадавшим в результате ЧС, выплаты гражданам, осуществляются в ином порядке, чем было установлено до ЧС 2019 года. Выделение средств из резервного фонда Правительства РФ осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Пунктом 2 указанного Постановления № 110 установлено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Выплат за утрату урожая из резервного фонда Правительства РФ не предусмотрено.

Выделение средств из фонда финансового резерва Правительства приморского края осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па «О создании и использовании резервного фонда Администрации Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края». В соответствии с п.3.5 указанного Постановления № 223-па, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций локального и (или) муниципального характера, используются объектовые и муниципальные резервы, а в случае их недостаточности, органом исполнительной власти Приморского края, подведомственному учреждению которому необходимо выделение недостающих материальных средств, органам местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Приморского края в течение 15 рабочих дней со дня возникновения чрезвычайной ситуации, подается заявка в Комиссию через орган, ответственный за создание соответствующего резерва, на недостающую часть материальных средств. Согласно п. 6.2 Постановления № 223-па, орган местного самоуправления муниципального образования Приморского края вправе обратиться в Комиссию за финансовой помощью только в случае недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в местных бюджетах для ликвидации чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 % объема налоговых, неналоговых доходов местного бюджета и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования на текущий финансовый год. Финансовая помощь предоставляется органам местного самоуправления муниципальных образований Приморского края для частичного покрытия расходов на финансирование мероприятий, предусмотренных п.п. «з» п. 6.1 Постановления № 223-па при наличии. В том числе, правового акта органа местного самоуправления муниципального образования Приморского края, предусматривающего оказание гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации муниципального характера, материальной помощи.

Пунктами 6.3 и 6.4 Постановления 223-па также установлено, что выделение органам местного самоуправления муниципальных образований Приморского края финансовой помощи из финансового резерва для частичного покрытия расходов на финансирование мероприятий осуществляется при одновременном выполнении условий, в том числе, постоянное проживание гражданина в жилом доме, квартире, находящейся на первом этаже многоквартирного дома, подтвержденное регистрацией по месту жительства на день введения режима ЧС муниципального характера на территории соответствующего муниципального образования приморского края. Согласно п.п. «ж, з» п. 6.1 постановления 223-па (в редакции от 12.09.2019 № 587-па), средства финансового резерва используются на финансирование и проведение следующих мероприятий:

- исполнение судебных решений в отношении граждан РФ, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в 2015-2018 г.г.;

- предоставление финансовой помощи бюджетам муниципальных образований Приморского края на финансовое обеспечение выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций муниципального характера, в целях;

- оказания разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей пострадавшим гражданам РФ, понесшим расходы на устранение повреждений жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома, возникших в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера;

- оказания разовой материальной помощи в размере 50 000 рублей пострадавшим гражданам РФ в связи с частичной утратой имущества первой необходимости;

- оказания разовой материальной помощи в размере 100 000 рублей пострадавшим гражданам РФ в связи с полной утратой имущества первой необходимости.

Таким образом, выплаты из резервного фонда Правительства Приморского края за утрату урожая также не предусмотрены. Форма актов обследования земельных участков не установлена. Кроме того, понятия полная (частичная) утрата урожая действующим законодательством не установлена. Оценка полноты (частичности) утраты предусмотрена только для оценки утраты имущества первой необходимости, к которым урожай не относится, и такая оценка влияет на размер выплаты (50 000 или 100 000 рублей), в связи с чем требования административного истца не основаны на нормах действующего законодательства.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного характера», Уставом муниципального района, решением КЧС Администрации Пограничного муниципального района от 16.08.2019 № 494 введен режим чрезвычайной ситуации, требующей принятия неотложных мер, связанных с опасными природными явлениями. Администрацией Пограничного муниципального района принято постановление от 17.09.2019 № 547 «Об утверждении Порядка оказания разовой материальной помощи гражданам Пограничного муниципального района, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей 15-16 августа 2019». Подпунктом 3 пункта 2 данного Постановления предусмотрена выплата единовременной материальной помощи в связи с полной утратой урожая в связи с подтоплением земельного участка. При этом, правом на предоставление такой выплаты в размере 5000 рублей, в силу п.4 указанного Постановления, обладают граждане зарегистрированные на территории Пограничного муниципального района до введения режима ЧС и относящиеся к категории одиноко проживающих пенсионеров, многодетных семей, инвалидов 1 группы. ФИО1 к числу лиц, определенных указанным Порядком не относится, в связи с чем, администрацией Пограничного муниципального района ей обосновано отказано во включении в список пострадавших граждан, для которых предусмотрена единовременная материальная помощь при полной утрате урожая. В иске просила отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства по Приморскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании свидетель ФИО5 показал, что на момент обращения ФИО1 в администрацию Пограничного района с заявлением о выплате ей единовременной материальной помощи в связи с утратой урожая. Он являлся главным специалистом администрации Пограничного муниципального района по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а также членом Комиссии, созданной по распоряжению главы администрации Пограничного муниципального района по ликвидации ЧС. Членами комиссии были также граждане, не имеющие специальных познаний в области ЧС. При поступлении заявлений от граждан, каждое заявление было рассмотрено, обследованы помещения и земельные участки. При обследовании земельных участков граждан, не всегда заявители находились на месте. Поскольку мероприятия проводились в срочном порядке, обследование земельных участков могло производится комиссией со стороны смежных соседних участков. Составлялись соответствующие акты обследования. При визуальном обследовании земельного участка ФИО1 по адресу <адрес>, было установлено подтопление ее огорода в нижней части, относительно ограждения, там стояла вода. Обследование ее земельного участка производилось со стороны соседнего участка, так как самой ФИО1 на тот момент на месте не оказалось. В акте Комиссия зафиксировала частичную утрату урожая, где стояла вода. Сам он земельный участок ФИО1 не обследовал, так как был в составе другой комиссионной группы. Постановления о выплатах гражданам, пострадавшим в результате ЧС, материальной помощи относятся к нормативно-правовым актам ГО и ЧС и действуют с момента их опубликования. Постановление от 12.09.2019 № 223-па с изменениями было опубликовано на сайте, однако о принятом постановлении администрации Пограничного муниципального района было объявлено 12.09.2019, в связи со срочностью мероприятий и принятия решений в период ЧС. Администрацией Приморского края в выделении денежных средств гражданам, утратившим урожай, было отказано. После обработки всех заявлений, расчета и утверждении бюджетных средств для выплаты материальной помощи гражданам, которой на всех не хватало, комиссией в составе 13 человек было принято решение каким категориям граждан будет выплачиваться материальная помощь. Администрацией Пограничного муниципального района было принято постановление о единовременной материальной помощи при утрате урожая самым нуждающимся и социально незащищенным слоям населения за счет средств резервного фонда органа местного самоуправления.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, пояснения свидетелей, приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

ФИО1 22.08.2019 обратилась в администрацию Пограничного муниципального района с заявлением о включении ее в список на оказание разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на принадлежащем ей земельном участке.

Письмом от 13.09.2019 № 5267 истцу было отказано в выплате со ссылкой «…действующими нормативно-правовыми актами денежные выплаты по утере урожая не предусмотрены».

Постановлением главы администрации Пограничного муниципального района от 16.08.2019 № 494 «О введении на территории Пограничного муниципального района режима чрезвычайной ситуации» в соответствии с решением комиссии по предупреждению ЧС Пограничного муниципального района от 16.08.2019 № 7 был введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера с 16 час 00 мин 16.08.2019. Постановлением Губернатора Приморского края от 28.08.2019 № 59-пг «О введении на территории Приморского края режима чрезвычайной ситуации регионального характера» был введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера и установлен региональный уровень реагирования, определены границы зон ЧС в пределах территориальных единиц, в том числе Пограничного муниципального района. Подпунктом «л» п.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ указано, что к дополнительным полномочиям субъекта РФ входит, в том числе и принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Согласно абзаца 7 ч. 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, при наличии ущерба причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы исполнительской власти тех субъектов РФ, на территории которых возникла ЧС, а именно правительства (администрации) данных субъектов.

В соответствии с п. «л» ч. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (вместе с «Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий») предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органом исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 рублей на человека).

Из вышеперечисленного следует, что меры социальной поддержки за утрату урожая из резервного фонда Правительства РФ не предусмотрены.

Выплата единовременной материальной и финансовой помощи, компенсации производится департаментом труда и социального развития Приморского края в соответствии со списками пострадавших граждан, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, и на основании решений Администрации Приморского края.

Выделение средств из фонда финансового резерва Правительства приморского края осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па «О создании и использовании резервного фонда Администрации Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края».

В соответствии с п.3.5 указанного Постановления № 223-па, 3.5. в случае возникновения чрезвычайных ситуаций локального и (или) муниципального характера используются объектовые и муниципальные резервы, а в случае их недостаточности органом исполнительной власти Приморского края, подведомственному учреждению которого необходимо выделение недостающих материальных средств, органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Приморского края в течение 15 рабочих дней со дня возникновения чрезвычайной ситуации подается заявка в Комиссию через орган, ответственный за создание соответствующего резерва, на недостающую часть материальных средств. К заявке прилагаются документы, обосновывающие необходимость выделения материальных средств из резервов материальных ресурсов:

решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности о факте чрезвычайной ситуации и принятых мерах по ее ликвидации;

правовой акт органа местного самоуправления муниципального образования (руководителя краевого учреждения, предприятия) о введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования (краевого учреждения, предприятия) и установлении уровня реагирования;

акты обследования объекта, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации (на каждый пострадавший объект);

расчет потребности в запрашиваемых материальных средствах с предоставлением перечня использованных объектовых и муниципальных резервов при ликвидации чрезвычайной ситуации и обоснованием их недостаточности или отсутствия;

фотоматериалы поврежденных объектов с видом повреждений;

иные документы, обосновывающие необходимость выделения материальных средств из резервов.

Комиссия уведомляет о принятом решении в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения орган исполнительной власти Приморского края, орган местного самоуправления муниципального образования Приморского края, направившего обращение с просьбой о помощи в Комиссию.

Постановлением Администрации Приморского края от 12.09.2019 № 587-па внесены изменения в постановление Администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па. Данным постановлением исключен пункт о выплате разовой помощи в размере 10 000 рублей в связи с утратой урожая на земельном участке. Постановление Администрации Приморского края № 587-па от 12.09.2019 было опубликовано 16.09.2019 на официальном интернет-портале правовой информации и 18.09.2019 в «Приморской газете».

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного характера», Уставом муниципального района, решением КЧС Администрации Пограничного муниципального района от 16.08.2019 № 494 введен режим чрезвычайной ситуации, требующей принятия неотложных мер, связанных с опасными природными явлениями.

Администрацией Пограничного муниципального района принято постановление от 17.09.2019 № 547 «Об утверждении Порядка оказания разовой материальной помощи гражданам Пограничного муниципального района, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей 15-16 августа 2019».

Подпунктом 3 пункта 2 данного Постановления предусмотрена выплата единовременной материальной помощи в связи с полной утратой урожая в связи с подтоплением земельного участка. При этом, правом на предоставление такой выплаты в размере 5000 рублей, в силу п.4 указанного Постановления, обладают граждане зарегистрированные на территории Пограничного муниципального района до введения режима ЧС и относящиеся к категории одиноко проживающих пенсионеров, многодетных семей, инвалидов 1 группы.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу нормативно-правовой акт, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы нормативно-правовой акт признавался официально опубликованным. Официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке. Помещение текста нормативно-правового акта в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида нормативно-правового акта. Нормативно-правовой акт должен быть опубликован в официальном издании полностью.

Таким образом, под официальным опубликованием нормативно-правового акта следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Несмотря на то, что ответ об отказе в выплате материальной помощи ФИО1 датирован 13.09.2019, в указанном отказе не имеется ссылки на постановление Администрации Приморского края от 12.09.2019 № 587-па либо на постановление Администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па.

Постановлением администрации Приморского края от 15.08.2019 № 223-па (в редакции от 06.03.2019 № 147-па), на момент обращения ФИО1 с заявлением о выплате ей материальной помощи, подпунктом «ж» п. 6.1 предусматривалось, что средства финансового резерва используются на финансирование и проведение мероприятия по оказанию разовой материальной помощи пострадавшим гражданам РФ, местом жительства которых на дату введения решением Губернатора Приморского края режима чрезвычайной ситуации межмуниципального или регионального характера, являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований приморского края в границах зоны чрезвычайной ситуации, в том числе на основании судебного решения, а размере 10 000 рублей – в связи с утратой урожая на земельном участке (придомовом земельном участке; садовом земельном участке; огородном земельном участке; дачном земельном участке, предоставленном гражданину без права возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем; земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном в границах территории муниципального образования Приморского края, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (сумма выплачивается на один земельный участок.

Однако, понятия полная (частичная) утрата урожая действующим законодательством не установлена. Оценка полноты (частичности) утраты предусмотрена только для оценки утраты имущества первой необходимости, к которым урожай не относится.

Согласно акта обследования земельного участка ФИО1, комиссия установила частичную утрату урожая. На момент обращения ФИО1 с заявлением в администрацию о выплате ей материальной помощи, действующим законодательством не предусматривалось выплат в связи с частичной утратой урожая.

Постановления Администрации Приморского края от 12.09.2019 № 587-па, постановление Администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па, постановление администрации Пограничного муниципального района от 17.09.2019 № 547 «Об утверждении Порядка оказания разовой материальной помощи гражданам Пограничного муниципального района, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей 15-16 августа 2019» не признаны нарушающими права и интересы граждан РФ, не конституционными и не отменены.

Согласно действующих нормативно-правовых актов, ФИО1 к числу лиц, определенных постановлением администрации Пограничного муниципального района от 17.09.2019 № 547, а также постановлением Администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па (в редакции от 12.09.2019 № 587-па), не относится, в связи с чем, администрацией Пограничного муниципального района ей обосновано отказано во включении в список пострадавших граждан, для которых предусмотрена единовременная материальная помощь при полной утрате урожая.

На основании изложенного, руководствуясь гл.22, ст.ст. 218-220 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении требований ФИО1 к администрации Пограничного муниципального, Министерству финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту труда и социального развития Приморского края о признании отказа в выплате материальной помощи в связи с утратой урожая незаконным, возложении обязанности включить ее в список лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями и имеющей право на получение разовой материальной помощи за счет средств резервного фонда администрации Приморского края, о признании права на получение материальной помощи и возложении обязанности произвести выплату материальной помощи в связи с утратой урожая – отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02.03.2020 года.

Судья: Н.В. Кирсанова