№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Кореневский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Кошминой М.Д.,
при секретаре Кулаковой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» <адрес>, Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> «О признании бездействия незаконным и принятии мер к проведению специальной оценки условий труда»,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в защиту неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» <адрес>, Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> «О признании бездействия незаконным и принятии мер к проведению специальной оценки условий труда». В обоснование административного иска указав, что прокуратурой <адрес> в рамках систематического надзора за исполнением трудового законодательства проведена проверка соблюдения законодательства в данной сфере в части исполнения работодателями обязанности по проведению специальной оценки условий труда. В ходе проверки установлены нарушения требований действующего законодательства в деятельности муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в муниципального казенного учреждения дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» имеется 26 рабочих мест, однако, аттестация рабочих мест в школе не проведена в отношении 19 рабочих места, что является недопустимым и нарушает нормы действующего законодательства. Несоблюдение требований трудового законодательства в области охраны труда создает угрозу повышенного производственного травматизма, что непосредственно затрагивает права и законные интересы работников данного учреждения.
Просит суд: признать бездействие <адрес> в части отсутствия финансирования мероприятий по специальной оценке условий труда, бездействие муниципального казенного учреждения дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» в части непринятия мер к организации проведения специальной оценки условий труда в отношении 19 рабочих мест, незаконным. Обязать <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по специальной оценке условий труда, а муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» провести мероприятия по организации проведения специальной оценки условий труда 19 рабочих мест в учреждении в течение 3 месяцев с момента выделения денежных средств.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>Савенков Д.О. административный иск поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика муниципального казенного учреждения дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» <адрес> в судебное заседание не явился. О дне и времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом. В письменном отзыве № от ДД.ММ.ГГГГ на административное исковое заявление директор муниципального казенного учреждения дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» Оболенских В.В. указал, что в связи с недостаточностью финансирования мероприятия по специальной оценке условий труда проведены не в полном объеме. Указал, что муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» в лице директора Оболенских В.В. признает исковые требования, заявленные прокурором <адрес> и просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Суд, выслушав помощника прокурора <адрес>Савенкова Д.О., изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Статьей 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абзацы первый и пятый статьи 2 ТК РФ).
Статьей 209 ТК РФ определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть1).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ч.5 ст.209 ТК РФ).
В соответствии с положениями ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Абзацем 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О специальной оценке условий труда».
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Частью 1 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя.
В соответствии с ч.4 ст.8 указанного Федерального закона специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Судом установлено и подтверждено учредительными и уставными документами, что муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» <адрес> является муниципальным казенным учреждением, финансовое обеспечение которого, осуществляется за счет учредителя. Функции и полномочия учредителя муниципального казенного учреждения дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» <адрес> осуществляет муниципальный район «<адрес>» <адрес>.
Из информации муниципального казенного учреждения дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что проведена специальная оценка условий труда 7 рабочих мест в 2019 году. В настоящий момент в связи с перездом на новое место и увеличением штатного расписания в части введения новых должностей необходимо провести специальную оценку условий труда 19 рабочих мест.
Доказательств того, что на момент вынесения решения административным ответчиком муниципальным казенным учреждением дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» <адрес> была проведена специальная оценка условий труда рабочих мест, не представлено.
Исследовав представленные по делу доказательства, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 22, 212, 219 ТК РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», суд приходит к выводу о том, что в муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда.
При этом, отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить работника права на получение дополнительных льгот, связанных возможно с работой с вредными и опасными условиями труда.
Поскольку муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» является казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, обязанность по финансированию мероприятий, направленных на проведение специальной оценки условий труда должна быть возложена на администрацию <адрес>.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска прокурора.
Суд считает необходимым установить срок для финансирования администрацией <адрес> мероприятий по специальной оценке условий труда 19 рабочих мест в муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» <адрес> течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а для проведения указанных работ – 3 месяца со дня поступления денежных средств.
Срок исполнения решения суд считает достаточным и разумным с учетом количества рабочих мест, подлежащих оценке на условия труда.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» <адрес>, Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> «О признании бездействия незаконным и принятии мер к проведению специальной оценки условий труда», удовлетворить.
Признать бездействие <адрес> в части отсутствия финансирования мероприятий по специальной оценке условий труда, бездействие муниципального казенного учреждения дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» <адрес> в части непринятия мер к организации проведения специальной оценки условий труда в отношении 19 рабочих мест, незаконным.
Обязать администрацию <адрес> выделить денежные средства на проведение мероприятий по специальной оценке условий труда 19 рабочих мест в муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» <адрес> течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» <адрес> за счет выделенных средств провести мероприятия по организации проведения специальной оценки условий труда 19 рабочих мест в учреждении в течение 3 месяцев с момента выделения денежных средств.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Кореневский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.Д. Кошмина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.