ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2/18 от 10.01.2018 Урюпинского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-2/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Урюпинск «10» января 2018 года

Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Горбуновой И.Е.,

при секретаре судебного заседания Головой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Королевой МВ к администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области о признании постановления незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Королева М.В. обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа г. Урюпинск, в котором просила признать незаконным и отменить постановление администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области от 09.11.2017 г. № 893-п, а также обязать административного ответчика поставить её на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях из числа участников Великой Отечественной войны.

Требования мотивированы тем, что Королева М.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны. Ее супруг С умер ДД.ММ.ГГГГ и в повторный брак она не вступала. В настоящее время она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, вместе со своим сыном, его супругом и его дочерью, которые также зарегистрированы по данному адресу. Указанная квартира на праве общей долевой собственности принадлежит её сыну – З и его супруге Ж в равных долях. Своего жилья в собственности она не имеет.

В октябре 2017 г. Королева М.В. обратилась в администрацию городского округа г. Урюпинск Волгоградской области с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области № 893-п от 09.11.2017 г. ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с обеспеченностью более учетной нормы, а также ввиду того, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок с момента намеренного ухудшения ею своих жилищных условий.

Королева М.В. считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку квартира, в которой она проживает, никогда ей не принадлежала, а тот факт, что она не участвовала в приватизации, по мнению административного истца, нельзя считать намеренными действиями по ухудшению жилищных условий.

Административный истец Королева М.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, представлять свои интересы в суде доверила Чалому В.С.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Королевой М.В.

В судебном заседании представитель административного истца – Чалый В.С. заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика – администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Боярищева Н.В. с административными исковыми требованиями Королевой М.В. не согласилась по основаниям, подробно изложенным в письменном возражении, приобщенном к материалам дела, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление Королевой М.В. не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в качестве мер социальной поддержки ветеранов ВОВ предусмотрено получение жилых помещений.

На основании ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Меры социальной поддержки предусмотренные данным Законом, предоставляются, в том числе, супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак.

Данные нормативные акты, а также Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714, содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем, только тех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной Войны, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Как установлено судом и следует из материалов дела супруг Королевой М.В. – С умер ДД.ММ.ГГГГ Королева М.В. имеет удостоверение члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны.

Какого-либо жилого помещения в настоящее время за Королевой М.В. не зарегистрировано. С 18.03.1980 г. Королева М.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение на праве общей долевой собственности принадлежит З и Ж

24.10.2017 г. Королева М.В. обратилась в администрацию городского округа г. Урюпинск Волгоградской области с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из числа вдов участников Великой Отечественной войны.

Постановлением администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области от 09.11.2017 г. № 893-п вдове участника Великой Отечественной войны Королевой М.В. на основании подпункта 2 и подпункта 3 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью жилым помещением более учетной нормы, а также ввиду того, что не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ пятилетний срок с момента намеренного ухудшения своих жилищных условий.

Судом установлено, что административный истец относится к категории граждан, на которых распространяется действие Федерального закона «О ветеранах».

Однако, предоставление жилых помещений лицам, на которых распространяется действие названного выше закона, возможно в случае, если они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

С 01.01.2005 г. порядок постановки на учет граждан в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений производится в порядке и на основаниях, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, действующим с 01.03.2005 г.

В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из материалов дела следует, что Постановлением администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области от 09.11.2017 г. № 893-п Королевой М.В. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по двум основаниям: в связи с обеспеченностью жилым помещением более учетной нормы, а также ввиду того, что не истек пятилетний срок с момента намеренного ухудшения жилищных условий.

Как установлено судом, Королева М.В. проживает по адресу: <адрес>. Квартира состоит их четырех комнат, общей площадью 79,4 кв.м. В данной квартире зарегистрировано 4 человека – Королева М.В., З, Ж и Т

Решением Урюпинской городской Думы Волгоградской области от 24.04.2008 г. № 45/54 установлена учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении при обеспеченности 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

Принимая во внимание, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, зарегистрировано 4 человека, обеспеченность жилым помещением на одного человека составляет 19,85 кв.м., что превышает учетную норму.

В силу пункта 1 и подпункта 5 пункта 2 статьи 14 Закона Волгоградской области от 01.12.2005 г. № 1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области» граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К действиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, относятся, в том числе, расторжение договора социального найма по инициативе нанимателя.

Из материалов дела следует, что 12.12.2015 г. Королевой М.В. было дано согласие на приватизацию жилого помещения по адресу: <адрес>, З

В настоящее время данное жилое помещение, на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве общей долевой собственности З - сыну Королевой М.В. и его супруге Ж в равных долях (по ? доле каждому).

Учитывая, что Королева М.В. добровольно расторгла договор социального найма и не приняла участие в приватизации квартиры по адресу: <адрес>, которая состоялась 11.01.2016 г., суд полагает, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, отказавшись от приватизации данной квартиры с целью ухудшения своих жилищных условий и создания условий для обеспечения её другим жильем органами государственной власти и органами местного самоуправления на основании Федерального закона «О ветеранах» и со дня отказа от приватизации вышеуказанного жилого помещения не прошло пять лет.

В соответствии с п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области в принятии Королевой М.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях не противоречит законодательству и не нарушает прав административного истца, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Королевой М.В. требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Королевой МВ к администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области о признании незаконным постановления администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области от 09.11.2017 г. № 893-п, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Урюпинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.Е. Горбунова