ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2/50/2018 от 05.02.2018 Полярного районного суда (Мурманская область)

Мотивированное решение изготовлено «05» февраля 2018 года Адм. дело № 2а-2/50/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Снежногорск 05 февраля 2018 года

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего по делу судьи Смирновой Л.В.,

при секретаре Лесиной Е.А.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности и удостоверения адвоката,

представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Гостиница «Северное Сияние» к Администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Александровск» Мурманской области о признании незаконным постановления муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Александровск» Мурманской области № 3097 от 11 декабря 2014 года «Об отнесении к специализированному жилищному фонду» в части,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Гостиница «Северное Сияние» (далее – ООО «Гостиница «Северное Сияние») обратилось в Полярный районный суд Мурманской области с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Александровск» Мурманской области (далее – администрации ЗАТО Александровск) о признании незаконным постановления муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Александровск» Мурманской области № 3097 от 11 декабря 2014 года «Об отнесении к специализированному жилищному фонду» в части.

В обоснование заявленных требований указав, что 03.12.2013 между административным истцом и Администрацией ЗАТО Александровск в лице УМС ЗАТО Александровск был заключен договор аренды помещений, общей площадью 352,4 кв.м., находящихся по адресу: <...>, 204-206, 801-803, расположенные на 2-м и 8-м этажах, использовавшихся под гостиничные номера. Договор аренды между сторонами расторгнут не был. На основании постановления администрации ЗАТО Александровск от 11.12.2014 № 3097 «Об отнесении к специализированному жилищному фонду» (с изм. от 18.05.2017), указанные помещения включены в специализированный жилищный фонд с отнесением жилых помещений к общежитию, в связи с чем административный ответчик направил в адрес административного истца требования об освобождении недвижимого муниципального имущества № 7846 от 19.12.2016 и № 1090 от 20.02.2017. Копия постановления администрации ЗАТО Александровск № 3097 и копия постановления № 986 от 18.05.2017, которое пунктом 1 вносит изменения в вышеуказанное постановление, были вручены административному истцу по его запросу 17.11.2017. Административный истец был вынужден освободить указанные помещения, в связи с чем арендные платежи с момента фактического выселения арендатора не уплачиваются.

Просит признать незаконным пункт 1 постановления администрации муниципального образования ЗАТО Александровск № 3097 от 11.12.2014, с внесенными в него изменениями пунктом 1.1 постановления администрации ЗАТО Александровск № 986 от 18.05.2017, в части включения в специализированный жилищный фонд ЗАТО Александровск с отнесением к общежитию комнат № 201-203, 204-206, 801-803, общей площадью 352,4 кв.м., расположенных на 2- м 8-м этажах жилого здания, расположенного по адресу: <...>.

Представитель административного истца в судебном заседании на заявленных требованиях настоял в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Кроме того, уточнил, что срок обжалования административным истцом не пропущен, поскольку какие-либо сроки обжалования нормативно-правового акта законодательством не предусмотрены.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что административному истцу была предоставлена преференция на заключение договора аренды спорных помещений сроком на один год, и, как следствие максимальный срок договора аренды ограничен законодательством и не может быть продлен.

Прокурор, будучи уведомленным должным образом о дате и времени судебного разбирательства, в суд не прибыл. Ранее обратился с заявлением, в котором указал, что поскольку обжалуемое решение не является нормативно-правовым актом, участие прокурора в судебном заседании и дача им заключения по административному делу не обязательно.

Заслушав мнение явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 34 Федерального Закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Из смысла части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания недействительным такого ненормативного правового акта, действия (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что 09.10.2012 администрацией ЗАТО Александровск Мурманской области вынесено постановление №2245 о предоставлении недвижимого муниципального имущества во временное пользование ООО «Гостиница «Северное Сияние» на основании, в том числе, решения о даче согласия на предоставление муниципальной преференции УФАС по Мурманской области от 13.09.2012 № 05-07-4476 (л.д. 26).

Во исполнение указанного постановления, 09.10.2012 между УМС Администрация ЗАТО Александровск Мурманской области и ООО «Гостиница «Северное Сияние» был заключен договор аренды недвижимого имущества № 19, а именно: комнаты №201-203, 204-206, 801-803, общей площадью 352,4 кв.м., расположенного по адресу: <...>, для использования под гостиничные номера. Срок действия договора – с 13.09.2012 по 13.09.2013 (л.д. 10-13).

Передача объектов произведена по акту приема-передачи недвижимого имущества от 03.08.2012 (л.д. 14).

04.09.2013 ООО «Гостиница «Северное Сияние» обратилось к Главе администрации ЗАТО Александровск с просьбой о предоставлении муниципальной преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем передачи по договору аренды объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <...> помещения №№201-203, 204-206, 801-803, без проведения торгов, сроком на один год, для пользования под гостиничные номера (л.д. 81).

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно пункта 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Как следует из п. 13 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

По результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган принимает решение в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

Материалами дела установлено, что 20.09.2013 Администрация ЗАТО Александровск Мурманской области обратилась в Федеральную антимонопольную службу по Мурманской области с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции по обращению ООО «Гостиница «Северное Сияние», в котором кроме прочего указано, что ранее ООО «Гостиница «Северное Сияние» была предоставлена муниципальная преференция путем передачи объекта муниципального недвижимого имущества в аренду сроком с 13.09.2013 по 13.09.2013 (решение УФАС по Мурманской области от 13.09.2012 № 05-07-4476) (л.д. 82).

23.10.2013 Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области вынесло решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Гостиница «Северное Сияние» в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в форме передачи в аренду недвижимого муниципального имущества для использования под гостиничные номера сроком на один год (л.д. 84).

В целях реализации решения УФАС по Мурманской области от 23.10.2013, администрация ЗАТО Александровск Мурманской области издала постановление №2801 от 27.11.2013 о предоставлении недвижимого муниципального имущества во временное пользование ООО «Гостиница «Северное Сияние», которым предоставила административному истцу спорные помещения в аренду сроком с 31.10.2013 по 30.10.2014 (л.д. 27).

03.12.2013 между сторонами был заключен договор аренды указанного недвижимого имущества №СМИ13-0062/1, в котором кроме прочего указано, что имущество, переданное в аренду, является муниципальной собственностью ЗАТО Александровск и составляет имущество казны муниципального образования ЗАТО Александровск. При этом сдача жилых помещений в аренду не влечет передачу права собственности на него.

Согласно пунктам 2.1, 2.2 договора аренды №СМИ13-0062/1 от 03.12.2013 срок действия договора устанавливается с 31.10.2013 по 30.10.2014, договор вступил в силу с момента подписания его сторонами и распространяется на правоотношения, возникшие с 31.10.2013.

В соответствии с п. 3.4.8 договора аренды №СМИ13-0062/1 от 03.12.2013 арендатор обязан за два месяца до окончания срока договора в письменной форме сообщить арендодателю о своих намерениях по продлению договора на новый срок или отказаться от своего преимущественного права на возобновление договора.

Передача объектов произведена по акту приема-передачи недвижимого имущества от 03.12.2013 (л.д. 22).

ООО «Гостиница «Северное Сияние» обратилось в МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» (вх. №1730-14В от 11.09.2014) с просьбой о продлении с 31.10.2014 срока договора аренды №СМИ 13-0062/1 от 03.12.2013 (л.д. 58).

05.12.2014 УМС Администрация ЗАТО Александровск Мурманской области направило в адрес административного истца сообщение о том, что Администрацией ЗАТО Александровск принято решение о переводе жилой части многоквартирного дома № 5/4 по ул. Мира в г. Снежногорск в разряд общежития. При этом, сообщение содержало требование об освобождении спорного недвижимого имущества в месячный срок со дня получения сообщения (л.д. 59).

Дополнительным соглашением №1 от 01.12.2014 к договору аренды недвижимого имущества №СМИ 13-0062/1 от 03.12.2013, внесены изменения в указанный договор аренды в части размера арендной платы. Условия указанного дополнительного соглашения распространялись на правоотношения, возникшие с 01.06.2014 (л.д. 24).

11.06.2015 МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» направило в адрес ООО «Гостиница «Северное Сияние» уведомление об одностороннем увеличении арендной платы (л.д. 29).

В дальнейшем МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» неоднократно направляло в адрес административного истца требования об освобождении недвижимого муниципального имущества (№ 7846 от 19.12.2016, № 184 от 18.01.2017, № 1090 от 20.02.2017, № 1591 от 16.03.2017) (л.д. 60-63).

Соглашением о расторжении к договору аренды № СМИ 13-0062/1 от 03.12.2013, заключенным 04.04.2017, обязательства сторон по указанному договору прекращены с 20.03.2017 (л.д. 34).

Обсуждая доводы административного истца о том, что договор аренды №СМИ 13-0062/1 от 03.12.2013 был продлен на неопределенный срок, поскольку между сторонами было заключено дополнительное соглашение от 01.12.2014 о внесении изменений в договор аренды в части размера арендной платы, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту "а" пункта 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, при принятии решения о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган может ввести ограничения путем установления предельного срока предоставления такой преференции.

Если такое ограничение установлено, преференция не может быть предоставлена (использована) после окончания указанного срока.

В силу ч. 3 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области было дано согласие на предоставление ООО «Гостиница «Северное Сияние» муниципальной преференции с введением ограничений, а именно: предельный срок предоставления преференции - 1 год, на основании чего договор аренды муниципального имущества был заключен на срок с 31.10.2013 по 30.10.2014.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок аренды спорных жилых помещений по договору аренды № СМИ13-0062/1 от 03.12.2013 фактически истек 30.10.2014.

Кроме того, поскольку в силу закона прекращение договора аренды само по себе не влечет прекращение обязательства по внесению арендной платы, оно прекращается надлежащим исполнением арендатором обязательства по возврату имущества арендодателю.

При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю арендованное имущество (статья 622 Гражданского кодекса РФ).

Материалами дела установлено, что административный истец передал административному ответчику спорное недвижимое муниципальное имущество по акту приема-передачи только 20.03.2017 (л.д. 36-38)

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что принятие арендодателем арендных платежей за период фактического пользования имуществом, само по себе не свидетельствует о возобновлении договора аренды на неопределенный срок.

Разрешая требования административного истца о признании незаконным постановления № 3097 от 11.12.2014 (с изм. от 18.05.2017) в части включения в специализированный жилищный фонд ЗАТО Александровск помещений, предоставленных ООО «Гостиница Северное Сияние» по договору аренды, суд приходит к следующему.

В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 67 "Устава муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области" (утв. решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 26.05.2009 N 31) администрация от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ одним из составляющих жилищного фонда является специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV данного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях (п. 2 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду».

В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Постановлением администрации МО ЗАТО Александровск Мурманской области №3097 от 11.12.2014, здание, расположенное по адресу: <...>, находящееся в собственности муниципального образования ЗАТО Александровск включено в специализированный жилищный фонд ЗАТО Александровск с отнесением жилых помещений к общежитию (л.д. 54).

Распоряжением Администрация ЗАТО Александровск Мурманской области №233-р от 13.04.2016 из объекта недвижимого имущества – общежития, расположенного по адресу: <...>, были сформированы объекты недвижимого имущества, в том числе, жилая часть здания, расположенная по адресу: <...>, этаж: 2-9 (л.д. 55).

Постановлением Администрации МО ЗАТО Александровск Мурманской области №986 от 18.05.2017 внесены изменения в постановление администрации ЗАТО Александровск от 11.12.2014 №3097, жилая часть здания, расположенная по адресу: <...>, этаж: 2-9, находящаяся в собственности муниципального образования ЗАТО Александровск, включена в специализированный жилищный фонд ЗАТО Александровск с отнесением жилых помещений к общежитию (л.д. 57).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорные постановления администрации МО ЗАТО Александровск Мурманской области №3097 от 11.12.2014 и №986 от 18.05.2017 изданы по истечении срока аренды №СМИ13-0062/1 от 03.12.2013.

Следовательно, права и законные интересы административного истца не были затронуты с момента принятия оспариваемого постановления.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемое постановление издано в соответствии с требованиями закона и не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Кроме того, обсуждая доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения с административным иском в суд, суд приходит к их обоснованности в силу следующего.

В силу статьи 219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1); пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Представитель административного истца в своем административном исковом заявлении указывает, что спорное постановление было предоставлено ему по его запросу 17 ноября 2017 года, вместе с ним ему была предоставлена копия постановления №986 от 18.05.2017. Однако данное утверждение опровергается представленными материалами дела.

Так, административный ответчик в ответ на обращение ООО «Гостиница «Северное Сияние» 05 декабря 2014 года, сообщает административному истцу о своем намерении о переводе жилой части многоквартирного дома №5/4 по ул. Мира в г. Снежногорске в разряд общежития (л.д. 59). Эти же сведения, в том числе со ссылкой на спорное постановление, содержат требования об освобождении недвижимого имущества №7846 от 19.12.2016, №184 от 18.01.2017, №1090 от 20.02.2017, №1591 от 16.03.2017, направленные административным ответчиком в адрес административного истца.

Кроме того, 19 мая 2017 года административный ответчик в ответ на обращение генерального директора ООО «Гостиница «Северное Сияние» сообщает, что спорное жилое недвижимое муниципальное имущество в соответствии с оспариваемым постановлением переведено в специализированный жилищный фонд ЗАТО Александровск (л.д. 64).

Согласно ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что установленный законом срок для обжалования спорного постановления административным истцом пропущен, поскольку о переводе спорных жилых помещений в специализированный жилищный фонд ему стало известно в 2014 году.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу приведенных норм закона и с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Гостиница «Северное Сияние» к Администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Александровск» Мурманской области о признании незаконным постановления муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Александровск» Мурманской области № 3097 от 11 декабря 2014 года «Об отнесении к специализированному жилищному фонду» в части, отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в г. Снежногорске в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Смирнова