Дело № 2а-2/70/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Нема Кировской области 5 июня 2017 года
Нолинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Василькова Д.С.,
при секретаре Гавриловой Р.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> об оспаривании постановления КДН и ЗП от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> об оспаривании постановления КДН и ЗП от ДД.ММ.ГГГГ о постановке семьи ФИО1 на профилактический учет как семьи, находящейся в социально-опасном положении, обосновывая требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ КДН и ЗП при администрации <адрес> рассмотрела материалы в отношении ФИО1 по причине поведения её приемного сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и постановила поставить семью ФИО1 на учет как находящуюся в социально опасном положении. С такой формулировкой административный истец не согласна, так как является хорошей матерью, ответственным работником, педагогом дополнительного образования, имеет положительные характеристики, вредных привычек не имеет, детям обеспечивает должный уход. В отношении приемного сына ФИО3 имеется единичный случай употребления глотка шампанского в компании друга ФИО6 в период с 17 до 18 часов по адресу: <адрес>. Считает формулировку о постановке на учет семьи, находящейся в социально-опасном положении, категорически неверной.
На основании изложенного, просит признать формулировку данного постановления и постановку семьи на учет неправомерной.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного искового заявления поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям.
Представитель административного ответчика КДН и ЗП при администрации <адрес>ФИО5 с заявленными требованиями не согласна. Считает, что постановление вынесено правомерно.
КДН и ЗП в своей деятельности руководствуется нормами Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Указанным Законом определены категории лиц, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, порядок и сроки ее проведения.
Согласно статье 1 Закона, под семьей, находящейся в социально опасном положении, понимается семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также, семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Статьей 5 ФЗ №120 определены категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Пунктом 1 данной статьи определены категории несовершеннолетних, с которыми должна проводиться индивидуальная профилактическая работа. Согласно пункту 2 данной статьи, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Вместе с тем, пункт 3 предоставляет возможность проводить индивидуальную профилактическую работу с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
ФИО1 является опекуном несовершеннолетнего ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находящегося в социально-опасном положении. Подросток неоднократно совершал кражи, в ДД.ММ.ГГГГ году по решению Нолинского районного суда был направлен в ЦВСНП <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании КДН и ЗП были рассмотрены материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, предусмотренном ст. 20.22 КоАП РФ, в связи с употреблением несовершеннолетним ФИО3 B.C., не достигшим 16 лет, алкоголя. ФИО1 о заседании комиссии была извещена надлежащим образом, но на заседание не явилась. Из материалов об административном правонарушении следует, что факта употребления сыном алкоголя она не отрицает.
Ответственность за соблюдение несовершеннолетними лицами правовых норм, общественного порядка несут их законные представители, в данном случае опекун. Статья 63 Семейного кодекса РФ устанавливает, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Только родители (законные представители) могут определять направление становления личности их ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ребенка.
Комиссия считает, что ст.20.22 КоАП РФ корреспондирует со ст.5.35 КоАП РФ. Субъективная сторона представляет собой не вину несовершеннолетнего, а вину и ответственность родителя (законного представителя) за невыполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению должного воспитания и надзора за поведением несовершеннолетнего, обеспечению надлежащего, законопослушного поведения подростка, следствием чего является потребление им алкогольной продукции.
КДН и ЗП пришла к выводу о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы не только с несовершеннолетним ФИО3, но и с его семьей в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Постановлением КДН и ЗП при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 признана не «социально-опасной», а «находящейся в социально-опасном положении», что подразумевает необходимость оказания социальной помощи со стороны субъектов системы профилактики не только подростку, но и другим членам семьи.
В связи с изложенным, просит в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации при администрации <адрес> вынесено постановление, которым несовершеннолетний семья ФИО1 поставлена на профилактический учет как семья, находящаяся в социально опасном положении и нуждающейся в проведении индивидуальной профилактической работы (л.д. 3).
В соответствии с ч.1 ст.11 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Порядок осуществления деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> на основании ст.11 указанного Федерального закона регламентируется Законом Кировской области от 25.11.2010 № 578-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области».
Статьей 1 Федерального закона № 120-ФЗ разъяснено, что семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Частью 3 статьи 5 указанного Закона установлено, что индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 16 Закона Кировской области от 25.11.2010 № 578-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области» муниципальная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей, отнесенные КоАП РФ и законом Кировской области от 4 декабря 2007 года № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области» к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; материалы (дела), в том числе, в отношении несовершеннолетних, совершивших иные антиобщественные поступки, в отношении других несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
В соответствии со ст. 25 указанного Закона, по результатам рассмотрения материалов (дел) в отношении родителей, иных законных представителей несовершеннолетних комиссия может применить следующие меры воздействия:
1) вынести предупреждение;
2) обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или законных представителей, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью;
3) обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;
4) применить меры административного воздействия в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Кировской области от 4 декабря 2007 года N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области".
Постановка семьи на профилактический учет и проведение с ней индивидуальной профилактической работы относится к иным мерам воздействия, предусмотренным п. 4 ст. 25 Закона № 578-ЗО, которые комиссия вправе применить к семье.
В судебном заседании установлено, что КДН и ЗП при администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ рассмотрела поступивший из ПП «Немский» МО МВД России «Кильмезский» протокол об административном правонарушении с материалами в отношении заявителя ФИО1
КДН и ЗП при администрации <адрес> установила, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 17 до 18 часов несовершеннолетний сын ФИО1ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не достигший 16-летнего возраста, распивал шампанское по адресу: <адрес>. Постановлением КДН и ЗП при администрации <адрес>ФИО1. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.22 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 4). Данное постановление КДН вручено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, не обжаловано, вступило в законную силу.
Факт употребления ФИО3 спиртного ДД.ММ.ГГГГФИО1 не оспаривается, а также подтвержден объяснениями ФИО3, ФИО6, ФИО7
Согласно постановлению КДН и ЗП при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на профилактический учет на основании ст. 24 Закона Кировской области от 25.11.2010 № 578-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области».
Следовательно, в силу п.4 ч.1 ст.5 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФИО3 относится к категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.
Таким образом, суд находит установленным, что не достигший возраста привлечения к административной ответственности ФИО3 совершил административное правонарушение, за которое к административной ответственности привлечена его приемная мать ФИО1
Учитывая, что несовершеннолетний ФИО3 проник в дом по адресу: <адрес>, употреблял шампанское в компании несовершеннолетнего ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суд считает, что совершению правонарушения способствовал недостаточный контроль со стороны родителей за поведением приемного сына ФИО3
С учетом изложенного суд считает, что комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> законно, на основании ст.1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семья ФИО1 поставлена на профилактический учет, как семья, находящаяся в социально опасном положении. Также комиссией обоснованно, в соответствии с требованиями п.4 ч.1 ст.5 указанного ФЗ семья ФИО1 признана нуждающейся в проведении индивидуальной профилактической работы.
Доводы заявителя о том, что она не имеет вредных привычек, положительно характеризуется, является ответственным работником, хорошей матерью, обеспечивает должный уход за детьми, что случай употребления шаманского её приемным сыном ФИО3 был единичным, административным ответчиком не оспариваются. Семья ФИО1 была поставлена на профилактический учет в связи с тем, что в семье имеется несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении с ДД.ММ.ГГГГ года.
При рассмотрении комиссией материалов дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГФИО1 не присутствовала, пояснений не давала. ФИО1 назначено административное наказание за совершение правонарушения в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.20.22 КоАП РФ.
Суд считает, что мера воздействия, предусмотренная ч.1 ст.24 Закона Кировской области, применена комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> в отношении семьи ФИО1 с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного ФИО3 деяния, с учетом его поведения и данных, характеризующих личность.
Таким образом, суд приходит к убеждению, что оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено КДН и ЗП при администрации <адрес> законно и обоснованно, поэтому отсутствуют основания для его отмены.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации <адрес> лт ДД.ММ.ГГГГ о постановке семьи ФИО1 на профилактический учет отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Нолинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2017 года.
Председательствующий Д.С. Васильков