ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2/75/2023 от 19.09.2023 Шабалинского районного суда (Кировская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2023 года пгт. Свеча

Шабалинский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Лузянина А.В.,

при секретаре Лупповой Ю.Н.,

с участием административного истца помощника прокурора Свечинского района Кировской области Репина А.В.,

представителя административного ответчика администрации Свечинского муниципального округа Кировской областипо доверенности Роминой И.В.,

законного представителя заинтересованного лица ООО «КаринторфТеплоСеть» Соколова А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2/75/2023 (УИД 43RS0041-02-2023-000096-20) по административному исковому заявлению прокурора Свечинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свечинского муниципального округа Кировской области о признании незаконным бездействия в непринятии мер по разработке и утверждению нормативов состава сточных вод на территории Свечинского муниципального округа Кировской области и обязании в установленном порядке разработать и утвердить данные нормативы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Свечинского района Кировской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свечинского муниципального округа Кировской области о признании незаконным бездействия в непринятии мер по разработке и утверждению нормативов состава сточных вод и обязании в установленном порядке разработать и утвердить данные нормативы, указывая, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства в деятельности административного ответчика установлено, что в нарушение пп. 4, 11 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.13.1 ч.1 ст.2, п.9.1 ч.1 ст.6, ч.1,2 ст.30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.2 постановления Правительства РФ от 22.05.2020 № 728, которым рекомендовано органам местного самоуправления установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 01.07.2020, нормативы состава сточных вод до настоящего времени не установлены. Представление прокуратуры от 12.05.2023 года об устранении нарушений, до настоящего времени не исполнено. Просит признать незаконным бездействие администрации Свечинского муниципального округа Кировской области в непринятии мер по разработке и утверждению нормативов состава сточных вод и обязании в установленном порядке разработать и утвердить данные нормативы.

В судебном заседании в порядке ст. 46 КАС РФ административный истец уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие администрации Свечинского муниципального округа Кировской области в непринятии мер по разработке и утверждению нормативов состава сточных вод на территории Свечинского муниципального округа Кировской области и обязании в установленном порядке разработать и утвердить нормативы состава сточных вод на территории Свечинского муниципального округа Кировской области в срок до 30.12.2023 года.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Свечинского района Кировской области Репин А.В. на административных исковых требованиях настаивал и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Свечинского муниципального округа Кировской области в судебном заседании с административными исковыми требованиями согласилась, просила предоставит срок исполнения до 31.12.2024 года в связи с отсутствием финансирования в 2023 году и отсутствием каких-либо данных для проведения установления нормативов состава сточных вод у ООО «КаринторфТеплоСеть», а также и у Администрации.

Законный представитель заинтересованного лица ООО «КаринторфТеплоСеть» Соколов А.Ю. с иском согласился, пояснил, что его организация занимается водоотведением в пгт. Свеча Свечинского района. В населенном пункте имеется система канализационных труб, и колодцев, в том числе два фильтрующих колодца, какие-либо очистные сооружения отсутствуют, все сточные воды отводятся уже несколько лет со всего населенного пункта в один по открытый канал. Каких-либо замеров или лабораторных исследований сточных вод ООО «КаринторфТеплоСеть» никогда не проводило. В настоящее время никто не контролирует состав сточных вод, так как нет ни условий, ни возможности.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав мнение сторон, суд находит административный иск прокурора Свечинского района Кировской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Пунктами 4, 11 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального округа относится в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.

Согласно п. 13.1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» ( далее - Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ) нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

По п. 9.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится установление нормативов состава сточных вод.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

Согласно ч. 1, 2 ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

Пунктом 2 данных Правил постановлено рекомендовать органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (для городов федерального значения (в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод не отнесены к перечню вопросов местного значения) и в случае перераспределения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении") установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020.

Согласно п. 173 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 30.11.2021) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, обязан в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений нормативов состава сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, установить нормативным правовым актом нормативы состава сточных вод или уведомить организацию, осуществляющую водоотведение, об отказе в установлении нормативов состава сточных вод (для загрязняющих веществ, в отношении которых имеются основания для принятия решения об отказе в установлении органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, нормативов состава сточных вод) с указанием оснований для такого отказа (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления организацией, осуществляющей водоотведение).

Согласно п. 175 вышеуказанного постановления, в случае если организация, осуществляющая водоотведение, в срок, указанный в пункте 172 настоящих Правил, не представила в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, рассчитанные значения нормативов состава сточных вод, орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, при наличии соответствующих оснований, предусмотренных пунктом 171 настоящих Правил, утверждает нормативы состава сточных вод без представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод.

Административным ответчиком нормативы состава сточных вод не установлены.

12.05.2023 в адрес администрации Свечинского муниципального округа Кировской области прокуратурой Свечинского района Кировской области вынесено представление, которое, несмотря на его рассмотрение, до настоящего времени не исполнено, нормативы сточных вод не установлены.

Поскольку действующими правовыми нормами к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесено, в том числе установление нормативов состава сточных вод, вместе с тем прокурорской проверкой установлено, что нормативы административным ответчиком не установлены, суд считает заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В силу положений пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ при принятии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

С учетом мнения сторон, отсутствием финансирования в 2023 году для исполнения заявленных требований, времени необходимом для получения расчетных значений для установления нормативов состава сточных вод, суд считает возможным предоставить срок для исполнения решения суда до 30.06.2024 года.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Свечинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свечинского муниципального округа Кировской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Свечинского муниципального округа Кировской области в непринятии мер по разработке и утверждению нормативов состава сточных вод на территории Свечинского муниципального округа Кировской области незаконным.

Обязать администрацию Свечинского муниципального округа Кировской области в установленном порядке разработать и утвердить нормативы состава сточных вод на территории Свечинского муниципального округа Кировской области в срок до 30.06.2024 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Шабалинский районный суд Кировской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 21 сентября 2023 года.

Судья А.В. Лузянин