ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2/83/19 от 05.07.2019 Зуевского районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-2/83/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 июля 2019 года пгт Фаленки Кировской области

Зуевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Елькиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Фоминых Н.А.,

с участием помощника прокурора Фаленского района Кировской области Солодянникова Г.С., представителя административного ответчика администрации Фаленского района Кировской области - Окишевой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, главы муниципального образования Фаленский муниципальный район Кировской области Буровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Фаленского района Кировской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Фаленского района Кировской области и главе муниципального образования Фаленский муниципальный район Кировской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

установил:

прокурор Фаленского района Кировской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Фаленского района Кировской области и главе муниципального образования Фаленский муниципальный район Кировской области (далее - административные ответчики) о признании незаконным бездействия администрации Фаленского района Кировской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению следующих нормативных правовых актов: Порядка предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов и Порядка заключения специального инвестиционного контракта; и о признании незаконным бездействия главы муниципального образования Фаленский муниципальный район Кировской области, выразившееся в непринятии мер по определению органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление следующих полномочий: обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства, согласованию публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве, содействие в защите прав и законных интересов публичных и частных партнеров, ведение реестра заключенных соглашений о муниципально-частном партнерстве, обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о муниципально-частном партнерстве; возложить на административных ответчиков обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения в соответствии с положениями действующего законодательства.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что по результатам проверки исполнения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности в деятельности органов местного самоуправления Фаленского муниципального района выявлены нарушения указанного законодательства. В нарушение требований федеральных законов от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и от 13.05.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по состоянию на 28.03.2019 органами местного самоуправления муниципального района Порядок предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов и Порядок заключения специального инвестиционного контракта не разработаны и не утверждены. Главой муниципального образования Фаленский муниципальный район Кировской области в соответствии с уставом муниципального образования не определен орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление следующих полномочий: обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства, согласованию публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве, содействие в защите прав и законных интересов публичных и частных партнеров, ведение реестра заключенных соглашений о муниципально-частном партнерстве, обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о муниципально-частном партнерстве. С целью устранения выявленных нарушений прокурором района 28.03.2019 в адрес главы Фаленского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности. По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены. Указанным бездействием нарушаются права представителей бизнеса, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку последние фактически лишены возможности получения муниципальных гарантий по инвестиционным проектам, заключения специального инвестиционного контракта, соглашений о муниципально-частном партнерстве.

В ходе рассмотрения административного дела административный истец административные исковые требования уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации Фаленского района Кировской области, выразившееся в непринятии мер по разработке следующих нормативных правовых актов: Порядка предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов и Порядка заключения специального инвестиционного контракта; а также признать незаконным бездействие главы муниципального образования Фаленский муниципальный район Кировской области, выразившееся в непринятии мер по определению органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление следующих полномочий: обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства, согласованию публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве, содействие в защите прав и законных интересов публичных и частных партнеров, ведение реестра заключенных соглашений о муниципально-частном партнерстве, обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о муниципально-частном партнерстве; возложить на административных ответчиков обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения в соответствии с положениями действующего законодательства.

Определением суда от 05.07.2019 принят отказ прокурора в части требований о признании незаконным бездействия администрации Фаленского района Кировской области, выразившегося в непринятии мер по утверждению нормативных правовых актов: Порядка предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов и Порядка заключения специального инвестиционного контракта, производство по административному делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора Фаленского района Кировской области исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, настаивал на их удовлетворении.

Представитель администрации Фаленского района Кировской области Окишева О.В. в судебном заседании административный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении в полном объеме. Указала, что основным законом, регулирующим деятельность органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым определен конкретный ряд полномочий муниципального района и не предусмотрена прямая обязанность предоставлять на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местного бюджета. В решениях о бюджете муниципального образования Фаленский муниципальный район за 2016, 2017, 2018 годы установлено, что муниципальных гарантий за счет средств бюджета района и объем обязательств по муниципальным гарантиям установить равным нулю. Требование, которое указанно в административном исковом заявлении, является приятие нормативных правовых актов, для этого необходимо финансовое подкрепление каждого документа, если не будет финансового подкрепления, это будет являться прямым нарушением. Считает, что оснований для разработки нормативных правовых документов не имеется.

Глава муниципального образования Фаленский муниципальный район Кировской области Бурова Т.В. в судебном заседания административный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении в полном объеме, ссылаясь на доводы, приведенные представителем администрации Фаленского района Кировской области Окишевой О.В., а также указав на формально-бюрократический подход административного истца к положениям действующего законодательства.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, главу муниципального образования Фаленский муниципальный район Кировской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» порядок заключения специального инвестиционного контракта субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями устанавливается соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами с учетом порядка заключения специального инвестиционного контракта, установленного Правительством Российской Федерации, и типовых форм, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования определяет орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление следующих полномочий: обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства; согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве; осуществление мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве; содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве; ведение реестра заключенных соглашений о муниципально-частном партнерстве; обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о муниципально-частном партнерстве; представление в уполномоченный орган результатов мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве; осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с положениями Устава муниципального образования Фаленский муниципальный района Кировской области, принятого решением Фаленской районной Думы Кировской области от 28.09.2016 № 1/7, к вопросам местного значения относится в том числе содействие развитию малого и среднего предпринимательства (п. 31 ч. 1 ст. 8). К компетенции администрации района относится в том числе осуществление в районе финансовой, налоговой и инвестиционной политики (п. 37 ч. 6 ст. 32).

Как видно из материалов дела, прокурором 28.03.2019 вносилось представление в адрес главы муниципального образования Фаленский муниципальный район по фактам нарушения законодательства, обеспечивающего защиту права предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности.

Согласно ответу администрации Фаленского района Кировской области от 26.04.2019 на указанное представление, Федеральныым законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусмотрена прямая обязанность предоставлять на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местного бюджета. Муниципальные гарантии за счет средств местного бюджета не предоставляются. В условиях дефицитного бюджета разработка требуемых нормативных правовых актов в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности не будет иметь должного финансового подкрепления и будет являться нарушением.

До настоящего времени нормативные правовые акты не приняты.

Таким образом, судом установлено, что в муниципальном образовании Фаленский муниципальный район Кировской области предоставление муниципальных гарантий предпринимателям не организовано, не разработаны Порядок предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов и Порядок заключения специального инвестиционного контракта. Главой муниципального образования Фаленский муниципальный район Кировской области в соответствии с уставом муниципального образования не определен орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление полномочий по обеспечению координации муниципально-частного партнерства, согласованию публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве, осуществлению мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве, содействию в защите прав и законных интересов публичных и частных партнеров в процессе реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве, ведению реестра заключенных соглашений о муниципально-частном партнерстве, обеспечению открытости и доступности информации о соглашении о муниципально-частном партнерстве.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит полному удовлетворению.

При этом доводы административных ответчиков о необоснованности административного иска, ввиду отсутствия бюджетных средств для реализации инвестиционной политики в районе суд отклоняет. Заявленные прокурором требования носят неимущественный характер, направлены исключительно на организацию предоставления муниципальных гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства в районе по инвестиционным проектам. Исполнение своих обязанностей по реализации инвестиционной политики не может быть поставлена административным ответчиком в зависимость от наличия или отсутствия бюджетных средств.

Срок, в течение которого административным ответчиком должны быть совершены действия, определенные судебным решением, устанавливается в соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административный иск прокурора Фаленского района Кировской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Фаленского района Кировской области, выразившееся в непринятии мер по разработке следующих нормативных правовых актов: Порядка предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов и Порядка заключения специального инвестиционного контракта.

Признать незаконным бездействие главы муниципального образования Фаленский муниципальный район Кировской области, выразившееся в непринятии мер по определению органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление следующих полномочий: обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства, согласованию публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве, содействие в защите прав и законных интересов публичных и частных партнеров, ведение реестра заключенных соглашений о муниципально-частном партнерстве, обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о муниципально-частном партнерстве.

Возложить на администрацию Фаленского района Кировской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу:

- разработать Порядок предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов;

- разработать Порядок заключения специального инвестиционного контракта.

Возложить на главу муниципального образования Фаленский муниципальный район Кировской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление следующих полномочий: обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства, согласованию публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве, содействие в защите прав и законных интересов публичных и частных партнеров, ведение реестра заключенных соглашений о муниципально-частном партнерстве, обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о муниципально-частном партнерстве.

Администрации Фаленского района Кировской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Зуевский районный суд Кировской области.

Судья Е.А. Елькина