Дело № 2а-2/91/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2018 года п. Фаленки
Зуевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Елькиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Фоминых Н.А.,
с участием помощника прокурора Фаленского района Кировской области Солодянникова Г.С., представителя административного ответчика администрации Фаленского района Кировской области - ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица администрации Фаленского городского поселения Фаленского района Кировской области - ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Фаленского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Фаленского района Кировской области о признании действий незаконными,
установил:
прокурор Фаленского района Кировской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Фаленского района Кировской области (далее - административный ответчик) о признании незаконными действий административного ответчика по включению в Перечень земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно, имеющих трех и более детей, земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2170, расположенного по <адрес>, и возложении обязанности на административного ответчика исключить из Перечня земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно, имеющих трех и более детей, указанного земельного участка.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что по результатам проверки соблюдения администрацией Фаленского района Кировской области земельного законодательства и законодательства о поддержке граждан, имеющих трех и более детей, установлено, что 06.04.2018 администрацией вынесено постановление «О внесении изменения в постановление администрации района от 21.06.2017 № 262» от 06.04.2018 № 12 (далее - Постановление). Согласно Постановлению, в Перечень земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно, имеющих трех и более детей администрации Фаленского района Кировской области (далее - Перечень) включен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2170, расположенный по <адрес>. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, данный земельный участок обременен недвижимостью - аварийным домом, подлежащим сносу. На противоречащее требованиям земельного законодательства и законодательства о поддержке граждан, имеющих трех и более детей, постановление прокуратурой района 26.04.2018 был принесен протест. Протест прокурора администрацией был отклонен. Действия администрации по включению в Перечень указанного земельного участка с обременением в виде аварийного дома, являются недопустимыми, поскольку наличие указанного обременения препятствует полноценному использованию такого земельного участка многодетными семьями, лишая их права на достойные условия жизни, а также установленных гарантий, предусмотренных Законом Кировской области от 03.11.2011 № 74-30 «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Кировской области».
В судебном заседании помощник прокурора Фаленского района Кировской области Солодянников Г.С. административный иск поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, настаивал на их удовлетворении.
Представитель администрации Фаленского района Кировской области ФИО3 в судебном заседании административный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении в полном объеме.Указала, что формирование земельных участков, подлежащих включению в Перечень, осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки. Для включения в Перечень земельный участок должен соответствовать основным требованиям, которые предъявляются ко всем земельным участкам при передаче прав собственности на них. Данные требования включают в себя: наличие у земельного участка кадастрового номера, отсутствие прав собственности на него со стороны третьих лиц, отсутствие ограничений на распоряжение участком, которые могут устанавливаться, например, в отношении охраняемых законом объектов. Спорный земельный участок всем указанным требованиям соответствовал. Факт нахождения на земельном участке аварийного дома, подлежащего сносу, она не оспаривает. Считает, что земельный участок возможно использовать для ведения личного подсобного хозяйства, несмотря на наличие на нем прочно связанного с землей строения. Когда начали формировать земельный участок, заключили договор по проведению работ по межеванию, то администрация поселения уже начала разбирать аварийный дом, поэтому они полагали, что в скором времени дом будет полностью снесен. В настоящее время от многоквартирного дома остались только развалины: фундамент и стены, постепенно жители п. Фаленки самовольно разбирают этот дом.
Представитель заинтересованного лица администрации Фаленского городского поселения Фаленского района Кировской области ФИО4 в судебном заседании пояснила, что они не возражают относительно удовлетворения административного иска. Дополнительно указала, что они не оспаривают нахождение на земельном участке по <адрес> объекта недвижимости в виде многоквартирного жилого дома, который в 2011 году был признан аварийным и подлежащим сносу, но до настоящего времени работы по сносу дома ими не проведены. По какой причине в регистрирующий орган ими было подано заявление о снятии многоквартирного дома с государственного кадастрового учета с приложением заключения о сносе объекта недвижимости, в то время как дом фактически существует, пояснить не может.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, извещенное надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Представитель по доверенности ФИО5 представила отзыв на административный иск, в котором просила рассмотреть дело без их участия и указала, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ свободным от строений. Многоквартирный дом с кадастровым номером № по <адрес>, был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. По заявлению администрации Фаленского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, в котором кадастровый инженер в заключении указал, что объект снесен, ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом был снят с государственного кадастрового учета. Для снятия с кадастрового учета многоквартирного дома были представлены все необходимые в соответствии с Законом о кадастре документы, свидетельствующие о сносе многоквартирного дома (прекращении его существования).
Законный представитель заинтересованного лица ООО «Землемер» - ФИО6 в судебное заседание не явился, о месте и времени заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором указал, что между ООО «Землемер» и администрацией Фаленского района был заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ по межеванию земельного участка, расположенного по <адрес>. При проведении горизонтальной съемки земельного участка было выявлено, что на нем расположены развалины многоквартирного дома, что отражено на схеме расположения земельного участка, включенной в состав межевого плана. Многоквартирный дом с кадастровым номером №, расположенный по <адрес>, снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, поэтому у кадастрового инженера не было оснований для включения сведений о нем в состав межевого плана.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица администрации Фаленского городского поселения Кировской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ч.2 ст.227 КАС РФ).
Статья 36 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с подпунктами "в", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 ЗК РФ на основании решения уполномоченного органа осуществляется бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации в Кировской области принят Закон от 03.11.2011 № 74-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Кировской области» (далее по тексту - Закон), определяющий условия и порядок однократного бесплатного предоставления земельных участков и круг лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки.
В соответствии со статьями 1 и 2 Закона граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по постоянному месту жительства на территории Кировской области, имеющие трех и более детей, имеют право однократно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) или дачного хозяйства. Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В целях предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно органы местного самоуправления: обеспечивают в порядке, установленном действующим законодательством, формирование земельных участков для предоставления гражданам в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), для дачного хозяйства, а также утверждают перечни земельных участков, сформированных по инициативе органов местного самоуправления и (или) органа, уполномоченного Правительством Кировской области, в случае, установленном частью 2.1 настоящей статьи, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно для осуществления индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), для дачного хозяйства.
В силу части 4 статьи 2 Закона граждане, заинтересованные в приобретении земельных участков, обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они зарегистрированы по месту жительства. В заявлении указывается вид использования земельного участка (для осуществления индивидуального жилищного строительства; для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок); для дачного хозяйства).
В силу положений части 9 статьи 2 Закона в предусмотренный законом срок органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении земельного участка гражданину.
Из приведенного выше законодательства следует, что в обязанности органа местного самоуправления входит предоставление многодетной семье земельного участка, пригодного для целей его использования (для осуществления индивидуального жилищного строительства; для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок); для дачного хозяйства). При этом возможность использования гражданами земельного участка по его назначению имеет особое значение.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.
Постановлением администрации Фаленского района Кировской области от 21.06.2017 № 262 утвержден Перечень земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно, имеющих трех и более детей.
Согласно постановлению администрации Фаленского района Кировской области от 06.04.2018 № 127 «О внесении изменений в постановление администрации района от 21.06.2017 № 262» в утвержденный Перечень внесены изменения, в него включен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2170, расположенный по <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
По результатам проверки прокуратурой Фаленского района установлено, что на земельном участке, включенном в Перечень, расположен аварийный многоквартирный дом, подлежащий сносу.
Постановлением администрации Фаленского городского поселения Фаленского района Кировской области от 30.06.2014 № 76 признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом, расположенный по <адрес>. Основание признания дома аварийным и подлежащим сносу – акт обследования и заключение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Документация по сносу указанного дома администрацией Фаленского городского поселения суду не представлена, представителем администрации в ходе рассмотрения административного дела даны пояснения, что работы по сносу многоквартирного дома по <адрес> ими до настоящего времени не проведены.
В силу положений ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером № многоквартирного жилого дома лицами, участвующими в деле, не оспаривается и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе и схемой расположения земельных участков, входящей в состав межевого плана, подготовленного ООО «Землемер» ДД.ММ.ГГГГ, на которой отображено несколько объектов в виде развалин.
По смыслу вышеприведенных положений статьи 42 ЗК РФ и части 2 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ при предоставлении гражданам земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) должны учитываться определенные критерии в зависимости от цели предоставления земельного участка. То есть такой участок должен быть пригодным для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Пригодным он может быть только при отсутствии на нем каких-либо объектов жилищного строительства, хозяйственных построек, мусора и так далее.
Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, приусадебных земельных участков направлено на создание условий для реализации указанными гражданами права на жилище, поэтому предоставление таким гражданам земельных участков с обременением в виде объектов недвижимости либо развалин жилого дома и хозяйственных построек делает невозможным реализацию государством мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей.
Таким образом, включенный в Перечень спорный земельный участок не соответствует требованиям, предъявляемым к земельным участкам, предназначенным как для индивидуального жилищного строительства, так и для ведения личного подсобного хозяйства и дачного хозяйства. В случае предоставления спорного земельного участка многодетной семье для ведения личного подсобного хозяйства, такая семья не будет иметь возможности распорядиться в полном объеме данным участком, что приведет к нарушению их прав.
В силу изложенного, суд находит установленным, что действия администрации Фаленского района Кировской области по включению в Перечень земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно, имеющих трех и более детей, земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2170, находящегося по <адрес>, на котором расположен подлежащий сносу многоквартирный жилой дом, являются незаконными, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении административным ответчиком как федерального законодательства, так и Закона Кировской области от 03.11.2011 № 74-ЗО, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц – многодетных семей, имеющих право на социальную поддержку в виде предоставления им в собственность бесплатно земельного участка, не обремененного недвижимым имуществом.
Поскольку судом признаны незаконными действия административного ответчика по включению в Перечень спорного земельного участка, то производным от этого решения суда является исключение из Перечня этого земельного участка.
При таких обстоятельствах, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы административного ответчика о том, что при формировании спорного земельного участка и включении его в Перечень ими не были нарушены положения земельного законодательства и Закона Кировской области от 03.11.2011 № 74-ЗО, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения, что многоквартирный дом по <адрес> снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, то есть юридически его не существует, также в межевом плане, составленном ООО «Землемер», отсутствуют сведения о наличии аварийного дома, суд признает несостоятельными, рассматривает их как правовую позицию административного ответчика по делу, поскольку они опровергаются фактическими обстоятельствами дела.
Срок, в течение которого административным ответчиком должны быть совершены действия, определенные судебным решением, устанавливается в соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Фаленского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным действия администрации Фаленского района Кировской области по включению в Перечень земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно, имеющих грех и более детей, земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2170, расположенного по <адрес>,
Обязать администрацию Фаленского района Кировской областиисключить из Переченя земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно, имеющих трех и более детей, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2170, расположенный по <адрес>.
Администрации Фаленского района Кировской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Зуевский районный суд Кировской области.
Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2018 года.
Судья Е.А. Елькина