№ 2а-3-108/2022
64RS0004-03-2022-000231-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2022 года р.п. Духовницкое Саратовской области
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Кривошеина С.Н.,
при секретаре судебного заседания Чумаковой М.В.,
с участием представителей административного истца – Беловой В.А., Нестерова К.В.,
административного ответчика – дознавателя отделения надзорной деятельности и профилактической работы по пожарному надзору Балаковского и Духовницкого районов Саратовской области Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Саратовской области Спицына М.В.,
представителя административного ответчика Главного управления МЧС России по Саратовской области – Бирюкова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области к дознавателю отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Духовницкому району Саратовской области Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Саратовской области Спицыну М.В., Главному управлению МЧС России по Саратовской области о признании незаконным акта проверки от 14 июня 2022 года № 7 и предписания от 14 июня 2022 года № 7,
установил:
администрация Духовницкого муниципального района Саратовской области (далее – администрация Духовницкого МР) обратилась в суд с административным иском к дознавателю ГУ МЧС России по Саратовской области Спицыну М.В., Главному управлению МЧС России по Саратовской области о признании незаконным акта проверки от 14 июня 2022 года № 7 и предписания от 14 июня 2022 года № 7. С предписанием об устранении нарушений администрация Духовницкого МР не согласна. В настоящее время разработано и утверждено 03 февраля 2022 года Техническое задание на разработку проектно-сметной документации на создание муниципальной автоматизированной централизованной системы оповещения с согласованием с Управлением обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области и Главным управлением МЧС России по Саратовской области. Законом не установлены четкие сроки создания системы оповещения. Согласно плану, внедрение системы запланировано на 2023 год. Вывод проверяющего о том, что система не создана, является некорректным, поскольку работа в данном направлении ведется.
В пунктах 2, 3 предписания имеется противоречие по количеству человек, вмещающих ПРУ, площади и году постройки: в Акте проверки указано, что вместимость составляет 300 человек, площадь - 300,2 кв.м., 1976 год постройки; в предписании указано количество 400 человек. Однако, согласно паспорту ПРУ, подписанному начальником ГО ЧС Спицыным М.В. и и.о. заместителем главы администрации Лялиным И.С. 12 августа 2015 года вместимость составляет 30 человек, площадь 80 кв.м. Согласно Техническому паспорту, год постройки здания – 1968. Данное сооружение в текущем ремонте нё нуждается. Техническое обследование проводится, однако формирование плана текущего и капитального ремонта нецелесообразно, поскольку привести данное защитное сооружение в соответствие с ГОСТ Р.42.4.09-2021 и приказом МЧС от 25 июля 2005 года № 575 технически невозможно. В связи с этим планируется формирование пакета документов для списания защитного сооружения.
Вопреки пункту 4 предписания защитное сооружение по адресу: обозначено знаком, установленном на видном месте.
По противорадиационному укрытию, находящемуся по адресу: необходимая документация имеется, а именно: паспорт противорадиационного укрытия № учетная карточка защитного сооружения гражданской обороны №, технический паспорт нежилого здания, свидетельство о государственной регистрации права, акты инвентаризации от августа 2018 года и марта 2022 года.
Вопреки пункту 6 предписания, защитное сооружение проверяется согласно плану, утвержденному постановлением администрации от 03 августа 2021 года № 254. Проведение оценки состояния защитных сооружений гражданской обороны рассчитано на 2021-2023 годы. Проведение оценки по плану ЭС ГО по адресу: запланировано на май 2023 года, однако была досрочно проведена проверка и составлен акта от 15 марта 2022 года.
Вывод об отсутствии гидроизоляции сооружения сделан на основании личных предположений проверяющего, не основываясь на фактах, поскольку стены в ПРУ сухие, протечки отсутствуют, как в летний, так и в зимний период, что подтверждается актами технических осмотров здания администрации за 2021, 2022 годы.
ПРУ инвентарный номер №, расположенное по адресу: не существует в реестре. Кроме того, ПРУ, расположенные по адресам: не являются муниципальной собственностью.
Здания, расположенные но адресам: находится в аварийном состоянии, в связи с чем, защитным сооружением не является. Административный истец считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о формальном подходе к проверке.
В судебном заседании представители административного истца поддержали заявленные требования.
В судебном заседании административный ответчик дознаватель ГУ МЧС России по Саратовской области Спицын М.В., представитель административного ответчика - ГУ МЧС России по Саратовской области Бирюков В.В. возражали против заявленных требований, представили письменный отзыв.
Административный ответчик дознаватель ГУ МЧС России по Саратовской области Спицын М.В. пояснил, что внеплановая проверка проводилась с целью проверки ранее выданного предписания, поэтому обследование объектов при составлении акта проверки им не проводилось.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ).
Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения от 12 мая 2022 года № 7 (л.д. 10-14), 14 июня 2022 года проведена проверка в отношении администрации Духовницкого МР.
Согласно Акту № 7 от 14 июня 2022 года в ходе проверки установлено, что администрацией Духовницкого МР не создана муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения; не обеспечена постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению; условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; защитное сооружение гражданской обороны не обозначено знаком, установленном на видном месте при всех входах; отсутствует документация в защитном сооружении гражданской обороны; состояние защитного сооружения гражданской обороны не проверяется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках (отсутствуют акты осмотров и проверок); не обеспечена гидроизоляция защитного сооружения гражданской обороны; 29 защитных сооружений гражданской обороны, находящиеся на территории Духовницкого муниципального района Саратовской области имеют статус «не готово» и «ограниченно готово»; администрация не поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; администрацией не планируется и не проводится подготовка защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых, их техническое обслуживание, а также текущий и капитальный ремонт; не обеспечена постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению; условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Срок исполнения указанных мероприятий был установлен до 01 марта 2021 года. В установленный срок, равно как и на момент составления акта, нарушения устранены не были (л.д. 15-23).
Согласно предписанию № 7 от 14 июня 2022 года администрации для устранения указанных в акте проверки нарушений установлен срок до 01 марта 2023 года (л.д. 24-29).
Из материалов дела установлено, что здание администрации по адресу: принадлежит на праве собственности Духовницкому муниципальному району Саратовской области, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.71).
08 апреля 2021 года главой Духовницкого муниципального района Саратовской области утвержден План мероприятий по созданию муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения Духовницкого муниципального района (л.д. 98-101).
Из акта № 2 от 15 сентября 2021 года (л.д. 66-67), акта № 1 от 12 апреля 2022 года (л.д. 68-69), следует, что здание администрации находится в удовлетворительном состоянии и пригодно для дальнейшей эксплуатации.
Основные сведения о здании администрации отражены в техническом паспорте объекта недвижимости (л.д. 72-77).
Согласно копии паспорта убежища (противорадиационного укрытия) по адресу: рабочий поселок Духовницкое, улица Ленина, дом 29 определены технические характеристики убежища (л.д. 70).
Технические характеристики защитного сооружения гражданской обороны отражены в учетной карточке (л.д. 78-81).
Согласно копии акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО от августа 2018 года, от 15 марта 2022 года использование помещения по адресу: , в качестве ЗС ГО нецелесообразно (л.д. 82-83, 84-85).
Главным управлением МЧС России по Саратовской области рассмотрено и согласовано Техническое задание на разработку проектно-сметной документации на «Создание муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения Духовницкого муниципального района Саратовской области» (л.д. 32), которое утверждено главой Духовницкого муниципального района Саратовской области 03 февраля 2022 года (л.д. 36-64).
Постановлением администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области № 254 от 03 августа 2021 года создана районная комиссия по проведению оценки состояния защитных сооружений гражданской обороны на территории Духовницкого муниципального района (л.д. 86-97).
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. Согласно пункту 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются, в том числе создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения. Согласно пункту 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации. Согласно пунктам 7, 9, 10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 578/365 на муниципальном уровне создается муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения). Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении № 1 к настоящему Положению, на системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении № 2 к настоящему Положению. Согласно пункту 3.1. Методических рекомендаций МЧС России по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденных протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 года № 1 основанием для начала работ по приемке региональной (муниципальной) системы оповещения в эксплуатацию является распорядительный документ государственного заказчика-координатора о назначении приемочной комиссии и проведении мероприятий по вводу в эксплуатацию. По результатам работы приемочная комиссия оформляет акт с выводами и предложениями о возможности (невозможности) приема системы оповещения населения в эксплуатацию (при невозможности приема в акте указываются обоснованные причины). Юридической основой принятия региональной (муниципальной) системы оповещения населения в эксплуатацию является распорядительный документ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) о принятии региональной (муниципальной) системы оповещения населения в эксплуатацию и организации ее эксплуатации в составе территориальной подсистемы РСЧС. Распорядительный документ принимается на основании положительных выводов акта приемочной комиссии. На принятую в эксплуатацию региональную (муниципальную) систему оповещения населения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) оформляет паспорт по форме, рекомендованной совместным приказом МЧС России, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2020 года № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения». Мероприятие по созданию системы оповещения будет считаться выполненным при наличии распорядительного документа администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области о принятии муниципальной системы оповещения населения в эксплуатацию и организации ее эксплуатации и паспорта (региональной/муниципальной) системы оповещения населения. Таким образом, оспариваемый пункт предписания от 14 июня 2022 года № 7 является обоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. Согласно пункту 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 № 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем. Согласно пунктам 9, 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 органы местного самоуправления на соответствующих территориях в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению. Согласно Порядку содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575 содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В администрации Духовницкого МР не планируется и не проводится подготовка защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационное укрытие (ПРУ), инвентарный номер 64-31-00-000-263, расположенное по адресу: Саратовская область, рабочий поселок Духовницкое, улица Ленина, дом 29) к приему укрываемых, его техническое обслуживание, а также текущий и капитальный ремонт; не обеспечена постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению; условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. На момент проведения проверки 14 июня 2022 года и в суде акт о снятии с учета вышеуказанного ПРУ предоставлен не был. Таким образом, оспариваемый пункт предписания от 14 июня 2022 года № 7 является обоснованным.
Согласно пункту 6.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 знак обозначения ПРУ представляет собой прямоугольник размером не менее 50 * 60 см, внутри которого указываются: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.); места хранения ключей (телефоны, адреса, должности и фамилии ответственных лиц). Поле знака должно быть белого цвета. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см. ПРУ, инвентарный номер 64-31-00-000-263, расположенное по адресу: , не обозначено таким знаком. Представленный административным истцом на фотоснимке знак не соответствует вышеуказанным требованиям. Таким образом, оспариваемый пункт предписания от 14 июня 2022 года № 7 является обоснованным.
Согласно пункту 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов. На момент проведения проверки 14 июня 2022 года вышеуказанная документация в ПРУ по адресу: Саратовская область, рабочий поселок Духовницкое, улица Ленина, дом 29, отсутствовала, что не оспаривалось административным истцом. Таким образом, оспариваемый пункт предписания от 14 июня 2022 года № 7 является обоснованным.
Административным истцом не оспаривалось, что в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пунктам 9, 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309; пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 № 804; пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687; пунктам 2 - 15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575 администрация Духовницкого МР не поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; не планируется и не проводится подготовка защитных сооружений гражданской обороны, к приему укрываемых, их техническое обслуживание, а также текущий и капитальный ремонт; не обеспечена постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению; условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени следующих защитных сооружений гражданской обороны (ПРУ): .
Однако, решением Балаковского районного суда Саратовской области от 16 августа 2021 года по иску прокурора Духовницкого района Саратовской области в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц на администрацию Духовницкого муниципального района Саратовской области возложена обязанность принять меры по снятию с учёта объектов защитных сооружений гражданской обороны (типа противорадиационные укрытия) в связи с фактическим отсутствием защитных сооружений гражданской обороны по учётным адресам на территории Духовницкого муниципального района:
Указанное решение суда вступило в законную силу и подлежит обязательному исполнению. Поэтому пункты 8, 9, 10 предписания № 7 от 14 июня 2022 года, противоречащие решению суда, не могут быть исполнены администрацией Духовницкого МР.
Кроме этого, как установлено в судебном заседании на основании общедоступных сведений сайта Яндекс-карты, никакого строения и расположенного в нём защитного сооружения гражданской обороны по адресу: Саратовская область, рабочий поселок Духовницкое, улица Ленина, дом 21, не существует. Поэтому требование предписания о выполнении мероприятий по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию в отношении ЗС ГО по данному адресу является незаконным.
Указанный в пункте 7 предписания от 14 июня 2022 года вывод об отсутствии гидроизоляции защитного сооружения по адресу: Саратовская область, рабочий поселок Духовницкое, улица Ленина, дом 29, сделан без проведения административным ответчиком во время проверки осмотра данного защитного сооружения и без проведения каких-либо специальных исследований. Фактическая необходимость проведения данного мероприятия административным ответчиком не подтверждена. Поэтому данный пункт предписания является необоснованным.
Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 7 предписания от 14 июня 2022 года № 7 дознавателя отделения надзорной деятельности и профилактической работы по пожарному надзору Балаковского и Духовницкого районов Саратовской области Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Саратовской области Спицына М.В., а также пункты 8, 9, 10 предписания от 14 июня 2022 года № 7 в отношении защитных сооружений:
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18 августа 2022 года.
Судья