ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3-11/2022 от 22.02.2022 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-3-11/2022

27 RS0020-03-2021-000143-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2022 года с.Аян Аяно-Майский район

Хабаровский край

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края (постоянное судебное присутствие в с.Аян Аяно-Майский район) в составе:

председательствующего судьи Ковальчука А.С.,

с участием представителя административного истца директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Джугджурский» Тена В.С.,

при секретаре судебного заседания Катаевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административно дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Джугджурский» к Приамурскому межрегиональному Управлению Росприроднадзора, государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального Управления Росприроднадзора М.А. Баштаковой, о признании незаконным и об отмене предписания Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора об устранении выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Джугджурский» обратился в суд с административным иском к Приамурскому межрегиональному Управлению Росприроднадзора, государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального Управления Росприроднадзора М.А. Баштаковой о признании незаконным Предписания от 08 сентября 2021г. №04-089/2021Х об устранении выявленных нарушений обязательных требований вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Приамурского м/у Росприроднадзора Баштаковой Марией Александровной, в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский».

В обоснование требований административный истец указал, что в период с 05.08.2021 по 08.09.2021 проведена внеплановая документарная проверка Приамурским м/у Росприроднадзора в соответствии с решением Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 29.07.2021 г. №17 в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» по результатам которой государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды М.А. Баштаковой составлено Предписание № 04-089/2021Х об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 08 сентября 2021г.

ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» предписываются устранить следующие нарушения: не выполняются мероприятия по тушению лесных пожаров, а именно нарушены требования ч.1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации (которой предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров), срок устранения нарушения до 01.02.2022 г., нарушены требования ч.7 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений), а также не соблюдаются нормы и нормативы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров (при тушении лесных пожаров используются средства предупреждения и тушения лесных пожаров, не соответствующие нормативам действующего законодательства), в нарушении ч. 4 приложения 2 приказа Минприроды России от 28.03.2014 №161 срок устранения нарушения до 01.02.2022г.

Полагает, что предписание незаконно по следующим основаниям.

ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» действовало согласно Плана тушения лесных пожаров на территории «Государственный природный заповедник «Джугджурский» Хабаровского края на период пожароопасного сезона 2021года утвержденного Заместителем Директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ Минприроды России А. М. Яковлевым от 29 января 2021г. где указано, что тушение природных пожаров на территории государственного природного заповедника «Джугджурский» в пожароопасный сезон 2021г. не предусматривается и включает только мониторинг пожарной безопасности, с использование данных ИСДМ Рослесхоз, и организации обнаружения лесных пожаров летним патрулированием по морской акватории. Государственным заданием на 2021г., не прописаны мероприятия по тушению лесных пожаров, в т.ч. приобретение наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а также заключение договоров и контрактов на привлечение сил и средств по авиационному тушению лесных пожаров на территории «Государственный природный заповедник «Джугджурский» не имел правовой и финансовой возможности выполнение установленные Росприроднадзором требований ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ, ч.7 ст.53.1 ЛК РФ, ч.4 приложения 2 приказа Минприроды России от 28 марта 2014г. №161 «Об утверждении средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов.

В силу п. 42 ст. 81 ЛК РФ, пп. «г» п.4 Правил авиационное патрулирование как одна из мер пожарной безопасности в лесах на ООПТ федерального значения должно выполняться Минприроды России.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 53 ЛК РФ, п.п. 3,11 Порядка осуществления мониторинга пожарной безопасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 23.06.2014 №276. На территории ООПТ, полностью или частично отнесенных к зонам (районам) применения авиационных сил и средств пожаротушения, патрулирование должно осуществляться авиационным способом.

Вся территория заповедника «Джугджурский» подлежит авиационной охране лесов от пожаров в связи отсутствия дорог до и на территории заповедника.

Согласно ч. 4 ст. 19 ЛК РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные учреждения, указанные в ч.2 ст. 19 ЛК РФ, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и ЛК РФ т.е. именно Минприроды России должно осуществлять закупки работ по охране, защите, Воспроизводству лесов.

Полномочия по тушению лесных пожаров со стороны Минприроды России не переданы Учреждению ФГБУ «Государственный Заповедник «Джугджурский» в пожароопасный период 2021года.

Выполнение требований ч.7 ст. 53.1 Лесного Кодекса Российской Федерации не представляется возможным в виду следующего.

Не соблюдаются требования ч.7 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ (снижение породной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений), выполнить указанные требования заповедник не может в связи отсутствия дорог до и на территории заповедника и подобные мероприятия не прописаны в утвержденном Лесохозяйственном регламенте и Проекте освоения лесов лесничества и не могут быть прописаны в связи с тем, что в утвержденном приложение о заповеднике приказом Минприроды России от 21.05.2020 №291 зарегистрировано в Минюсте РФ регистрационный номер 59437 от 25 августа 2020г. на заповедник возлагаются задачи раздел II п.7.пп. 1) Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов т.е. понимание в естественном состоянии значит породный состав менять нельзя. Снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений не принесет эффективности, потому что источником возгораний от грозовых разрядов является сухой лишайник на вершинах гор.

ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» не согласен с выводами Росприроднадзора, что ФГБУ Государственный заповедник Джугджурский» не соблюдаются требования нормы и нормативы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нарушены требования, приказа Минприроды России от 28 марта 2014 г. №161 Выполнение требований ч.4 приложения 2 приказа Минприроды России от 28 марта 2014 г. N2161 не представляется возможным в виду следующего.

Полномочий по тушению лесных пожаров со стороны Минприроды России не переданы Учреждению ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» в пожароопасный период 2021года, а также отсутствия в заповеднике формирования наземных сил пожаротушения лесных пожаров, согласно Приказа Минприроды России от 8.07.2014 N2313 В пункте 2.17.1 утвержденного Минприроды России от 25 января 2018г Лесохозяйственного регламента лесничества, территории лесничества подлежит авиационной охране лесов от пожаров. В силу невозможности создания наземных лесопожарных формирований и отсутствия возможности лесоавиационных работ, тушение лесных пожаров не предусмотрено и включает только мониторинг пожарной безопасности на территории заповедника «Джугджурский» в пожароопасный сезон 2021г. в соответствии утвержденного Плана тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров не предусмотрено и включен только мониторинг пожарной безопасности на территории заповедника «Джугджурский»

Так же указывает на то, что проведение внеплановой документарной проверки, проведенной на основании решения Приамурского м/у Росприроднадзора от 29.07.2021 №17 в отношении ФГБУ Государственный заповедник Джугджурский» в период с 05.08.2021 по 08.09.2021г., является нарушением Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 №1098 «О федеральном государственном лесном контроле (надзоре) Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре) раздела IV. Осуществление государственного контроля (надзора) пункта 35. На внеплановой основе проводятся: а) инспекционный визит; б) рейдовый осмотр; выездная проверка; наблюдение за соблюдением обязательных требований; д) выездное обследование. Документарная проверка, проведенная позже 30 июня 2021г. могла быть проведена п.34 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре) только на плановой основе и в соответствии ст.72 Федерального закона от 31 июля 2020 №248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) документарная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Приамурского межрегионального Управления Росприроднадзора, не явился. Представил отзыв в котором, ссылаясь на нормы закона, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать. Указал на то, что нормы и нормативы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров, согласованные с Минприроды России в Плане освоения лесов, Лесном регламенте и Плане тушения лесных пожаров установлены по наличию имеющихся мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования, пожарного инструмента и др. ФГБУ «Государственный природный заповедник «Джугджурский» не соответствуют нормативам, утвержденным приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 161. Нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса настоящим приказом по видам не разделяются.

В настоящее время ФГБУ «Государственный природный заповедник «Джугджурский» не заключены соглашения о привлечении сил и средств для ЧС, вызванных лесными пожарами на территории «Государственный природный заповедник «Джугджурский», полномочия по тушению лесных пожаров со стороны Минприроды России нс приняты Учреждением ФГБУ «Государствснный природный заповедник «Джугджурский» в пожароопасный период 2021 года.

В нарушение требований ч. 7 ст. 53.1 ЛК РФ (снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений), указанные мероприятия не прописаны в утвержденном лесохозяйственном регламенте Минприроды России от 25.01.2018 и Проекте освоения лесов ФГБУ «Государетвениый природный заповедник «Джугджурский».

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального Управления Росприроднадзора М.А. Баштакова в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержал по изложенном в административном иске основаниям.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что по результатам внеплановой документарной проверки сотрудниками Управления составлен акт от 08.09.2021 № 04-089/2021 х и выявлены нарушения обязательных требований, а именно: ФГБУ «Государственный природный заповедник «Джугджурский» в нарушение ч. 1 ст. 51 ЛК РФ не выполняются мероприятия по тушению лесных пожаров. В нарушение ч. 7 ст. 53.1 ЛК РФ. ч. 4 приложения 2 приказа Минприроды от 28.03.2014 № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» ФГБУ «Государственный природный заповедник «Джугджурский» не соблюдаются нормы и нормативы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 51 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) подлежат охране лесов от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 53 ЛК РФ, п.п. 3, 11 Порядка осуществления мониторинга пожарной безопасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 23.06.2014 №276. На территории ООПТ, полностью или частично отнесенных к зонам (районам) применения авиационных сил и средств пожаротушения, патрулирование должно осуществляться авиационным способом.

Согласно ч.4 ст. 19 ЛК РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные учреждения, указанные в ч.2 ст. 19 ЛК РФ, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и ЛК РФ.

Согласно Приказа Минприроды России от 8.07.2014 №313 районы применения авиационных сил устанавливаются при отсутствии дорожной сети. В пункте 2.17.1 утвержденного Минприроды России от 25 января 2018г Лесохозяйственного регламента лесничества «Государственный природный заповедник «Джугджурский» прописано 100% территории лесничества подлежит авиационной охране лесов от пожаров.

Полномочия по тушению лесных пожаров заповеднику «Джугджурский» Минприроды России не переданы.

В силу п. 42 ст. 81 ЛК РФ, пп. «г» п.4 Правил авиационное патрулирование как одна из мер пожарной безопасности в лесах на ООПТ федерального значения должно выполняться Минприроды России.

Согласно п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614 меры пожарной безопасности включают в себя разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.

Постановлением от 17 мая 2011г №377 «Об утверждении правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы» п. 2. Планы разрабатываются и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В соответствии с планом тушения лесных пожаров утвержденного Заместителем Директора Департамента в сфере развития ООПТ Минприроды России А.М. Яковлевым от 29 января 2021г. на территории Государственный природный заповедник «Джугджурский» Хабаровского края на период пожароопасного сезона 2021года тушение природных пожаров не предусматривается и включает только мониторинг пожарной безопасности.

В утвержденном Государственном задании № 051-00044-21-00 от 10 января 2021года на 2021г и на плановый период 2022 и 2023 годов, а также в утвержденном Государственном задании № 051-00086-22-00 от 28 декабря 2021года на 2022г и на плановый период 2023 и 2024 годов учреждению заповедника «Джугджурский» не прописаны мероприятия по тушению лесных пожаров и заключению контрактов на тушение лесных пожаров.

В соответствии Устава ФГБУ Государственный заповедник «Джугджурский» утвержденного приказом Минприроды России от 24 мая 2011г. №415 к компетенции Минприроды России в области управления Учреждением относятся: - формирование и утверждение государственного задания для Учреждения в соответствии с видами деятельности, отнесенными настоящим Уставом к основной деятельности, и финансовое обеспечение выполнения этого задания. Полномочия по тушению лесных пожаров со стороны Минприроды не переданы.

Согласно Постановления Правительства РФ от 2 декабря 2017г. №1464 О привлечении сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайной ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров п.2 Привлечение сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах осуществляется на основании соглашений, заключаемых с заинтересованными Федеральными органами исполнительной власти: Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий Федерального значения.

Согласно Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ на Минприроды России возложены полномочия по организации охраны лесов от пожаров в лесах, расположенными на ООПТ федерального значения.

Директором заповедника в адрес Минприроды России направлялось письмо, от 25.02.2021 в котором, указывалось на необходимость принять меры по тушению лесных пожаров.

Так же Директором заповедника в адрес Минприроды России направлялись письмо от 18.07.2021 №168 по осуществлению закупок.

Согласно проекта освоения лесов утвержденных Минприроды России от 25 февраля 2021г получившего положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов лесничества «Государственный природный заповедник «Джугджурский», в п.5.3 Сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами Приложение 14 прописаны сведения о наличии и потребности средств пожаротушения. Согласно материалов проверки, указанные средства пожаротушения имеются в учреждении заповедника.

Согласно разъяснительного письма Директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ от 15.10.2021 года, приказ Минприроды России от 28 марта 2014 года № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров» не применяется к ООПТ к которым отнесен «Государственный природный заповедник «Джугджурский».

По мнению суда, заслуживают внимания доводы административного истца о том, что не соблюдение требования ч.7 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ (снижение породной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений), связано с фактической невозможностью их выполнения применительно к «Государственному природному заповеднику «Джугджурский» в связи с полным отсутствием любых видов дорог как на территории заповедника так и на подходах к нему.

Учитывая изложенное суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Джугджурский» к Приамурскому межрегиональному Управлению Росприроднадзора, государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального Управления Росприроднадзора М.А. Баштаковой, о признании незаконным и об отмене предписания Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора об устранении выявленных нарушений – удовлетворить.

Признать незаконным Предписание от 08 сентября 2021г. №04-089/2021Х об устранении выявленных нарушений обязательных требований вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального Росприроднадзора Баштаковой Марией Александровной, в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд (постоянное судебное присутствие в с.Аян Аяно-Майский район) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 28.03.2022.

Судья А.С. Ковальчук