ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3-16/2022 от 13.07.2022 Олюторского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2а-3-16/2022

УИД 82RS0001-03-2022-000025-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Оссора Карагинского района Камчатского края 13 июля 2022 года

Олюторский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего – судьи Олюторского районного суда Камчатского края, осуществляющего постоянное судебное присутствие в п. Оссора Карагинского района Камчатского края, Кошевой Н.Н.,

при помощнике судьи, ведущим протокол судебного заседания, Антоновой Т.А.,

с участием административного истца - исполняющего обязанности прокурора Карагинского района Камчатского края Пивоварова А.С.,

представителя административного ответчика - администрации Карагинского муниципального района Щербины Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Карагинского района Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карагинского муниципального района, Агентству по ветеринарии Камчатского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Карагинского района Камчатского края Пивоваров А.С. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Карагинского муниципального района Камчатского края, в котором, с учетом уточнения исковых требования, просил:

признать незаконным бездействие по исполнению государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Карагинского муниципального района, выразившееся в необеспечении исполнения мероприятий, предусмотренных частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ) в соответствии с графиком отлова животных без владельцев, утвержденным в силу требований подпункта 1 пункта 7 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельца в Камчатском крае, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 6 декабря 2019 года № 508-П (далее – Порядок № 508-П);

возложить обязанность по истечении месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить надлежащее исполнение государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с положениями статьи 7 Закона Камчатского края от 8 июня 2015 года № 606 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в Камчатском крае» (далее – Закон Камчатского края от 8 июня 2015 года № 606) путем обеспечения исполнения требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ на территории Карагинского муниципального района, в том числе: с. Ильпырское, с. Тымлат, с. Оссора, с. Карага, с. Кострома, с. Ивашка по организации мероприятий в порядке и в соответствии с разработанным и утвержденным администрацией Карагинского муниципального района в силу требований подпункта 1 пункта 7 Порядка № 508-П графиком отлова животных без владельцев:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В обоснование требований указал, что прокуратурой в связи с установленными фактами нападения собак на людей в муниципальных образованиях Карагинского муниципального района выявлены факты ненадлежащей организации, а также осуществления контроля при исполнении полномочий по обращению с животными без владельцев со стороны администрации Карагинского муниципального района (далее – администрация), обязанной в силу положений Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ, Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 6 октября 1999 года № 194-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона Камчатского края от 8 июня 2015 года № 606 надлежащим образом осуществлять на территории всех муниципальных образований Карагинского муниципального района полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В рамках осуществления указанных государственных полномочий администрацией 15 декабря 2021 года с ИП ФИО1 заключен муниципальный контракт, предметом которого является отлов, содержание и учет животных без владельцев на всей территории Карагинского района, включая п. Оссора, с. Карага, с. Кострома, с. Тымлат, с. Ивашка, с. Ильпырское, в том числе на основании утвержденного 10 января 2022 года администрацией графика отлова животных. Однако, как показала проверка, ИП ФИО1 в нарушение принятых на себя обязательств и утвержденного графика осуществил отлов животных (3 собак) в п. Оссора лишь 18 марта 2022 года, в иных населенных пунктах работа им не велась, несмотря на то, что во всех муниципальных образованиях Карагинского района имеется большое количество безнадзорных собак. Администрацией в нарушение условий контракта проверка оказанных Исполнителем услуг не осуществляется, обязательные к исполнению указания Исполнителю не даются, приемка и оценка оказанных услуг ежемесячно не осуществляется.

Более того, администрацией не обеспечен механизм быстрого обмена информацией между ГБУЗ Камчатского края «Карагинская районная больниц», ОП № 18 Карагинского МО МВД России, ИП ФИО1 ЕДДС и иными заинтересованными лицами в целях поиска и отлова безнадзорных животных, причинивших вред человеку. Из информации Корякского МО МВД России от 19 апреля 2022 года следует, что в 2021 году зарегистрировано 6 фактов нападения собак на людей на территории в. Оссора и с. Ивашка, в 2022 года – 5 фактов; из сообщения ГБУЗ Камчатского края «Карагинская районная больница» от 11 марта 2022 года следует, что в 2021 года за медицинской помощью в связи с укусами собак обратилось 11 граждан, включая 6 несовершеннолетних, в 2022 году – 2 несовершеннолетних. Сообщения о фактах нападения животных на несовершеннолетних направлены из медицинского учреждения в ОП № 18 Корякского МО МВД России, по результатам проверки сообщений из отдела полиции направлены в административную комиссию администрации для принятия решения по существу в пределах полномочий, однако, ввиду отсутствия в администрации оперативной информации о местонахождении безнадзорных животных, их количества, идентифицирующих признаков своевременно информация ИП ФИО1 не направлена, отлов собак не произведен, последние представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью населения Карагинского района, включая несовершеннолетних.

Полагает, что допущенные упущения по осуществлению фактического контроля со стороны администрации деятельности ИП ФИО1 по отлову безнадзорных животных на территории Карагинского муниципального района привели к получению телесных повреждений несовершеннолетних, иных лиц, что является недопустимым.

В связи с выявленными нарушениями со стороны администрации прокуратурой района 18 апреля 2022 года главе Карагинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, а также причин и условий им способствующих. Из ответа главы района следует, что администрацией для исполнения преданных государственных полномочий заключен вышеуказанный муниципальный контракт, в связи с чем нарушений не допущено. Считает, что само по себе заключение муниципального контракта не свидетельствует о принятии ответчиком всевозможных мер, направленных на надлежащее исполнение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, поскольку фактически агрессивные собаки не отлавливаются, администрация как Заказчик деятельность Исполнителя не контролирует; передача полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев иным лицам не освобождает от исполнения обязательств, предусмотренных, в том числе, Законом Камчатского края от 8 июня 2015 года № 606.

До настоящего времени на территории Карагинского муниципального района продолжают регистрироваться факты укусов людей собаками, в том числе, безнадзорными, при этом действенных мер, направленных на обеспечение надлежащей реализации полномочий по обращению животных без владельцев и устранения ранее выявленных нарушений администрацией не принято.

Несоблюдение администрацией изложенных требований законодательства существенно нарушает права граждан, поскольку собаки, в том числе, безнадзорные беспрепятственно передвигаются по территории Карагинского муниципального района, в связи с чем санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, как одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду не обеспечивается. Нарушения законодательства в данной сфере допущены администрацией по причине бездействия должностных лиц.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении требований настаивал. Указал, что работа администрации по осуществлению переданным государственных полномочий в области обращения с животными без владельцев надлежащим образом не ведется. Осуществление отлова безнадзорных животных осуществлялось только в п. Оссора, каких-либо причин препятствующих осуществлению данной деятельности в других населенных пунктах не представлено. Доказательств невозможности выполнения возложенных на администрацию государственных полномочий в отсутствие ветеринарного врача последней не представлено. Более того, расторжение муниципального контракта свидетельствует о том, что государственные полномочия на территории Карагинского муниципального района по организации мероприятий по обращению с животными не исполняются.

Представитель административного ответчика Щербина Н.А. в судебном заседании требования считала необоснованными, указала, что администрация возложенные на нее государственные полномочия, установленные Законом Камчатского края от 8 июня 2015 года № 606, исполняет, каких-либо нареканий со стороны органов государственной власти по исполнению государственных полномочий в адрес администрации не поступало, полагала, что бездействие администрации ничем не подтверждено. Считала, что заключение муниципального контракта, в который включены все условия, необходимые для исполнения законодательства в сфере обращения с животными без владельцев, является надлежащим исполнением администрацией переданных государственных полномочий в области обращения с животными без владельцев. Полагала, что требования о возложении обязанности, заявленные административным истцом, относятся к Исполнителю услуг в рамках муниципального контракта, который осуществляет мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, а не к администрации. Указала, что работа с животными построена на работе с ветеринарным врачом, которого в населенных пунктах, кроме п. Оссора, нет, возможности доставлять собак из других населенных пунктов в п. Оссору и обратно в среду обитания не имеется, поскольку Агентством по ветеринарии Камчатского края не выделяется на это денежных средств. Указала, что срок, установленный прокурором для исполнения судебного решения, некорректен, так как на территории Карагинского района будет отсутствовать ветеринарный врач, что делает исполнение любых мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев невозможным.

Агентство по ветеринарии Камчатского края, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика определением суда от 28 июня 2022 года, в судебное заседание своего представителя не направило, о дате и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом; согласно письменному отзыву полагала, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с Законом Камчатского края от 8 июня 2015 года № 606 государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев наделена администрация, Агентство определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Годовой объем субвенции, предоставляемой из краевого бюджета бюджету Карагинского муниципального района для осуществления переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на 2022 год составляет 3 794 300 рублей. При расчете субвенции учтено прогнозное количество животных (100 голов), подлежащих отлову, при этом в норматив затрат на каждое животное заложено финансирование на отлов, содержание в течение 20 дней, стерилизация (кастрация), обязательные ветеринарные мероприятия и выпуск в прежнюю среду обитания, при этом, для 3% от прогнозного количества отлавливаемых животных заложено содержание на год. В силу статьи 308 Гражданского кодекса РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства в рамках заключенного муниципального контракта с ИП ФИО1 администрация несет самостоятельно, Агентство может лишь осуществлять контроль за осуществлением администрацией отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Контроль за исполнением графика отлова ИП ФИО1 возложен на администрацию.

ИП ФИО1 участия в судебном заседании не принимал, о дате и месте рассмотрения административного искового заявления извещен. Ранее в судебных заседания не оспаривал, что животные без владельцев (собаки) отлавливались им только в п. Оссора в количестве 3 особей, в иных населенных пунктах Карагинского района работа в рамках заключенного с ним контракта не велась из-за отдаленности сел.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Срок обращения в суд, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку прокурором оспаривается длящееся бездействие администрации Карагинского муниципального района.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке Главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктами «б», «ж», «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных регулируются Законом РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии».

Так, согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится, в числе прочего, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29), что, в частности, означает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере, предусматривающее как перечень конкретных мер, так и определение круга лиц, обязанных их осуществлять за счет средств регионального бюджета.

В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в числе прочих, организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно пункту 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.

Согласно части 3 статьи 16 указанного Федерального закона законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.

В силу пункта 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

Поскольку Федеральный закон от 30 марта 2015 года № 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступил в силу 10 апреля 2015 года, то с указанной даты именно органы местного самоуправления должны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующего отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными, мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ установлено, что деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.

Согласно статье 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Пунктами 4.8, 4.9 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 года № 11, Минсельхозпродом РФ, Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 18 июня 1996 года № 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову; порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Камчатского края от 8 июня 2015 года № 606 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае отдельными государственными полномочиями Камчатского края в области обращения с животными без владельцев» органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, указанных в пунктах 2, 4, 5, 7 (Карагинский муниципальный район) – 14 статьи 4 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Камчатского края в области обращения с животными без владельцев:

1) организация следующих мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев: а) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных (далее - приюты); б) содержание животных без владельцев в приютах в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принимаемым в соответствии с указанным Федеральным законом нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Камчатского края, осуществляющего функции по реализации региональной политики в сфере ветеринарии; в) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев; г) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта; д) размещение в приютах и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;

2) осуществление мониторинга количества животных без владельцев на территории муниципального образования в Камчатском крае.

Пунктом 3 статьи 8 Закона Камчатского края от 8 июня 2015 года № 606 установлено, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований в Камчатском крае.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительством Камчатского края издано Постановление от 6 декабря 2019 года № 508-П «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Камчатском крае».

Согласно части 1 Порядка № 508-П настоящий Порядок устанавливает требования к осуществлению деятельности по обращению с животными, которые не имеют владельцев, а также с животными, владельцы которых не известны, и животными, от права собственности на которых владельцы отказались (далее - животные без владельцев).

Частью 3 Порядка № 508-П установлено, что деятельность по обращению с животными без владельцев включает проведение следующих мероприятий:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных;

2) содержание в приюте животных без владельцев;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев;

4) возврат содержащихся в приютах животных без владельцев не проявляющих немотивированной агрессии на прежние места обитания.

В силу части 4 Порядка № 508-П в качестве исполнителей мероприятий, предусмотренных частью 3 настоящего Порядка, могут привлекаться юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 7 Порядка № 508-П проведение мероприятий по отлову животных без владельца осуществляется:

1) в плановом порядке в соответствии с графиком, утверждаемым органом местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае;

2) во внеплановом порядке на основании письменных и устных заявок физических и юридических лиц.

Статьей 4 Устава Карагинского муниципального района установлено, что территорию Карагинского муниципального района составляют территории муниципальных образований - сельских поселений: село Ивашка, село Ильпырское, село Карага, село Тымлат, территория городского поселения поселок Оссора и межселенные территории в границах муниципального образования. Территория села Кострома включена в состав межселенной территории. В состав территории Карагинского муниципального района входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 8 Устава к вопросам местного значения Карагинского муниципального района относится, в числе прочего, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Частями 1 и 2 статьи 11 Устава установлено, что органы местного самоуправления Карагинского муниципального района могут исполнять отдельные государственные полномочия Российской Федерации и Камчатского края. Наделение этими полномочиями осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Камчатского края.

Финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых бюджету Карагинского муниципального района субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Совет депутатов может принять решение об использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств района для осуществления органами и должностными лицами муниципального района отдельных государственных полномочий. Такое решение должно предусматривать допустимый предел использования указанных средств и ресурсов.

В силу частей 1 и 3 статьи 20 Устава структуру органов местного самоуправления муниципального района составляет, в том числе, как исполнительно-распорядительный орган – администрация Карагинского муниципального района.

Администрация как юридическое лицо действуют на основании положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям

В силу частей 1, 4, 5 статьи 31 Устава администрация Карагинского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и краевыми законами.

Администрация района обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, штампы, бланки и счета, открываемые в соответствии с федеральным законодательством.

Администрация района является главным распорядителем средств бюджета муниципального района, предусмотренных на содержание администрации района и реализацию возложенных на нее полномочий.

Как следует из материалов дела, 24 февраля 2022 года начальником ОП № 18 Корякского МО МВД России в адрес исполняющего обязанности прокурора Карагинского района направлено сообщение о том, что на территории Карагинского района Камчатского края участились случаи нападения собак, в том числе, бесхозяйных (бродячих) на граждан, содержащее просьбу инициировать межведомственное совещание с включением в него работников администрации, прокуратуры Карагинского района, ОП № 18 Корякского МО МВД России, иных служб для решения данной проблемы, с целью принятия мер реагирования (л.д. 18).

Согласно ответу администрации муниципального образования – сельское поселение «село Ивашка» от 5 марта 2022 года на запрос исполняющего обязанности прокурора бюджетные средства по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории сельского поселения, не выделялись, приюты не создавались, отлов животных не производится, розыск владельцев потерявшихся животных не производится. Муниципальные контракты с людьми, осуществляющими деятельность в сфере по обращению с животными, не заключались, так как данные полномочия отнесены к администрации Карагинского муниципального района. При этом указано, что в 2021 году поступило 1 обращение граждан по отлову агрессивных бродячих собак, которое было перенаправлено в администрацию Карагинского муниципального района на проведение работ (л.д. 21 - 24).

В ответе от 19 апреля 2022 года администрация муниципального образования – сельское поселение «село Ивашка» дополнительно указала, что на территории сельского поселения приблизительное количество безнадзорных животных составляет 25 особей, решение указанной проблемы: необходимо проводить отлов бродячих собак и помещать в приюты для животных, проводить чипирование собак и стерилизацию безнадзорных собак (л.д. 25).

Согласно сведениям ОП № 18 Корякского МО МВД России от 9 марта и 19 апреля 2022 года в 2021 году зарегистрировано 6 фактов укусов граждан, в том числе, 4 несовершеннолетних, собаками на территории п. Оссора-2, с. Ивашка-3, которые направлены по подведомственности в административную комиссию Карагинского муниципального района, муниципального района с. Ивашка; в 2022 году зарегистрировано 5 сообщений: КУСП № 22 от 21 января 2022 года по заявлению ФИО2 о том, что собака напугала ее несовершеннолетнюю дочь; КУСП № 73 от 23 февраля 2022 года по сообщению фельдшера ГБУЗ Камчатского края «Карагинская районная больница» по обращению за медицинской помощью несовершеннолетнего ФИО3 с диагнозом «укушенная рана левого бедра»; КУСП № 88 от 4 марта 2022 года по сообщению фельдшера указанного медицинского учреждения об оказании медицинской помощи несовершеннолетнему ФИО4 по поводу диагноза «укус собаки левого бедра»; КУСП № 141 от 4 апреля 2022 года по факту оказания медицинской помощи несовершеннолетней ФИО5 по факту укуса собакой; КУСП № 157 от 12 апреля 2022 года по факту оказания медицинской помощи несовершеннолетней ФИО6 по факту укуса собакой (л.д. 17, 19).

Прокуратурой Карагинского района в связи с установленными фактами нападения собак на людей в муниципальных образованиях Карагинского муниципального района по результатам проверки выявлены факты ненадлежащей организации, а также осуществления контроля при исполнении полномочий по обращению с животными без владельцев.

18 апреля 2022 года в адрес Главы Карагинского муниципального района внесено представление об устранении данных нарушений (л.д. 13, 14).

22 апреля 2022 года ОП № 18 Корякского МО МВД России в адрес исполняющего обязанности прокурора дополнительно направлено письмо, согласно которому 4 апреля 2022 года из ГБУЗ Камчатского края «Карагинская районная больница» поступило сообщение по факту обращения за медицинской помощью несовершеннолетней ФИО5 с диагнозом «ссадина левого бедра», зарегистрированное в КУСП № 141. В ходе разбирательства установлено, что данное телесное повреждение несовершеннолетней нанесла бесхозяйная (бродячая) собака. Указано, что ОП № 18 Корякского МО МВД России в 2022 году осуществлялись профилактические мероприятия по фактам нападения собак на местных жителей, а именно: Главе администрации направлялись информационные письма с целью принятия мер реагирования к бесхозяйным собакам; в СМИ публиковалась статья с разъяснением ответственности граждан по содержанию собак и их выгулу (л.д. 53).

Факты оказания медицинской помощи гражданам, обратившимся в медицинское учреждение в связи с получением повреждений от нападения животных (собак) подтверждаются сведениями ГБУЗ Камчатского края «Карагинская районная больница» от 9, 11 марта, 12, 13, 18 апреля 2002 года (л.д. 26, 27, 54 - 56).

26 апреля 2022 года по результатам рассмотрения представления Главой Карагинского муниципального района в адрес исполняющего обязанности прокурора Карагинского района направлен ответ, согласно которому для исполнения переданных государственных полномочий между администрацией и ИП ФИО1 заключен муниципальный контракт на оказание услуг по отлову и транспортированию, содержанию и учету животных без владельцев на территории Карагинского муниципального района, пунктами 2.4.1, 2.4.3 которого предусмотрены права Заказчика, поскольку нарушений обязательств по контракту не установлено, проверки не проводились, пунктом 5.1 контракта предусмотрен порядок и сроки оказания услуг, исполнение услуг не зависит от количества отловленных собак, пункт подразумевает оплату ежемесячно только за оказанные услуги. В части отсутствия механизма быстрого обмена информацией между структурами в целях поиска и отлова безнадзорных животных указано, что структуры действуют в соответствии с регламентами работы, любая информация о безнадзорных животных, поступающая в ЕДДС, администрацию незамедлительно направляется ИП ФИО1 В случае факта укуса граждан безнадзорными животными в п. Оссора мероприятия по отлову на соответствующей территории проводятся в течение суток с момента поступления заявки. Указано, что информация о нападении безнадзорных животных на человека была направлена ИП ФИО1, Исполнитель предпринял необходимые меры по поиску агрессивных собак. Поскольку по итогам рассмотрения нарушений закона не установлено оснований для привлечения должностных лиц к ответственности не имеется (л.д. 15).

В судебном заседании также установлено, что 15 декабря 2021 года между администрацией и ИП ФИО1 заключен муниципальный контракт (л.д. 28 – 49), предметом которого является отлов, содержание и учет животных без владельцев (далее – услуга); контрактом установлено, что Исполнитель обязан, в числе прочего, оказывать услуги качественно и в соответствии с техническим заданием и действующим законодательством, в сроки, предусмотренные контрактом (пункт 2.1.1), при оказании услуг руководствоваться: Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии»; Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Санитарными правилами СП 3.1.096-96 и Ветеринарными правилами ВП 13.3.1103-96; Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов; иными нормативными актами, регулирующими деятельность в сфере, являющейся предметом контракта (пункт 2.1.3); Заказчик обязан, в том числе, осуществлять приемку оказанных услуг в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 2.2.1); Заказчик вправе в любое время без предварительного уведомления Исполнителя проводить проверку оказания услуг и при выявлении нарушения обязательств по контракту, оформлять и подписывать в одностороннем порядке акт проверки с фиксированием конкретных нарушений, с последующим его направлением Исполнителю (пункт 2.4.1); давать обязательные для Исполнителя указания в процессе исполнения контракта (пункт 2.4.3).

Согласно пунктам 4.1, 4.2 контракта оказание услуг осуществляется на территории поселений Карагинского муниципального района Камчатского края в период с 1 января по 31 декабря 2022 года.

Пунктом 5.1 контракта установлено, что приемка и оценка оказанных услуг осуществляется ежемесячно в соответствии с условиями контракта, требованиями действующих норм и правил.

Заключение указанного контракта между сторона не оспаривалось администрацией и ИП ФИО1

Согласно Техническому заданию на оказание услуг, являющемуся Приложением № 1 к муниципальному контракту: местом оказания услуг является: территория поселений Карагинского муниципального района Камчатского края (п. Оссора, с. Тымлат, с. Ивашка, с. Ильпырское, с. Карага, с. Кострома).

В силу пункта 3 Требований к выполнению услуги по отлову животных без владельцев проведение мероприятий по отлову животных без владельца осуществляется: в плановом порядке в соответствии с графиком, утвержденным администрацией либо во внеплановом порядке на основании письменных и устных заявок физических и юридических лиц, заявки организаций и граждан регистрируются в журнале учета заявок на отлов животных без владельцев.

10 января 2022 года заместителем Главы администрации утвержден график отлова животных без владельцев на территории поселений Карагинского муниципального района с 1 января по 31 декабря 2022 года, в соответствии с которым отлов безнадзорных животных производится: в п. Оссора с 1 января по 1 мая, с 1 по 15 июля 2022 года; с Карага – с 15 по 30 мая, с 15 по 31 июля 2022 года; с. Кострома – с 1 по 15 июня, с 1 по 15 августа 2022 года; с. Тымлат – с 1 по 15 марта, с 1 по 10 декабря 2022 года; с. Ивашка – с 1 января по 15 апреля 2022 года; с Ильпырь – с 15 по 31 декабря 2022 года (л.д. 51).

Сведений об отлове животных без владельцев в соответствии с указанным графиком либо во внеплановом порядке в 2022 году на территории поселений Карагинского муниципального района ни администрацией, ни ИП ФИО1 суду не представлено.

При этом, в судебном заседании ИП ФИО1 не отрицал, что отлов животных без владельцев производился только в п. Оссора (3 собаки), на территории с. Карага, с. Кострома, с. Тымлат, с. Ивашка, с. Ильпырь отлов не производился из-за транспортной недоступности. Данное обстоятельство также не оспаривалось представителем административного ответчика, ссылавшейся также на отсутствие финансирования на транспортировку животных без владельцев из других населенных пунктов в п. Оссора, где находится ветеринарный врач.

Вопреки доводам представителя административного ответчика, в силу статьи 101 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из ответа Агентства по ветеринарии Камчатского края от 28 декабря 2021 года Главе Карагинского муниципального района Камчатского края следует, что годовой объем субвенции, предоставляемой из краевого бюджета бюджету Карагинского муниципального района для осуществления переданных государственных полномочий Камчатского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на 2022 год, составляет 3 794 300 рублей. При расчете субвенции учтено прогнозное количество животных (100 голов), подлежащих отлову, при этом в норматив затрат на каждое животное заложено финансирование на отлов, содержание в течение 20 дней, стерилизация (кастрация), обязательные ветеринарные мероприятия и выпуск в прежнюю среду обитания, при этом, для 3% от прогнозного количества отлавливаемых животных заложено содержание на год. Кроме того, в соответствии с Методикой расчета субвенции, утвержденной Законом Камчатского края от 8 июня 2015 года № 606 в субвенцию включены расходы на приобретение имущества, содержание приюта: оплата коммунальных услуг, связанных с содержанием имущественного комплекса, обеспечение охраны имущественного комплекса (заработная плата работников с отчислением с учетом необходимости обеспечения дежурства в ночное время, из расчета 2 ставок – от 100 до 300 голов), а также на приобретение расходных материалов. Расходы, обеспечивающие содержание приюта, не входят в расчет норматива на содержание 1 животного, учитываются при расчете цены контракта на содержание животных (л.д. 74, 75).

Представителем административного ответчика не отрицалось, что администрации доведены субвенции для осуществления переданных государственных полномочий Камчатского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на 2022 год, в размере 3 794 300 рублей.

Из материалов дела также следует, что 29 апреля 2022 года, после внесения представления прокурором, Главой Карагинского муниципального района руководителю Агентства по ветеринарии Камчатского края направлено письмо, в котором указано, что в администрацию обратился Глава администрации муниципального образования – сельское поселение «с. Ивашка» с просьбой произвести отлов бродячих собак на территории сельского поселения, в связи с поступившим заявлением жителей с. Ивашка (85 подписей) и, в связи с тем, что в с. Ивашка отсутствуют условия для выполнения переданных Карагинскому муниципальному району полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных просил согласовать приобретение необходимого оборудования для организации приюта в с. Ивашка (л.д. 68). В письме от 17 мая 2022 года Глава Карагинского муниципального района в целях осуществления отлова животных без владельцев на территории сельского поселения с. Ивашка просил согласовать закупку оборудования для временного содержания животных в размере 2 653 258 рублей на обустройство территории для содержания безнадзорных животных, приобретение и установку сооружения модульного типа на базе 40-футового контейнера (л.д. 70).

20 мая 2022 года Агентство по ветеринарии Камчатского края в ответ на обращение от 17 мая 2022 года направила в адрес Главы Карагинского муниципального района письмо с просьбой предоставить актуальное обоснование потребности (расчет) финансовых средств, а также достоверные данные о фактическом количестве животных без владельцев, подлежащих отлову в с. Ивашка. В целях исполнения полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Карагинского района предложено, как альтернатива создания приюта в с. Ивашка, рассмотреть возможность доставки животных без владельцев для проведения ветеринарных мероприятий в приюте, расположенном в п. Оссора, с последующим возвратом их в прежние места обитания (за исключением агрессивных животным) (л.д. 71).

23 мая 2022 года администрация обратилась к ИП ФИО7 о направлении коммерческого предложения в целях проведения процедуры закупки работ по составлению сметы на обустройство питомника для безнадзорных животных в с. Ивашка (л.д. 72, 73); 10 июня 2022 года обратилась к руководителю Агентства по ветеринарии Камчатского края с просьбой ц елях осуществления отлова животных без владельцев на территории сельского поселения с. Ивашка согласовать закупку составления сметной документации на обустройство питомника для безнадзорных животных в размере 14 000 рублей (л.д. 77).

27 июня 2022 года ИП ФИО1 обратился на имя Главы Карагинского муниципального района с заявлением, в котором указал, что в связи с уходом в отпуск и командировкой врачей Оссорской ветеринарной станции с 1 июля 2022 года отсутствует возможность в осуществлении деятельности по отлову безнадзорных животных, в связи с чем он не может исполнять муниципальный контракт.

27 июня 2022 года администрация поставила Агентство по ветеринарии Камчатского края в известность, что в связи с отсутствием работников ветеринарной службы Исполнитель муниципального контракта по организации мероприятий по обращению с животными без владельцев временно не сможет выполнять свои обязанности.

11 июля 2022 года ИП ФИО1 письменно обратился к Главе Карагинского муниципального района о расторжении контракта по соглашению сторон, в связи с отсутствием в Карагинском районе ветеринарного врача и по состоянию его здоровья.

12 июля 2022 года между администрацией и ИП ФИО1 подписано соглашение о расторжении муниципального контракта от 15 декабря 2021 года .

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Доказательств надлежащего исполнения переданных администрации государственных полномочий в области обращения с животными без владельцев на всей территории Карагинского муниципального района, равно как организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относящихся к мероприятиям по охране жизни и здоровья людей, поскольку безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, осуществление которых в силу вышеприведенных норм действующего законодательства, нормативно-правовым актам отнесено к вопросам местного значения муниципального района, административным ответчиком суду не представлено.

Формальное заключение муниципального контракта между администрацией и ИП ФИО1 на оказание услуг по отлову, содержанию и учету животных без владельцев подтверждением надлежащего исполнения возложенных на администрацию государственных полномочий в данной сфере не является, поскольку исследованными в судебном заседании доказательствами в совокупности с установленными обстоятельствами по делу подтверждается, что мероприятия по отлову безнадзорных животных на всей территории Карагинского муниципального района не проводятся в целом, а проводимые со слов ИП ФИО1 и представителя административного ответчика мероприятия по отлову 3 безнадзорных собак только на территории п. Оссора не привели к сокращению численности безнадзорных животных и отсутствию фактов их нападения на граждан на всей территории Карагинского муниципального района.

Довод административного ответчика о том, что работа по исполнению переданных администрации государственных полномочий в области обращения с животными без владельцев на всей территории Карагинского муниципального района не исполняется надлежащим образом из-за отсутствия финансирования на перевозку безнадзорных животных в п. Оссора, где находится ветеринарный врач, из других населенных пунктов не свидетельствует о том, что органом местного самоуправления приняты все необходимые меры для исполнения указанных государственных полномочий, при том, что, как указано выше, в силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, пункта 3 статьи 8 Закона Камчатского края от 8 июня 2015 года № 606 органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований в Камчатском крае, что и предусмотрено статьей 11 Устава Карагинского муниципального района.

Более того, исполнение переданных администрации государственных полномочий в области обращения с животными без владельцев не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств, а также от наличия или отсутствия ветеринарного врача в населенных пунктах муниципального образования, в которых необходимо организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Довод администрации о том, что требования, изложенные в пункте 2 административного искового заявления, должны исполняться Исполнителем услуг основан на субъективном понимании норм действующего законодательства.

В результате бездействия администрации нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие организации работы в области обращения с животными без владельцев ведет к созданию антисанитарных условий на территории Карагинского муниципального района, причинению вреда здоровья и жизни граждан указанного района.

Бездействие административного ответчика администрации Карагинского муниципального района нашло свое подтверждение в рамках рассматриваемого дела.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований исполняющего обязанности прокурора Карагинского района Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карагинского муниципального района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

При этом, учитывая, что Агентство по ветеринарии Камчатского края, являющееся исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств в силу положений частей 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, пункта 3 части 3 статьи 6 Закона Камчатского края от 8 июня 2015 года № 606 имеет исключительное право по контролю за использованием предоставленных финансовых средств на цели, определенные Законом Камчатского края от 8 июня 2015 года № 606, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия Агентства по ветеринарии Камчатского края и возложении на него обязанности в рамках настоящего дела.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования исполняющего обязанности прокурора Карагинского района Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Карагинского муниципального района по исполнению государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Карагинского муниципального района, выразившееся в необеспечении исполнения мероприятий, предусмотренных частью 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с графиком отлова животных без владельцев, утвержденным в силу требований подпункта 1 пункта 7 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельца в Камчатском крае, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 6 декабря 2019 года № 508-П.

Возложить на администрацию Карагинского муниципального района обязанность обеспечить надлежащее исполнение государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с положениями статьи 7 Закона Камчатского края от 8 июня 2015 года № 606 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в Камчатском крае» путем обеспечения исполнения требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории Карагинского муниципального района: с. Ильпырское, с. Тымлат, с. Оссора, с. Карага, с. Кострома, с. Ивашка по организации мероприятий в порядке и в соответствии с разработанным и утвержденным администрацией Карагинского муниципального района в силу требований подпункта 1 пункта 7 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельца в Камчатском крае, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 6 декабря 2019 года № 508-П графиком отлова животных без владельцев, а именно:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд путем принесения жалобы через постоянное судебное присутствие Олюторского районного суда Камчатского края в п. Оссора в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2022 года.

Судья Н.Н. Кошевая