ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3-250/2021 от 12.11.2021 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-3-250/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 ноября 2021 года пгт.Килемары

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Савиновой С.В.,

при секретаре судебного заседания Долгоруковой Н.В.,

с участием представителя административного истца - прокурора Сабирова К.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Красномостовской сельской администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности направить проект решения Собрания депутатов Красномостовского сельского поселения Килемарского района «О внесении изменений в Генеральный план Красномостовского сельского поселения Килемарского района» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежной защитной полосы водных объектов реки Б.Ирыкша и озер Мадарское и Безукладовское, расположенных на территории Красномостовского сельского поселения Килемарского района, в Собрание депутатов Красномостовского сельского поселения Килемарского района,

у с т а н о в и л :

Марийский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Красномостовской сельской администрации Килемарского района Республики Марий Эл /далее - Красномостовская сельская администрация/, в котором с учетом уточнения административных исковых требований просил возложить на Красномостовскую сельскую администрацию обязанность направить проект решения Собрания депутатов Красномостовского сельского поселения Килемарского района «О внесении изменений в Генеральный план Красномостовского сельского поселения Килемарского района» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежной защитной полосы водных объектов реки Б.Ирыкша и озер Мадарское и Безукладовское, расположенных на территории Красномостовского сельского поселения Килемарского района, в Собрание депутатов Красномостовского сельского поселения Килемарского района в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал на то, что проведена проверка исполнения водоохранного, градостроительного законодательства, в ходе которой изучены документы территориального планирования муниципального образования «Красномостовское сельское поселение» Килемарского муниципального района и выявлены несоответствия имеющихся документов территориального планирования требованиям действующего градостроительного и водного законодательства, выразившиеся в том, что на карте зон с особыми условиями использования территорий в материалах по обоснованию Генерального плана муниципального образования «Красномостовское сельское поселение» Килемарского муниципального района не отображены границы прибрежной защитной полосы водных объектов озер Мадарское, Безукладовское и реки Б.Ирыкша. Проект решения Собрания депутатов Красномостовского сельского поселениея Килемарского района «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Красномостовское сельское поселение» не направлен в Собрание депутатов Красномостовского сельского поселения Килемарского района. По данному факту в адрес сельской администрации 26 февраля 2021 года было внесено представление, однако, своевременных и достаточных мер по устранению нарушений действующего законодательства принято не было. Неисполнение ответчиком требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель административного истца Сабиров К.Э. доводы и требования уточненного административного искового заявления поддержал, просил их удовлетворить, дал объяснения, не противоречащие обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – глава Красномостовской сельской администрации ФИО3 на судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в поступившем в суд письменном ходатайстве просил рассмотреть административное дело без его участия, указал на признание административного иска.

Представитель заинтересованного лица Собрания депутатов Красномостовского сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и мете рассмотрения дела, на судебное заседание также не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, об уважительности причин не явки на судебное заседание суд не известил.

Руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц, воспользовавшихся правом на участие в судебном заседании по своему усмотрению.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации /далее - ВК РФ/ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч.15 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»).

Согласно ч.16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заилении и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Согласно ч.17 ст.65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч.15 ст. 65 ВК РФ ограничениями запрещается:

1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Судом установлено, что решением Собрания депутатов Красномостовского сельского поселения от 30 ноября 2012 года №117 утвержден Генеральный план муниципального образования «Красномостовское сельское поселение» Республики Марий Эл.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (п.1 ч.2 ст. 8, п.2 ч.1 ст.18, ч.1 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются зонами с особыми условиями использования территорий.

Согласно п. 20 ч. 1, ст. 14, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» /далее - Закон №131-ФЗ/ утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с п.п.6, 7 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план поселения содержит положение о территориальном планировании и картографический материал (ч.3 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (пп. 7 ч. 8 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (п.3 ч.2 ст.7 Федерального закона от 13 июля 2015 года

№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Также границы зон с особыми условиями использования территории в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч.5 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом, как указано в ч.3 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

В соответствии со ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации /далее - ЗК РФ/ к видам зон с особыми условиями использования территорий относятся: водоохранная (рыбоохранная) зона; прибрежная защитная полоса.

Согласно ч.2 ст.104 и ч.2 ст.106 ЗК РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон. При определении перечня ограничений использования земельных участков устанавливается исчерпывающий перечень видов зданий, сооружений, их разрешенного использования (назначения) и (или) требования к параметрам зданий, сооружений, размещение которых допускается или запрещается в границах указанной зоны.

В силу ч.3 ст.14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно раздела 3 Устава муниципального образования «Красномосовское сельское поселение» Килемарского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Красномостовское сельское поселение» от 27 августа 2019 года №187, в состав поселения входят следующие населенные пункты: пос.Красный Мост, пос.Кундышский, пос.Озерный, дер.Шаптунга, пос.Шушер.

Из представленного ответчиком Генерального плана следует, что основные задачи генерального плана - совершенствование жилищной политики, создание комплексной системы обслуживания населения, развитие транспортной инфраструктуры, развитие системы инженерного обеспечения, развитие производственного комплекса, охрана окружающей среды и определение территорий с особыми условиями использования, мероприятия в области гражданской обороны и защиты территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Раздел 1). В разделе 5 Генерального плана отражены зоны с особыми условиями использования: земли особо охраняемых территорий; земли историко-культурного назначения; охранные зоны водных объектов; санитарно-защитные зоны; охранные зоны энергетических, коммунальных и иных объектов.

Согласно п.33 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Красномостовское сельское поселение», утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования «Красномостовское сельское поселение» от 14 февраля 2013 года №136, установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности: зона затопления паводковыми водами 1% обеспеченности; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; водоохранные зоны; прибрежные защитные полосы; санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов; охранные зоны ЛЭП; охранные зоны инженерных коммуникаций; санитарно-защитная зона автомобильных дорог; зоны нормативного недропользования.

Согласно п.14 ст.2 Закона Республики Марий Эл от 29 декабря 2014 года №61-З «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Марий Эл вопросов местного значения» за сельскими поселениями в Республике Марий Эл закрепляются следующие вопросы местного значения: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

По информации Управления Росреестра по Республике Марий Эл, сведения по прибрежной защитной полосе озера Мадарское внесены в ЕГРН 10 декабря 2020 года, реестровый номер 12:03-6.274, озера Безукладовское - 29 августа 2018 года, реестровый номер 12:03-6.157, реки Б.Ирыкша - 19 мая 2020 года, реестровый номер 12:03-6.230.

В результате проведенной прокурорской проверки соблюдения на территории Республики Марий Эл требований природоохранного законодательства при использовании земельных участков в зонах с особыми условиями использования территории в деятельности Красномостовского сельского поселения, выявлены несоответствия имеющихся документов территориального планирования требованиям действующего градостроительного законодательства, водного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Так, на карте зон с особыми условиями использования территорий в материалах по обоснованию Генерального плана муниципального образования «Красномостовское сельское поселение» Килемарского муниципального района не отображены границы прибрежной защитной полосы водных объектов озер Мадарское, Безукладовское и реки Б. Ирыкша.

На дату проведения прокурорской проверки Красномостовской сельской администрацией не было принято решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образовании в части отображения на карте зон с особыми условиями использовании территории прибрежной защитной полосы водных объектов озер Мадарское, Безукладовское и реки Б. Ирыкша и проект решения Собрания депутатов Красномостовского сельского поселения Килемарского района «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Красномостовское сельское поселение» не был направлен в Собрание депутатов Красномостовского сельского поселения Килемарского района. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

По данному факту в адрес сельской администрации Марийским межрайонным природоохранным прокурором 26 февраля 2021 года было внесено представление №03-07-2021 об устранении нарушений требований законодательства.

30 марта 2021 года в адрес прокурора был направлен ответ о том, что приняты меры по подготовке изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки поселения.

Как установлено в судебном заседании, 26 января 2021 года Красномостовской сельской администрацией принято постановление «О подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план Красномостовского сельского поселения Килемарского муниципального района Республики Марий Эл». 26 октября 2021 года проект внесения изменений в Генеральный план Красномостовского сельского поселения направлен на доработку в организацию разработчика – ООО «Саратоврегионпроект».

С учетом предоставленных суду доказательств, суд приходит к выводу, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих устранение ответчиком нарушений требований законодательства, на которые указано прокурором в представлении, вынесенном в адрес административного ответчика, в полном объеме.

Отсутствие указания в Генеральном плане сельского поселения территорий зон с особым режимом использования, примыкающих к водным объектам, может привести к нарушению режима ведения хозяйственной и иной деятельности, установленного в ст.65 ВК РФ, в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, может повлечь вовлечение земель с особыми условиями использования в хозяйственный оборот, в том числе распашку земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн, что может повлечь загрязнение, засорение, заиление водных объектов истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и в границах прибрежных защитных полос, чем нарушится право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на доступ к водным объектам общего пользования и использования их для личных нужд.

Исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд находит требования Марийского межрайонного природоохранного прокурора законными и обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению.

В силу положений п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

С учетом существа требований, направленных на устранение нарушений водного, градостроительного законодательства, принципов разумности и справедливости, перечня мер, которые необходимо принять административному ответчику в целях исполнения решения суда, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение двух лет со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Марийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Красномостовской сельской администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности направить проект решения Собрания депутатов Красномостовского сельского поселения Килемарского района «О внесении изменений в Генеральный план Красномостовского сельского поселения Килемарского района» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежной защитной полосы водных объектов реки Б.Ирыкша и озер Мадарское и Безукладовское, расположенных на территории Красномостовского сельского поселения Килемарского района, в Собрание депутатов Красномостовского сельского поселения Килемарского района удовлетворить.

Обязать Красномостовскую сельскую администрацию Килемарского муниципального района Республики Марий Эл направить проект решения Собрания депутатов «Красномостовское сельское поселение» Килемарского района «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Красномостовское сельское поселение» Килемарского района в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежной защитной полосы водных объектов реки Б.Ирыкша и озер Мадарское и Безукладовское, расположенных на территории Красномостовского сельского поселения Килемарского района, в Собрание депутатов Красномостовского сельского поселения Килемарского района в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в пгт.Килемары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 12 ноября 2021 года.

Судья Медведевского районного

суда Республики Марий Эл С.В. Савинова