ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3-57/2024 от 05.03.2024 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

Дело №2а-3-57/2024

УИД 56RS0007-03-2024-000058-25

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Северное 05 марта 2024 года

Оренбургская область

Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кривобоковой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Кирдиной Р.А.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Северного района Оренбургской области Скляр В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Северного района Оренбургской области, поданное в защиту неопределённого круга лиц к отделу образования муниципального образования Северный район Оренбургской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации осуществлению внутреннего финансового аудита,

установил:

прокурор Северного района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства в деятельности отдела образования администрации муниципального образования Северный район Оренбургской области.

В ходе проведенной проверки установлено, что в отделе образования администрации муниципального образования Северный район Оренбургской области внутренний финансовый аудит не организован и не осуществляется надлежащим образом: ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита своевременно не разработаны; должностное лицо или структурное подразделение, уполномоченные на проведение внутреннего финансового аудита, не определены.

Указанные нарушения являются недопустимыми, негативным образом влияют на состояние законности при выполнении требований бюджетного законодательства и требуют устранения.

Прокуратурой района 14 марта 2023 года заведующему отделом образования администрации муниципального образования Северный район Оренбургской области внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако, до настоящего времени нарушения не устранены.

Просит суд признать незаконным бездействие отдела образования администрации муниципального образования Северный район Оренбургской области, выразившееся в неисполнении полномочий по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита; обязать отдел образования администрации муниципального образования Северный райе Оренбургской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда законную силу организовать внутренний финансовый аудит, в том числе, путем определения должностного лица или структурного подразделения уполномоченного на проведение внутреннего финансового аудита.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Северного района Оренбургской области Скляр В.И. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика отдела образования администрации муниципального образования Северный район в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленному отзыву, против удовлетворения административного иска прокурора не возражал.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, поскольку неявка лица, извещённого надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ предусматривается, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:

информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий

распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;

предложений о повышении качества; финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;

заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

В соответствии с частью 2 статьи 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый аудит осуществляется в целях оценки надежности внутреннего финансовой контроля и подготовки предложений по его организации.

Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принцип функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудит; уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицам (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратор бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия (часть 3 статьи 160.2-1 БК РФ).

Таким образом, внутренний финансовый аудит предупреждает об ошибках планирования и исполнения, легитимирует бюджетные процедуры: осуществляемые главным администратором бюджетных средств, осуществляя превентивную функцию.

В силу требований части 5 статьи 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Также часть 5 статьи 160.2-1 БК РФ устанавливает, что главные администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федералы стандартов внутреннего финансового аудита.

Так, приказом Минфина России от 18.12.2019 № 237н утверждены федеральные стандарты внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»; в соответствии с приказом Минфина Росси 21.12.2019 № 196н утверждены федеральные стандарты внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита».

Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита. Администратор бюджетных средств вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств, в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита (часть 4 статьи 160.2-1 БК РФ).

Статьи 162 БК РФ устанавливает, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее - Закон № 273-ФЗ).

В силу статьи 7 Закона № 273-ФЗ. одними из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

В нарушение вышеприведенных требований законодательства, при проведении проверки установлено, что в отделе образования администрации муниципального образования Северный район Оренбургской области внутренний финансовый аудит не организован и не осуществляется надлежащим образом:

ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита своевременно не разработаны;

должностное лицо или структурное подразделение, уполномоченные на проведение внутреннего финансового аудита, не определены.

В ходе проведенной проверки установлено, что в отделе образования администрации муниципального образования Северный район Оренбургской области внутренний финансовый аудит не организован и не осуществляется надлежащим образом: ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита своевременно не разработаны; должностное лицо или структурное подразделение, уполномоченные на проведение внутреннего финансового аудита, не определены.

Прокуратурой района 14 марта 2023 года заведующему отделом образования администрации муниципального образования Северный район Оренбургской области внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако, до настоящего времени нарушения не устранены.

Поскольку выявленные нарушения негативным образом влияют на состояние законности при выполнении требований бюджетного законодательства, то суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Северного района Оренбургской области.

Руководствуясь ст. ст. 178 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление прокурора Северного района Оренбургской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие отдела образования администрации муниципального образования Северный район Оренбургской области, выразившееся в неисполнении полномочий по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита.

Обязать отдел образования администрации муниципального образования Северный райе Оренбургской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда законную силу организовать внутренний финансовый аудит, в том числе, путем определения должностного лица или структурного подразделения уполномоченного на проведение внутреннего финансового аудита.

Об исполнении решения суда сообщить в суд в течение 10 дней со дня исполнения решения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Н. Кривобокова

Мотивированное решение суда составлено 07 марта 2024 года

Председательствующий Е.Н.Кривобокова