Дело № 2а-300(44RS0011-01-2021-000772-60)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2021 года г. Нея
Нейский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Верховского А.В., при секретаре Озеровой О.И. рассмотрев административное исковое заявление Осколкова С.А. к Управлению по работе с муниципальной собственностью администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области о признании недействительными результатов проверки 15 июня 2021 года (в том числе акта проверки № 3 от 15 июня 2021 года), проведенной административным ответчиком,
У С Т А Н О В И Л:
Осколков С.А. обратился в суд с жалобой на акт проверки № 3 органом муниципального земельного контроля физического лица.
Определением Нейского районного суда Костромской области от 03.08.2021 года жалоба Осколкова С.А. оставлена без движения, дан срок для устранения недостатков.
Осколков С.А устранил недостатки и обратился в суд уже с административным исковым заявлением к Управлению по работе с муниципальной собственностью администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области о признании недействительными результатов проверки 15.06.2021 г. (в том числе акта проверки № 3 от 15.06.2021 года), проведенной административным ответчиком.
В обоснование заявленных требований Осколков С.А. указал, что 15 июня 2021 года административным ответчиком в лице муниципального инспектора Гусевой И.А. была проведена документарная выездная проверка земельного участка № принадлежащему на праве собственности административному истцу по адресу: <адрес> 22.07.2021 года административный истец получил лично по адресу<адрес> акт проверки № 3 и предписание от 15.06.2021 года. Факты, изложенные в акте проверки № 3 от 15.06.2021 года не соответствуют действительности и противоречат друг другу. То, что на момент проверки сельскохозяйственные угодья на всей площади 168000+-3584 кв.м., не используются для сельскохозяйственного производства противоречит следующим фактам, что часть земельного участка вспахана и засеяна овсом. А также указано, что на части земельного участка произрастает энтомофильное растение «кипрей узколистный». Указано, что на всей площади сенокос не производился более 3-х лет и откуда такие данные, он их не предоставлял. Он согласен с фактом, что собственник земельного участка занимается пчеловодством, на земельном участке расположены ульи в количестве 50 штук, из них 43 заселены пчелами. Не соответствует действительности, что выпас скота на пастбище не производится, т.к. животные на участке пасутся. Так как пчеловодство это отрасль животноводство, об этом говорится в письме Министерства финансов от 11.07.2012 № 03-04-05/3-485. Пчелы это полезные насекомые, живут в ульях, собирают с энтомофильных растений, кустарников и деревьев нектар, пыльцу и прополис, а также производят воск. То есть пчеловодческое хозяйство состоит их 2-х обязательных компонентов: -энтомофильные растения, кустарники и деревья; -сами ульи с пчелами. Установлено, что 80% продукции пчеловодства собирается в радиусе 500 м от пасеки и только 20% за пределами этого круга. Весь земельный участок с КН 44:12:042025:20 расположен в этом круге. Пчелы не оставляют следов при сборе нектара и пыльцы, но благодаря пчелоопылению происходит повышение урожайности энтомофильных культур. Объем с выносимого с 1 га продукта соизмерим с другими видами сельскохозяйственного производства. Кипрей узколистный дает до 1000 кг/га нектара, что соизмеримо с урожаем зерновых, в Нечерноземье 10ц/га- обычное явление. Но в отличии от других видов сельскохозяйственного производства выносе питательных веществ из почвы практически не происходит, т.к. получаемый мед на 99% чистый углевод, т.е. состоит из углерода и воды. Поэтому с точки зрения повышения плодородия почв происходит накопление азота, фосфора и других питательных веществ в почве. Поэтому он не согласен с тем, что он частично выполняет мероприятия по охране земель: указанные в акте № 3 деревья являются энтомофильными (ива, береза), продуктивными для пчеловодства, как например плодовые деревья для садоводства. Размещение их, а также кипрея узколистного на сельскохозяйственных угодьях допустимо в соответствии с п.1 ст.79 Земельного кодекса РФ - как многолетних насаждений. Также деревья размещены в соответствии со ст.78 ЗК РФ как защитные лесные насаждения, защищающие от неблагоприятных природно-климатических явлений кипрей узколистный и сами улья с пчелами. Также пчеловодческое хозяйство размещено в соответствии с п. 1г, 2г, Примечание п. 2а Постановления Правительства РФ № 1482 от 18.09.2020 года. В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии от 10.11.2020 года № П/0412) пчеловодство (код 1.12) является видом разрешенного использования земельного участка для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях по разведению, содержанию и использованию пчел и иных полезных насекомых, размещения ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иных полезных насекомых, размещения сооружений, используемых для хранения и переработки продуктов пчеловодства. Также лесные насаждения размещены на земельном участке в соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ № 1509 от 21.09.2020. В начале 2021 года он разослал уведомления об использовании лесов с указанием видов использования лесов в Управлении Росельхознадзора, Управления Росреестра по Костромской области, департамент АПК Костромской области. После окончания активного пчеловодного сезона, ежегодно им в соответствии с ПП РФ № 1509 от 21.09.2020 года проводится рубка лесных насаждений. В приложении 2 представлены фотоматериалы пеньков деревьев, спиленных в 2020 году. Также 21.07.2021 года в период с 06 до 09 утра проведено фотографирование участка с КН 44:12:042025:20 с высоты 6 м. Исследование фотоматериалов в совокупности с планом точек съемки позволяет определить площадь занятую березу - примерно 2 га; ива - примерно 2 га; кипрей узколистный - примерно 8 га, купырь лесной примерно 02, га. В связи с вышеизложенным, в соответствии со ст.125,126,220 КАС РФ, просит признать недействительными результаты проверки 15.06.2021 земельного участка с КН 44:12:042025:20 (в том числе акт проверки № 3 от 15.06.2021 года), как противоречащий законодательству РФ, а именно п.2 ст.36 Конституции РФ, п.1 ст.79, ст.78, п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ, п.1 г, п.2 г, примечание п.2а ПП РФ № 1482 от 18.09.2020, ПП РФ № 1509 от 21.09.2020, ФЗ № 490 от 30.12.2020, Приказу МСХ № 194 от 19.05.2016, Приказу Росреестра № П/0412 от 10.11.2020 и отменить.
В судебном заседании административный истец Осколков С.А. свои требования поддержал в полном объёме и пояснил суду, что на этом земельном участке ничего толком не росло. Там очень тонкий плодородный слой, а снизу глина. С весны туда невозможно заехать. Для земледелия участок малоценен. Также участок посещают животные, смысла сажать зерновые там нет, все вытопчут и съедят. Он имеет право размещать там деревья. У него там, в основном, береза и ива. А чем пчелам весной-то кормиться? Они и летают в основном, на иву. И теперь он еще будет подавать на садоводство, как вспомогательный вид.
Представитель административного ответчика Управления по работе с муниципальной собственностью администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области Сидорова О.Г. с административным иском не согласна и пояснила суду, что считают, что проверка проведена в соответствии с действующим законодательством. Была проведена плановая проверка земельного участка, расположенного по адресу: местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир д. Свинкино, участок находится, примерно, в 1,1 километра по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Костромская область, Нейский район. Осколкову С.А. направлено уведомление заблаговременно о назначенной проверке. Уведомление им получено. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 168 тыс.кв.м. категория земель установлена - Земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования - сельскохозяйственные угодья. Статус сельскохозяйственных угодий, обладающих
-2-
плодородными почвами высшими природными качествами, способных увеличить обильную урожайность сельхоз культур, влечет соответствующую ответственность собственников земли. А собственником данного земельного участка, является Осколков С.А.. Собственники обязаны использовать участки в соответствии с их целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, как природному объекту, своевременно проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель, предупреждению их переутомления, по защите сельхоз угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, проводить агротехнические мероприятия, использовать меры по предупреждению водной и ветровой эрозии, разрушения верхних, наиболее плодородных горизонтов поверхностными водами и ветром, соблюдать правила вспашки и сева земель, сохранять мелиоративные защитные лесные насаждения, обеспечить соблюдение достигнутого уровня мелиорации. При осуществлении плановой выездной проверки на данный земельный участок установлено, что не вся площадь используется для сельскохозяйственного производства. На данном земельном участке произрастают кустарники, что подтверждается фототаблицами. Они были предоставлены Осколкову и в суде и подтверждают, что на данном земельном участке не вся площадь используется в соответствии с целевым использованием. По результатам проверки был составлен акт и предписания об устранении выявленного нарушения. Собственник участка обратился в управление по работе с муниципальной собственностью с заявлением об изменении вида целевого использования данного земельного участка с вида сельхоз угодья на пчеловодство. На основании этого заявления, администрацией Муниципального района принято постановление от 11 августа 2021 года №144-а об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка. Категория земель осталась прежней - земли сельхоз назначения, а вид разрешенного использования изменен с сельхоз угодий на вид разрешенного использования - пчеловодство. Документы были поданы в кадастровую палату и на основании этих документов получена выписка. Собственник участка, Осколков С.А, был проинформирован об этом, о чем лично сделал подпись. То есть изменение вида разрешенного использования собственником участка, косвенно подтверждает, что С.А. признавал, что допустил ошибку. Для сельхозугодий установлены более жестокие требования по их использованию. Считается, что они особо плодородны и должны быть использованы для высадки плодовых деревьев, засеяны. А пчеловодство уже подразумевает немножко другое использование. То есть с изменением вида использования будет считаться при следующей проверке, что нарушение устранено.
Выслушав административного истца Осколкова С.А., представителя административного ответчика Сидорову О.Г., исследовав материалы дела, и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (пункт 1 части 1).
Земли, указанные в части 1 статье 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2).
Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела Осколков С.А. в соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 18.05.2021 года № КУВИ-002/2021-57627376 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 168000+/-3586 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Категория земель данного участка «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «сельскохозяйственные угодья».
В соответствии с п. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно п.2 ст.13 Земельного кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
На основании распоряжения Управления по работе с муниципальной собственностью администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области № 17-р от 01.04.2021 года была проведена плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства земельного участка, принадлежащего Осколкову С.А., расположенного по адресу: <адрес>
07 апреля 2021 года административному истцу было отправлено уведомление о проведении плановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении физического лица. 12 апреля 2021 года Осолков С.А. данное уведомление получил.
Согласно акта проверки № 3 от 15.06.2021 года, было установлено, что сельскохозяйственные угодья на всей площади не используются для сельскохозяйственного производства, а именно на земельном участке произрастают деревья высотой более 3 метров, выпас скота на пастбище не производится, сенокос на всей площади земельного участка не производится более 3-х лет, также на части земельного участка произрастает энтомофильное растение «кипрей узколистный». На земельном участке расположены ульи в количестве 50 штук, из них 43 заселены пчёлами, однако часть земельного участка вспахана и засеяна овсом. Таким образом, Осколков С.А. частично выполняет обязанности по осуществлению мероприятий по охране земель в части защиты от зарастания древесной, кустарниковой и сорной растительностью и недопущению ухудшения плодородия почв на сельскохозяйственных угодьях.
По результатам проверки было вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 15 июня 2022 года в срок до 15 июня 2022 года.
Землями сельскохозяйственного назначения, как указано в части 1 статьи 77 ЗК РФ, признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия,
-3-
водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (часть 2 статьи 77 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 6 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
На основании ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ одной из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, является обязанность по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 6, 7, 8 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений, воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения мелиоративных и иных мероприятий, агрохимическое обслуживание - деятельность по обеспечению собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатами, технологиями, техникой, а также деятельность по проведению мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Доводы административного истца об отсутствии нарушений земельного законодательства при пользовании им земельным участком площадью 168000+/-3586 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> отклоняются судом, с учетом достоверно установленных фактах неиспользования вышеуказанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Согласно представленной фототаблице, которая является приложением к акту проверки соблюдения земельного законодательства от 16.06.2021 года № 3, видно зарастания древесной, кустарниковой и сорной растительностью на участке, принадлежащем Осколкову С.А..
Также необходимо отметить, что на основании заявления Осколкова С.А. от 02.08.2021 года, вынесено постановление № 144-ф от 11.08.2021 года, которым вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, изменен с вида разрешенного использования «сельскохозяйственный угодья» на вид разрешенного использования «пчеловодство».
По правилам гл. 22 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие решений, действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя.
Поскольку установленной гл. 22 КАС РФ совокупности обстоятельств в рассматриваемом случае не имеется, материалами дела установлена законность принятых административным ответчиком действий, административным истцом не предоставлено подтверждающих факт нарушения его прав доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Осколкова С.А. к Управлению по работе с муниципальной собственностью администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области о признании недействительными результатов проверки 15.06.2021 года (в том числе акта проверки № 3 от 15.06.2021 года), проведенной административным ответчиком.
-4-
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Осколкова С.А. к Управлению по работе с муниципальной собственностью администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области о признании недействительными результатов проверки 15.06.2021 г. (в том числе акта проверки № 3 от 15.06.2021 года), проведенной административным ответчиком, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Нейский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.В. Верховский