ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3001/2021 от 18.11.2021 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело 2а-3001/2021 (УИД 37RS0022-01-2021-003654-27)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд города Иваново в составе:

председательствующего судьи Егоровой М.И.,

при секретаре Цатинян М.А.,

с участием Морозовой А.А., представителя административного ответчика ИФНС России по г. Иваново, Кляузова И.А., представителя заинтересованного лица УФНС России по Ивановской области, заинтересованного лица Тихомировой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Малшыбаева Р.Е. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново об оспаривании решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Малшыбаев Р.Е. обратился в суд с административным иском, в котором первоначально просил признать договоры личного страхования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ заключенными в его пользу; признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново (далее – ИФНС по г. Иваново) об отказе в возврате ему излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за <данные изъяты> год в размере 7050 руб., выраженное в акте налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и решение Управления Федеральной налоговой службы России по Ивановской области (далее - УФНС России по Ивановской области) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении жалобы; обязать ИФНС по г. Иваново возвратить излишне уплаченный налог на доходы физических лиц за <данные изъяты> год в размере 7050 руб., взыскать с ИФНС по г. Иваново в его пользу расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб., а также оплате устной юридической консультации в размере 500 руб.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ им была направлена декларация 3-НДФЛ через личный кабинет налогоплательщика для получения социального налогового вычета за <данные изъяты> год. В ходе камеральной проверки декларации 3-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом была подтверждена сумма налогового вычета, заявленная административным истцом не в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан акт налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ. В акте было написано, что в ходе камеральной налоговой проверки установлено, что выгодоприобретателем по договорам страхования жизни от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ является его сестра Тихомирова Т.Е. Однако в указанных договорах прописано, что она является выгодоприобретателем на случай смерти административного истца, при этом страховыми случаями являются: дожитие застрахованного лица до срока страхования, смерть застрахованного лица.

ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет налогоплательщика административным истцом была направлена жалоба, а после получения на руки акта налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, ДД.ММ.ГГГГ им была повторно направлена жалоба. Однако, при рассмотрении материалов налоговой проверки его доводы не были учтены и налоговый орган вынес решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения. Результаты проверки он получил только в <данные изъяты> года после повторного обращения через личный кабинет налогоплательщика. ДД.ММ.ГГГГФИО4 через личный кабинет налогоплательщика подал возражение в вышестоящий налоговый орган на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершенное правонарушение от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой отменить данное решение и признать его право на получение налогового вычета в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Ивановской области было вынесено решение об отказе в удовлетворении жалобы, ответ административный истец получил ДД.ММ.ГГГГ после повторного обращения через личный кабинет налогоплательщика.

Определением Фрунзенского районного суда г.Иваново от ДД.ММ.ГГГГ заявленные Малшыбаевым Р.Е. требования, касающиеся признания договоров личного страхования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными с ним, а также обязания возвратить излишне уплаченный налог на доходы физических лиц за <данные изъяты> год в размере 7050 руб. переданы на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Малшыбаев Р.Е. изменил свои требования, предъявляя их только к административному ответчику ИФНС России по г.Иваново, просил признать недействительным решением ИФНС по г.Иваново об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать судебные расходы в размере 800 руб.

В судебное заседание административный истец Малшыбаев Р.Е., извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в порядке гл. 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не явился, об уважительности неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании поддерживал административные исковые требования с учетом принятых судом уточнений.

Морозова А.А., представитель административного ответчика ИФНС по г. Иваново, присутствовавшая в судебном заседании, возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Ссылаясь на письменный отзыв, указала, что право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц возникает у налогоплательщика, если соблюдаются следующие условия, а именно: договор добровольного страхования жизни заключен налогоплательщиком со страховой компанией на срок не менее пяти лет застрахованным лицом (если выгодоприобретатель в договоре не указан), если выгодоприобретателем по договору является сам налогоплательщик и (или) члены его семьи и близкие родственники, поименованные в п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ (супруг, родители, дети), страховые взносы по договору уплачены налогоплательщиком за счет собственных средств, при представлении документов, подтверждающих его физические расходы по добровольному страхованию жизни.

Малшыбаевым Р.Е. ДД.ММ.ГГГГ по телекоммуникационным каналам связи была представлена декларация по НДФЛ за <данные изъяты> год, в которой налогоплательщик претендует на предоставление социального налогового вычета в связи с расходами на страхование жизни в сумме 75353 руб. по страховым полисам, заключенным с ООО «ППФ Страхование жизни», ООО СК «РГС-Жизнь». Указанные страховые полисы заключены налогоплательщиком на срок не менее пяти лет, к налоговой декларации приложены документы, подтверждающие фактическую уплату страховых взносов по страховым полисам на общую сумму 54232,80 руб. Согласно условиям страховых полисов выгодоприобретателем заинтересованного лица указана Тихомирова Т.Е., являющаяся налогоплательщику сестрой. Учитывая, что в представленных Малшыбаевым Р.Е. с налоговой декларацией договорах страхования жизни выгодоприобретателем указана Тихомирова Т.Е. (сестра), являющаяся родственником, не поименованным в п. 1 ст. 219 НК РФ, то налогоплательщик не вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в сумме 54231,56 руб. и получить возврат налога на доходы физических лиц в размере 7050 руб.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Ивановской области Кляузов И.А. в судебном заседании пояснил, что считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо Тихомирова Т.Е. пояснила, что поддерживает административное исковое заявление, просит его удовлетворить.

Заинтересованные лица ООО "ППФ Страхование жизни", ООО СК "РГС-Жизнь", заместитель руководителя УФНС по Ивановской области Спирина М.В., государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок ИФНС по г. Иваново Николаева Е.А., заместитель начальника ИФНС по г. Иваново Архипов В.А., извещенные о времени и месте слушания дела в порядке гл. 9 КАС РФ, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, на участии в деле не настаивали, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Суд, заслушав участников судебного разбирательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

- соблюдены ли сроки обращения в суд;

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Ч. 1 ст. 30 Налогового кокса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Ч. 1 ст. 100 НК РФ установлено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 100.1 НК РФ).

В соответствии с ч. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит в том числе решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 настоящего Кодекса (абз. 2 ч. 9 ст. 101 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

В силу п. 1 ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Ст. 138 НК РФ предусмотрено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, чтоДД.ММ.ГГГГ годаМалшыбаев Р.Е.представил в ИФНС по г. Иваново декларацию по форме 3-НДФЛ за <данные изъяты> год.

В декларацииМалшыбаевым Р.Е.заявлен социальный налоговый вычет, предусмотренный п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, в сумме уплаченных налогоплательщиком страховых взносов по договору добровольного страхования жизни.

По результатам камеральной налоговой проверки государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок ИФНС по г. Иваново составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Малшыбаев Р.Е. не вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом, предусмотренным пп. 4 п. 1 ст. 219 Кодекса за <данные изъяты> год в сумме 54231,56 руб. и получить возврат налога на доходы физических лиц в размере 7050,00 руб. (по договорам страхования жизни от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 28348,36 руб. и 25884,44 руб. соответственно). Малшыбаев Р.Е. вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом, предусмотренным пп. 4 п. 1 ст. 219 Кодекса за <данные изъяты> год в сумме 21121,44 руб. и получить возврат налога на доходы физических лиц в размере 2746,00 руб. (по страховому полису от ДД.ММ.ГГГГ).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки на основании ст. 101 НК РФ заместителем начальника ИФНС по г. Иваново Архиповым В.А. вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; в соответствии с которым налогоплательщику отказано в предоставлении социального налогового вычета в размере фактически произведенных расходов, направленных на страхование жизни по декларации за <данные изъяты> год в сумме 54231,56 руб. и возврате налога на доходы физических лиц за <данные изъяты> год в размере 7050,00 руб. на основании пп. 4 п. 1 ст. 219 Кодекса. Указанным решением Малшыбаеву Р.Е. подтверждены социальный налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов, направленных на страхование жизни по декларации <данные изъяты> года, в размере 21121,44 руб. и возврат налога на доходы физических лиц за <данные изъяты> год в размере 2746,00 руб. на основании пп. 4 п. 1 ст. 219 Кодекса.

Не согласившись с данными решениями,Малшыбаев Р.Е.обжаловал их в Управление.

Решением заместителя руководителя УФНС России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении жалобы отказано.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответсвии со ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.

Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.

Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица по иску его наследников.

В судебном заседании установлено, чтоДД.ММ.ГГГГ годамеждуМалшыбаевым Р.Е.и ООО СК «РГС-Жизнь» заключен договор страхования жизни, по условиям которого страхователем, застрахованным лицом являетсяМалшыбаев Р.Е., выгодоприобретателемТихомирова Т.Е. (сестра). Дата вступления договора в силуДД.ММ.ГГГГ, дата окончания срока страхованияДД.ММ.ГГГГ.

Периодичность уплаты взносов ежемесячно. В подтверждение факта заключения договора страхования и его условий выдан полис страхования жизни, здоровья и трудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ.

Договор заключен на условиях Общих правил страхования жизни от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила). Согласно п. 4.1 Правил страховыми рисками являются и могут быть признаны страховыми случаями: дожитие застрахованного до конца срока страхования, смерть застрахованного в течение срока страхования.

П. 8.1 Правил установлено, что при наступлении с застрахованным события, имеющего признаки страхового случая, страхователь, застрахованный или выгодоприобретатель должны известить страховщика в течение 30 дней, начиная со дня, когда любому из указанных лиц стало известно о наступлении страхового случая, любым доступным способом, позводяющим объективно зафиксировать факт сообщения.

В соответствии с п. 8.3 Правил размер страховой выплаты устанавливается исходя из установленных в договоре страхования сумм, с учетом распределенного дополнительного инвестиционного дохода, если такой распределялся.

В силу указания п. 4 ч. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с ч. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного ч. 2 настоящей статьи.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 219 НК РФ, являются своеобразной формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.

Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из статьей 19 и 57 Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.

В случаях, когда законодателем предусмотрены какие-либо льготы или компенсации, то им специально в законе делается указание на это.

В п. 4 ч. 1 ст. 219 НК РФ законодатель установил условия, при которых налогоплательщик имеет право на социальный налоговый вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни.

Так, основанием для предоставления вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни является совокупность следующих обстоятельств: договор заключён на срок не менее пяти лет; договор заключен в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством).

Таким образом, одним из необходимых условий предоставления такого налогового вычета является заключение договора в пользу налогоплательщика и (или) в пользу прямо поименованных в законе близких родственников. Рассматриваемый договор заключен в пользуМалшыбаева Р.Е.и в пользу его сестры Тихомировой Т.Е.Предоставление налогового вычета в данном случае действующим законодательством не предусмотрено.

При указанных обстоятельствах оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка, права и законные интересы административного лица не нарушают, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Малшыбаева Р.Е. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново об оспаривании решения налогового органа отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Егорова М.И.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ