ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3002/2017 от 11.05.2017 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Административное дело а-3002/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 11 мая 2017 г.

Центральный районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Черновой Н.Е.,

Секретаря ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к Главному следственному управлению Следственного комитета РФ по <адрес> об оспаривании ответа, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному следственному управлению Следственного комитета РФ по <адрес> об оспаривании ответа, возложении обязанности. Требования мотивировал тем, что в соответствии с планом работы прокуратуры <адрес> на 1 полугодие 2016 года проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции сотрудниками и государственными служащими Главного следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес>.

По результатам прокурором края в адрес руководителя ГСУ СК РФ по краю направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, выявленных в ходе проведения указанной плановой проверки. Согласно ответу руководителя Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ по фактам представления недостоверных (неполных) сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении сотрудников ГСУ организовано проведение проверки в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой края у руководителя ГСУ истребована письменная информация о результатах данной проверки (86-18-2016). Согласно поступившему ответу руководителя ГСУ от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверок полноты и достоверности представленных сотрудниками Главного управления сведений о доходах и расходах за 2015 год, руководителю Боготольского МСО ГСУ СК РФ по краю ФИО4объявлено замечание. Кроме того, в отношении 17 сотрудников Главного управления принято решение о применении мер материального воздействия. В соответствии с п. 1.1. Инструкции по составлению статистического отчета «Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции и результаты расследования уголовных дело преступлениях, введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ, данные о работе прокурора отражаются в названном отчете после ее фактического выполнения и процессуального оформления: окончания проверки, составления и вручения проверяемым справки (акта) о ее результатах, направления актов прокурорского реагирования, поступления официальных данных (решений, распоряжений, приказов) о привлечении лиц по представлению прокурора к дисциплинарной ответственности. В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя Главного управления направлен запрос о предоставлении копий приказов о привлечении сотрудников к дисциплинарной и материальной ответственности по результатам рассмотрения представления (86-18-2016). Между тем, ответом за подписью руководителя Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ в представлении копий запрашиваемых документов прокуратуре края отказано, поскольку ранее она была уведомлена о результатах рассмотрения представления. Также сообщено об отсутствии в действующем законодательстве правовых норм, предусматривающих направление в органы прокуратуры копий приказов о применении мер дисциплинарного и материального воздействия, не относящихся к осуществлению надзорных функций прокуратурой. Административный истец не согласен с указанным ответом, поскольку органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона №273-ФЗ, вправе затребовать необходимую им информацию. Просит признать незаконным ответ руководителя Главного следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в представлении в прокуратуру края копий приказом о привлечении сотрудников Главного следственного управления к дисциплинарной и материальной ответственности. Возложить на руководителя Главного следственного управления Следственного комитата России по <адрес> обязанность не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в прокуратуру <адрес> указанные документы.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 (доверенность от 11.05.2017г.) заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО3 (доверенность от 02.02.2017г.) административный иск не признала, представила письменные возражения на административное исковое заявление, которые приобщены к материалам дела. Из доводов следует, что приказом и.о. руководителя Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ-т/п ФИО4 объявлено замечание. Объем неисполненных и ненадлежащее исполненных ФИО4 своих служебных обязанностей, за которые к нему применено взыскание в виде замечания, шире выявленных прокуратурой нарушений. К ответственности ФИО4 привлечен не по результатам рассмотрения представления прокурора, а по результатам аттестационной комиссией материалов проверки, проведенной в Главном управлении. Данный приказ не является предметом прокурорской проверки. В отношении 17 сотрудников Главного управления по представлению прокурора и по результатам проверки факты причинения государственными служащими Главного управления прямого действительного ущерба не выявлены, оснований для привлечения их к материальной ответственности не имеется, такие приказы отсутствуют. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона (абзац 3 пункта 3 статьи 22).

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Пунктом 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы" заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, следовательно, в том числе и за исполнением Федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О противодействии коррупции".

Статьей 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 403-ФЗ (части 2 и 5 статьи 15 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации").

Частью 3 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам предоставлено право осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Из приведенных выше правовых положений следует, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О противодействии коррупции", а также требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов, включая Следственный комитет РФ по <адрес>, предоставления необходимых документов, материалов.

Исходя из положений Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", данный орган входит в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

В силу статьи 17 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также соответственно Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" и статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В судебном заседании установлено, что в соответствии с планом работы прокуратуры <адрес> на 1 полугодие 2016 года прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции сотрудниками и государственными служащими Главного следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес>.

По результатам прокурором края в адрес руководителя ГСУ СК РФ по краю направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, выявленных в ходе проведения указанной плановой проверки.

Согласно ответу руководителя Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ по фактам представления недостоверных (неполных) сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении сотрудников ГСУ организовано проведение проверки в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой края у руководителя ГСУ истребована письменная информация о результатах данной проверки.

Согласно поступившему ответу руководителя ГСУ от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверок полноты и достоверности представленных сотрудниками Главного управления сведений о доходах и расходах за 2015 год, руководителю Боготольского МСО ГСУ СК РФ по краю ФИО4объявлено замечание. Кроме того, в отношении 17 сотрудников Главного управления принято решение о применении мер материального воздействия.

В соответствии с п. 1.1. Инструкции по составлению статистического отчета «Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции и результаты расследования уголовных дело преступлениях, введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ, данные о работе прокурора отражаются в названном отчете после ее фактического выполнения и процессуального оформления: окончания проверки, составления и вручения проверяемым справки (акта) о ее результатах, направления актов прокурорского реагирования, поступления официальных данных (решений, распоряжений, приказов) о привлечении лиц по представлению прокурора к дисциплинарной ответственности.

В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя Главного управления направлен запрос о предоставлении копий приказов о привлечении сотрудников к дисциплинарной и материальной ответственности по результатам рассмотрения представления.

Ответом за подписью руководителя Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ в представлении копий запрашиваемых документов прокуратуре края отказано, поскольку ранее она была уведомлена о результатах рассмотрения представления. Также сообщено об отсутствии в действующем законодательстве правовых норм, предусматривающих направление в органы прокуратуры копий приказов о применении мер дисциплинарного и материального воздействия, не относящихся к осуществлению надзорных функций прокуратурой.

Статьей 44 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" установлено, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.

Ссылка административного ответчика на отсутствие документа о привлечении к материальной ответственности по результатам рассмотрения представления, и поэтому 18 приказов не были предоставлены, суд находит неубедительным, поскольку по существу истец просил представить документы, которые явились основанием для привлечения сотрудников к любой ответственности именно по результатам рассмотрения представления (все принятые меры).

Поскольку прокурором затребованы документы, явившиеся результатом рассмотрения представления прокурора, на которые ответчик ссылался в ответе на представление, для составления отчетности и проверки реальности принятых мер, суд расценивает указанные действия прокурора, как получение информации в целях устранения нарушений закона.

В ходе рассмотрения дела административным ответчиком указано о том, что факты, изложенные в представлении прокурора, нашли свое подтверждение.

Доказательств того, что административным ответчиком самостоятельно проведена проверка до внесения представления прокурором, либо выявлены и приняты меры воздействия к сотрудникам до получения результатов проверки прокуратурой, не представлено.

Вышеприведенные нормы права свидетельствуют о соответствии требований прокурора <адрес> действующему законодательству, в связи с чем отказ административного ответчика препятствует осуществлению прокурором полномочий, закрепленных в законодательстве - осуществление надзорной деятельности.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требования прокурора <адрес> о признании ответа руководителя Главного следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в предоставлении в прокуратуру <адрес> копий приказов о привлечении сотрудников Главного следственного управления к дисциплинарной и материальной ответственности незаконным, обязав предоставить документы о привлечении сотрудников к ответственности по результатам рассмотрения представления прокурора в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать ответ руководителя Главного следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в предоставлении в прокуратуру <адрес> копий приказов о привлечении сотрудников Главного следственного управления к дисциплинарной и материальной ответственности незаконным, обязав предоставить документы о привлечении сотрудников к ответственности по результатам рассмотрения представления прокурора в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Центральный районный суд <адрес>.

Председательствующий Н.Е. Чернова