ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3005/2022 от 16.06.2022 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-3005/2022

39RS0002-01-2022-001439-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Калининград 16 июня 2022 г.

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи: Кисель М.П.,

при секретаре: Филипповой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации ГО «Город Калининград», Комитет городского хозяйства и строительства Администрации ГО «Город Калининград», Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» о признании незаконным отказа в согласовании перепланировки нежилого помещения, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с названными требованиями, просил признать незаконным отказ Администрации ГО «Город Калининград» в согласовании перепланировки помещения, расположенного по адресу: < адрес >, обязать в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу, согласовать перепланировку названного выше нежилого помещения.

В судебное заседание административный истец, будучи извещенным надлежащим образом, не явился, ходатайств и заявлений не представил, явку своего представителя не обеспечил.

Представитель административного ответчика Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» - ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие, просила отказать в заявленных административным истцом требований.

Представитель административного ответчика Администрации ГО «Город Калининград», Комитета городского хозяйства и строительства Администрации ГО «Город Калининград» ФИО3 в судебное заседание также не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно положений ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников.

Судом достоверно установлено, не оспорено сторонами и объективно подтверждается материалами дела, что < Дата > Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» на официальном сайте проведения торгов размещено Информационное сообщение о проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже муниципального имущества – нежилого помещения с КН , площадью < ИЗЪЯТО > расположенного по адресу: < адрес >

< Дата > административным истцом подана заявка на участие в аукционе в электронной форме по продаже муниципального имущества.

По результатам аукциона ФИО1 признан победителем аукциона. < Дата > между ФИО1 и Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации ГО «Город Калининград» заключен договор купли-продажи недвижимости Таким образом, право собственности административного истца на нежилое помещение с КН , площадью < ИЗЪЯТО >, расположенное по адресу: < адрес >, возникло на основании названого договора.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

< Дата > ФИО1 обратился в Администрацию ГО «Город Калининград» с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения с КН , площадью < ИЗЪЯТО >, расположенное по адресу: < адрес >

Согласно ответа Администрации ГО «Город Калининград» от < Дата >, ФИО1 отказано в согласовании переустройства и перепланировки помещения в связи с тем, что в проекте, разработанном ООО «Кадастровый инженер» < Дата > отсутствует проектное решение по переустройству помещения, заключение о том, что запланированные изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

< Дата > ФИО1 повторно обратился в Администрацию ГО «Город Калининград» с аналогичным заявлением.

Ответом от < Дата > ему отказано в предоставлении услуги по причине не предоставления им соответствующих документов, а именно: протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: < адрес >, оформленных в письменной форме, по вопросу пользования общим имуществом собственников помещений, в связи с переустройством помещения с прокладкой инженерных сетей за границами помещения.

В соответствии с ч. 9 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» до признания претендента участником аукциона он имеет право отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

Содержание настоящего иска определяет вывод суда, что поданная административным истцом заявка не была отозвана, а значит, ФИО1 согласился на участие в аукционе по продаже муниципального имущества.

В соответствии с положениями части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для получения разрешения заинтересованное лицо представляет заявление с приложением документов, указанных в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заявления орган местного самоуправления принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения. Перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлен частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, к их числу, в частности относятся: несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства (пункт 3).

Названные положения согласуются с содержанием постановления администрации от 28.03.2022 № 171, которым утвержден Регламент администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по согласованию проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (далее по тексту - Регламент).

Пункт 3.25 Регламента устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа. Одним из оснований для отказа, согласно подпункту 4 пункта 3.25 Регламента, является несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства критериями принятия решения для отказа в предоставлении муниципальной услуги является результат проверки предоставленного заявителем проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства Российской Федерации. Также Регламентом предусмотрен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) администрации.

Согласно положениям ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

ч. 1 ст. 47 ГрК РФ установлен императивный запрет на подготовку и реализацию проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Приказом Минрегиона РФ от 02.04.2009 N 108 утверждены Правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, согласно которым выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется в соответствии с национальными стандартами "Система проектной документации для строительства" (ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации", утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2013 N 156-ст).

Согласно п. 12 ст. 48 ГрК РФ, в состав проектной документации объектов капитального строительства, наряду с результатами инженерных изысканий, включаются следующие документы (разделы), в том числе, перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации) включает перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к вышеперечисленным объектам, а также обоснование принятых конструктивных, объемно-планировочных и иных технических решений, обеспечивающих безопасное перемещение инвалидов на этих объектах, их эвакуацию из указанных объектов в случае пожара или стихийного бедствия; описание проектных решений по обустройству рабочих мест инвалидов (при необходимости). Графическая часть данного раздела должна содержать схему планировочной организации земельного участка (или фрагмент схемы), на котором расположены перечисленные объекты, с указанием путей перемещения инвалидов и поэтажные планы зданий (строений, сооружений) объектов капитального строительства с указанием путей перемещения инвалидов по объекту капитального строительства, а также путей их эвакуации.

Проектной документацией, разработанной ООО «Кадастровый инженер» по заказу истца обоснована перепланировка и переустройство нежилого помещения по адресу: < адрес > Архитектурно-строительное решение определяется целями улучшения условий проживания в соответствии с заданием заказчика. Проектом перепланировки предусматривается: закладка дверного проема в несущей перегородке между коридором и соседним помещением 1. Пробивка дверного проема в несущей стене между коридором и подъездом дома, в связи с отсутствием свободного доступа в помещение, которое планируется использовать под офис.

Разделом 6 указанной проектной документации, выполненной по заказу административного истца определены мероприятия по обеспечению доступа инвалидов, а именно указано, что в данном проекте предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения инвалидов и маломобильных групп населения, которая обеспечивается путем беспрепятственного посещения офиса, путем устройства складного пандуса и кнопки вызова персонала для помощи инвалида, а также безопасность путей движения, в том числе эвакуационных.

Вместе с тем, графическая часть указанного раздела отсутствует.

Судом учитывается, что мероприятия по обеспечению доступа инвалидов разрабатывается на основании свода правил СП . Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр)

Разделом 1 указанного норматива установлено, что настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна) (1.1). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН (1.2). Требования свода правил не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов, находящихся в частной собственности (1.3).

При названном обосновании доводы истца, о том, что соответствующие правила не распространяются на перепланировку помещения не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В силу ч. 4 ст. 36 и п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Из содержания названного выше проекта следует, что предполагается установка сантехнического оборудования во вновь образуемом помещении санузла, все санитарные приборы будут подключаться к существующим стоякам на уровне подвального этажа.

Приведенное указание проекта определяет факт использования общего имущества многоквартирного дома, вследствие чего доводы истца в указанной части также не основаны на положениях действующего законодательства.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Само по себе отсутствие совокупности условий для признания недействительным оспариваемого бездействия влечет отказ в удовлетворении заявленных требований (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Необходимая совокупность условий для признания оспариваемого решения незаконным в данном случае отсутствует, в связи с чем, судом принято решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1

Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30.06.2022.

Судья: