ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3006/18 от 30.11.2018 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2018 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Борисовой Д.А.,

при секретаре Тимергалиевой Э.Ф.,

с участием административных истцов Чехова А.В., Кузнецова Ю.Е., представителя Чехова А.В. в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ Лютковой И.В.,

представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Жарской О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3006/2018 по административному исковому заявлению Чехова А.В., Кузнецова Ю.Е. к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании принять решение о предварительном согласовании в собственность испрашиваемого земельного участка,

установил:

Чехов А.В. и Кузнецов Ю.Е. обратились в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании предоставить в собственность испрашиваемый земельный участок.

В обоснование иска указали, что им на праве общей долевой собственности на основании договора купли- продажи от 09.11.2016 года по 1/2 доли принадлежит жилой дом с надворными постройками общеполезной площадью 37,9 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (II владение). Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером площадью 681 кв.м.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, желая приобрести данный участок в собственность, истцы 06.08.2018 года обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее МИЗО ТО) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес> кадастровым номером .

27.08.2018 года истцам было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером по тем основаниям, что ими не представлено сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых номеров. Кроме того, топографическая съемка земельного участка от 20.03.2017 года не является актуальной, в связи с чем министерству не представляется возможным однозначно определить способ закрепления границ уточняемого земельного участка на местности. Вместе с тем, согласно представленному межевому плану на уточняемом земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером площадью 38 кв.м., который согласно данным ЕГРН находится в собственности истцов. Согласно топосъемке на участке расположены разрушенные объекты. Однако по имеющейся у министерства информации на земельном участке расположен объект капитального строительства, местоположение которого не соответствует местоположению разрушенных объектов. Кроме того он значительно превышает по площади принадлежащий истцам жилой дом.

Не согласившись с отказом МИЗО ТО, истцы обратились в суд с иском. Ссылаясь на положения п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ указали, что отсутствие какого- либо документа является основанием для возврата заявления без рассмотрения. Факт того, что документы были приняты и рассмотрены, подтверждает полноту представленных документов. Исходя из положений закона, топосъемка и межевой план не являются обязательным приложением к заявлению о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, а являются элементом кадастровых работ, которые проводятся для образования земельного участка или уточнения его границ. Таким образом, основания отказа МИЗО ТО в ответе от 27.08.2018 года не соответствуют перечню оснований, установленных п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. На основании изложенного просили иск удовлетворить.

Административные истцы Чехов А.В., Кузнецов Ю.Е. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Пояснили, что заявление было подано на личном приеме, перечень приложенных к нему документов был проверен сотрудником МИЗО ТО. Кроме того, в заявлении было указано приложение документов, в котором имеется сообщение заявителей, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.

Представитель административного истца Чехова А.В. в порядке ч. 5 ст 57 КАС РФ Люткова И.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Указала, что ответ МИЗО ТО не содержит оснований, предусмотренных законом доя отказа в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка. В случае отсутствия документа, необходимого для рассмотрения заявления, ответчик должен был оставить заявление без рассмотрения и возвратить документы, однако заявление было рассмотрено по существу, из чего следует вывод о полноте представленного комплекта.

Представитель административного ответчика по доверенности Жарская Е.Л. в судебном заседании возражала против исковых требований. Указала, что 27.08.2018 года истцам было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером по тем основаниям, что ими не представлено сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых номеров. Несмотря на то, что в заявлении в качестве приложения указан данный документ, он не был представлен в МИЗО ТО. Какой- либо акт об отсутствии документа не составлялся. Заявление в таком случае подлежит возврату заявителю с указанием на необходимость представить недостающий документ. В данном случае заявление было рассмотрено. Основанием к отказу в его удовлетворении явилось то, что топографическая съемка земельного участка от 20.03.2017 года не являлась актуальной, в связи с чем министерству не представилось возможным однозначно определить способ закрепления границ уточняемого земельного участка на местности. Согласно представленному межевому плану на уточняемом земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером площадью 38 кв.м., который, согласно данным ЕГРН, полученным в порядке межведомственного взаимодействия, находится в собственности истцов. Согласно топосъемке на участке расположены разрушенные объекты. Однако по имеющейся у министерства информации на земельном участке расположен объект капитального строительства, местоположение которого не соответствует местоположению разрушенных объектов, кроме того он значительно превышает по площади принадлежащий истцам жилой дом. МИЗО ТО считает отказ от 27.08.2018 года законным и обоснованным и просит отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица- Администрации г. Тулы по доверенности Бантыш И.Ю. в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, поддержала позицию МИЗО ТО.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Как следует из п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

П. 8 ст. 39.15 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что Чехов А.В. и Кузнецов Ю.Е. на основании договора купли- продажи от 09.11.2016 года являются собственниками жилого дома с надворными постройками общеполезной площадью 37,9 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (II владение) на праве общей долевой собственности по 1/2 доли. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером площадью 681 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН.

06.08.2018 года Чехов А.В. и Кузнецов Ю.Е. обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее МИЗО ТО) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером .

К заявлению были приложены следующие документы: заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации жилого дома от 06.08.2018 года, копия паспорта заявителей, копия документов, удостоверяющих право собственности заявителей на расположенное на участке здание, копия архивной справки БТИ, межевой план, сообщение заявителей, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.

27.08.2018 года МИЗО ТО в адрес заявителей было направлено уведомление об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером по тем основаниям, что ими не представлено сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых номеров. Кроме того топографическая съемка земельного участка от 20.03.2017 года не является актуальной, в связи с чем министерству не представляется возможным однозначно определить способ закрепления границ уточняемого земельного участка на местности. Согласно представленному межевому плану на уточняемом земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером площадью 38 кв.м., который согласно данным ЕГРН находится в собственности истцов. Согласно топосъемке на участке расположены разрушенные объекты. Однако по имеющейся у министерства информации на земельном участке расположен объект капитального строительства, местоположение которого не соответствует местоположению разрушенных объектов, он не находится в собственности истцов, и значительно превышает по площади принадлежащий истцам жилой дом.

При рассмотрении дела ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие на земельном участке капитального объекта недвижимости, превышающего по размерам жилой дом, находящийся в собственности истцов. Представленная ответчиком публично- кадастровая карта не содержит кадастровые номера объектов недвижимости, земельных участков и дислокации относительно инфраструктуры улиц, что позволило было отнести данный документ к рассматриваемому вопросу. Из пояснений ответчика следует, что сотрудники МИЗО ТО на место расположения земельного участка не выходили, какие- либо акты обследования не составляли. Подтвердить отсутствие сообщения заявителей, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, представитель ответчика не смогла. При этом в качестве приложения к заявлению Чехова А.В. и Кузнецова Ю.Е. от 06.08.2018 года, данный документ указан.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений закона, при отсутствии документа, необходимого для рассмотрения заявления по существу, ответчик был обязан возвратить документы заявителям, чего сделано не было. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что данный документ был приложен к заявлению от 06.08.2018 года. Основания предусмотренные для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка содержатся в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ и являются исчерпывающими.

Приведенные ответчиком основания в ответе от 27.08.2018 года не соответствуют требованиям закона, доказательств того, что ответчик каким- либо образом проверил факты, на которые сослался в обжалуемом документе, суду не представлено.

Проанализировав вышеизложенные обстоятельства дела в совокупности с приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку фактически административный ответчик уклонился от решения вопроса по существу, что является основанием для возложения на МИЗО ТО обязанности повторно рассмотреть заявление Чехова А.В. и Кузнецова Ю.Е.

Руководствуясь статьями 175-180, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Чехова А.В., Кузнецова Ю.Е. к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании принять решение о предварительном согласовании в собственность испрашиваемого земельного участка удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 27.08.2018 года № 29-01-17/13050 об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером .

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области устранить допущенные нарушения, повторно рассмотрев заявление Чехъова А.В., Кузнецова Ю.Е. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность в установленные законом порядке и сроки.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 4 декабря 2018 года.

Председательствующий