ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3008/20 от 11.06.2020 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-3008/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2020 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при помощнике Фролове А.Ф.,

с участием административного истца Монахова С.Ю.,

представителей административных ответчиков ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю, УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю Глазковой Т.А., Балашенко С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Монахова Сергея Юрьевича к УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю, врио начальника УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю Сергееву А.И. об оспаривании постановления о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания,

УСТАНОВИЛ:

Монахов С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю об оспаривании постановления о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В обоснование административного искового заявления указано на то, что постановлением врио начальника УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю Сергеева А.И. от 20 апреля 2020 года он признан злостным нарушителем порядка отбывания принудительных работ на основании пункта «е» части 2 статьи 60.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за отказ от работы. 29 апреля 2020 года в соответствии с частью 6 статьи 60.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации он был водворен в помещение для нарушителей. С постановлением о признании злостным нарушителем порядка отбывания принудительных работ он не согласен, поскольку от работы не отказывался. Работодатель <данные изъяты> не обеспечил надлежащие условия труда в соответствии с частью 1 статьи 60.8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а именно не предоставил спецодежду, средства индивидуальной защиты, рабочий инвентарь. Его требование о создании условий труда в соответствии с трудовым законодательством были расценены руководством <данные изъяты> как отказ от работы. Администрацией УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю при вынесении постановления о признании его злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ не была проведена проверка условий труда осужденных, трудоустроенных в <данные изъяты> дворниками; не вынесено письменное предупреждение о привлечении к административной ответственности и о наложении взыскания в соответствии со статьей 60.14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. На основании изложенного административный истец просил постановление о признании его злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ признать незаконным и отменить, возложить на администрацию УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю обязанность провести проверку на предмет соответствия условий труда осужденных к принудительным работам части 1 статьи 60.8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также трудовому законодательству Российской Федерации.

Административный истец Монахов С.Ю., принимая участие в рассмотрении административного дела посредством видеоконференцсвязи, административное исковое заявление поддержал по доводам, в нем изложенным, при этом уточнил, что оспариваемое им постановление о признании его злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ вынесено 25 марта 2020 года.

Представители административных ответчиков ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю, УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю Глазкова Т.А., Балашенко С.П. полагали заявленные требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск.

Административный ответчик врио начальника УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю Сергеев А.И. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, Монахов С.Ю. выражает несогласие с постановлением о признании его злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ от 25 марта 2020 года. В суд с настоящим иском Монахов С.Ю. обратился 06 мая 2020 года, таким образом, срок, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не пропущен.

В силу части 1 статьи 60.7 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Администрация исправительных центров обязана исходя из наличия рабочих мест привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности. Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы.

Статьей 60.8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков. Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы.

Частью 1 статьи 60.4 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что в исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 29.12.2016 №329 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 15 Правил осужденные обязаны, в том числе, работать в местах, определенных администрацией исправительных центров уголовно-исполнительной системы. Пунктом 16 Правил предусмотрено, что осужденным запрещается отказываться от работы, определенной администрацией исправительных центров уголовно-исполнительной системы.

В силу пункта «е» части 2 статьи 60.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации злостным нарушением порядка и условий отбывания принудительных работ является отказ от работы.

Согласно части 3 статьи 60.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденный к принудительным работам признается злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ при совершении злостного нарушения, а также при совершении в течение года трех нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, постановлением начальника исправительного центра по представлению дисциплинарной комиссии исправительного центра.

Из материалов дела судом установлено, что Монахов С.Ю. осужден ДД.ММ.ГГГГ Елизовским районным судом Камчатского края по Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 6 месяцам лишения свободы, со штрафом в размере 24491 руб. 86 коп.

Постановлением Елизовского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ неотбытая часть наказания в виде лишения свободы по приговору Елизовского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ заменена принудительными работами на срок 7 месяцев 5 дней с удержанием 10% из заработной платы осужденного в доход государства. Указанное постановление вступило в законную силу 18 февраля 2020 года.

Из материалов личного дела Монахова С.Ю. следует, что он прибыл в УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю 18 февраля 2020 года, был ознакомлен с порядком отбывания наказания в виде принудительных работ.

20 марта 2020 года Монахов С.Ю. в 08.07 убыл на работу в <данные изъяты> где был трудоустроен в должности дворника, в 11 час. 02 мин. прибыл с работы.

Согласно сообщению генерального директора <данные изъяты>ФИО9 от 20 марта 202 года, Монахов С.Ю. ранее систематически нарушал правила поведения на рабочих объектах, а 20 марта 2020 года отказался от работы.

По факту отказа от работы и самовольного оставления рабочего места у Монахова С.Ю. было отобрано объяснение, согласно которому, в <данные изъяты> он не был обеспечен инструментом для выполнения работ, не было предоставлено место для хранения инвентаря, в связи с чем он посчитал «свое сотрудничество с управляющей компанией нецелесообразным и отправился в УФИЦ».

Менеджером по управлению многоквартирными домами в <данные изъяты>ФИО10 и диспетчером организации ФИО11 также были представлены объяснения, из которых следует, что 20 марта 2020 года при распределении заявок на уборку подъездов и придомовой территории Монахов С.Ю. отказался от выполнения таких работ, сообщил, что «его не устраивает работа, и они не сработаются», после чего ушел.

Дисциплинарная комиссия УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю на заседании 25 марта 2020 года установила факт нарушения Монаховым С.Ю. порядка отбывания наказания, в связи с чем приняла решение ходатайствовать перед врио начальника УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю о признании осужденного Монахова С.Ю. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в виде принудительных работ.

Постановлением врио начальника УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю Сергеева А.И. от 25 марта 2020 года Монахов С.Ю. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Постановление мотивировано тем, что осужденный Монахов С.Ю. допустил злостное нарушение порядка и условий отбывания принудительных работ, предусмотренное пунктом «е» части 2 статьи 60.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а именно отказ от работы. В этот же день постановление объявлено Монахову С.Ю., что подтверждается личной подписью осужденного.

Разрешая заявленные требования о незаконности состоявшегося постановления, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Факт нарушения Монаховым С.Ю. порядка и условий отбывания уголовного наказания в виде принудительных работ доказан в полном мере представленными материалами. Каких-либо нарушений требований норм действующего законодательства при принятии такого решения врио начальника УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю не допущено. Примененная мера соответствует тяжести и характеру допущенного нарушения порядка отбывания наказания и применена с учетом обстоятельств совершения.

Приведенный Монаховым С.Ю. довод о том, что администрация УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю должна была провести проверку условий труда осужденных в <данные изъяты> не может являться основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

Правилами внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы закреплено право осужденного обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (пункт 13 Правил), а также на личном приеме сотрудника исправительного центра (пункт 22 Правил).

Из исследованных материалов и пояснений сторон судом установлено, что Монахов С.Ю. вопрос о возможном нарушении его трудовых прав перед администрацией исправительного центра не ставил, а самовольно, без уважительных к тому причин уклонился от выполнения порученных работ по месту отбывания наказания.

При этом Правилами внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы закреплена обязанность осужденных трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного центра (пункты 15, 37 Правил), и установлен запрет на самовольный отказ от работы (пункт 16 Правил).

Приведенный в обоснование незаконности постановления довод Монахова С.Ю. о том, что в отношении него не было вынесено письменное предупреждение о привлечении к административной ответственности и наложении взыскания в соответствии со статьей 60.14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании правовых норм.

Статьей 60.14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к осужденным к принудительным работам, допустившим нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ, администрацией исправительного центра могут применяться следующие меры взыскания: а) выговор; б) отмена права проживания вне общежития; в) водворение в помещение для нарушителей на срок до 15 суток.

В силу частей 5,6 статьи 60.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении осужденного к принудительным работам, признанного злостным нарушителем, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы. Со дня направления представления, указанного в части пятой настоящей статьи, и до решения суда администрацией исправительного центра по согласованию с прокурором осужденный к принудительным работам может быть водворен в помещение для нарушителей.

Таким образом, в случае признания осужденного злостным нарушителем, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы, а не применяет меры взыскания, предусмотренные статьей 60.14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений в процедуре вынесения врио начальника УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю Сергеевым А.И. постановления от 25 марта 2020 года о признании Монахова С.Ю. злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с возложенными на него полномочиями и при наличии к тому законных оснований, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется.

Равным образом не подлежит удовлетворению заявленное в качестве способа восстановления нарушенного права требование о возложении на администрацию УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю обязанности проверить условия труда осужденных в <данные изъяты>, с учетом того, что постановлением Петропавловск-Камчатского городского суда от 15 мая 2020 года Монахову С.Ю. заменено неотбытое наказание в виде принудительных работ лишением свободы, в связи с чем порядок организации отбывания принудительных работ в указанной организации перестал затрагивать права и законные интересы административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Монахова Сергея Юрьевича к УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю, врио начальника УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю Сергееву А.И. об оспаривании постановления о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Ю.Н.Степанова

Мотивированное решение составлено 26 июня 2020 года

УИД 41RS0001-01-2020-004311-23