ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3009/2022 от 10.08.2022 Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а –3009/2022

76RS0016-01-2022-002574-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2022 г. г. Ярославль

Дзержинский районный суд города Ярославля

в составе судьи Ловецкой М.П.,

при секретаре Перфильевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес>, руководителю Департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес>ФИО2 об обжаловании решений, действий органов местного самоуправления,

установил:

Истец обратился с учетом уточненных требований о признании незаконным решения руководителя департамента ФИО2 об отказе в предоставлении испрашиваемых документов по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, просил возложить обязанность на руководителя департамента ФИО2, Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес>, территориальный отдел департамента в <адрес> предоставить запрашиваемые копии документов:

- копия приказов директора департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> об утверждении протокола комиссии по оказанию социальной поддержки жителям <адрес>: от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении протокола от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении протокола от ДД.ММ.ГГГГ; .от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении протокола от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении протокола от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении протокола от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении протокола от ДД.ММ.ГГГГ;

- копия приказа директора департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

- копия приказа директора департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

- копия к приложению приказа директора департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

взыскать с руководителя департамента ФИО5, Департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> в пользу ФИО1 судебные расходы по оформлению доверенности в размере 2 300 руб., почтовые расходы 340 руб. 94 коп. В обоснование требований указав, что непредставление документов лишает истца возможности защитить права и обжаловать незаконное решение об отказе в предоставлении социальной поддержки в виде фактических расходов за найм жилого помещения.

Истец, представитель истца по доверенности ФИО6 требования поддержали.

Представитель Департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> по доверенности, ФИО2 по устному ходатайству ФИО7, представитель Департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> по доверенности ФИО8 просили в удовлетворении требований отказать, принять во внимание, что у ФИО9 имелись все документы, которые департамент обязан был предоставить, о чем свидетельствуют отметки о получении истцом документов: уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о получении ДД.ММ.ГГГГ; уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о получении от ДД.ММ.ГГГГ; уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о получении от ДД.ММ.ГГГГ.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Заслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 401 "О мерах социальной поддержки гражданам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации, вызванной взрывом бытового газа в жилом доме N 5, корпус 2 по <адрес>" установлена гражданам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации, вызванной взрывом бытового газа в жилом доме N 5, корпус 2 по <адрес>, мера социальной поддержки в виде оплаты фактических расходов за наем (поднаем) жилого помещения либо размещение в нежилом помещении, предназначенном для временного проживания по договору оказания гостиничных услуг, взамен жилого помещения, расположенного в указанном доме.

ФИО9 в течение 2020 - 2022 годов обращалась в территориальный отдел департамента с заявлениями, по которым принимались решения департаментом:

от ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ, протокол комиссии от ДД.ММ.ГГГГ);

от ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ, протокол комиссии от ДД.ММ.ГГГГ);

от ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ, протокол комиссии от ДД.ММ.ГГГГ);

от ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ, протокол комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о получении ДД.ММ.ГГГГ);

от ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ-о, протокол комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о получении от ДД.ММ.ГГГГ);

от ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ-о, протокол комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о получении от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГФИО9 обратилась в департамент с заявлением с просьбой предоставить ей документы согласно постановлению мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ согласно запрашиваемому списку.

Департаментом письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Ч-10/2 предоставлены выписки из протоколов комиссии, запрашиваемых заявителем документов, в части касающейся заявителя с соблюдением требований Закона о персональных данных: от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ.

Недостающий в письме департамента по ответу на запрос ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ документ - копия протокола комиссии от ДД.ММ.ГГГГ представитель департамента предоставил административному истцу до начала судебного заседания. Подлинность копии данного протокола комиссии заверена представителем департамента в ходе судебного заседания.

Департаментом отказано заявителю в предоставлении копии приказов директора департамента от ДД.ММ.ГГГГ-о «Об организации деятельности комиссий по оказанию социальной поддержки жителям <адрес>», так как данный правовой акт является ненормативным документом департамента, который регулирует внутренний порядок создания, действия и состав комиссии по городу Ярославлю. Правоотношения, которые регулирует данный приказ, не затрагивают прав и интересов ФИО9 Заявителю в ответе на заявление ответчиком было разъяснено, что по требованию компетентных государственных органов данный правовой акт будет предоставлен.

Департаментом было отказано в предоставлении ФИО9 копий приказов директора департамента: от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по оказанию социальной поддержки жителям <адрес>»; от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по оказанию социальной поддержки жителям <адрес>»; от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по оказанию социальной поддержки жителям <адрес>»; от ДД.ММ.ГГГГ-о «Об утверждении протокола комиссии по оказанию социальной поддержки жителям <адрес>».

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 930 утвержден Порядок предоставления гражданам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации, вызванной взрывом бытового газа в жилом доме N 5, корпус 2 по <адрес>, меры социальной поддержки в виде оплаты фактических расходов за наем (поднаем) жилого помещения либо размещение в нежилом помещении, предназначенном для временного проживания по договору оказания гостиничных услуг, взамен жилого помещения, расположенного в указанном доме (далее по тексту Порядок), согласно которому решение о назначении меры социальной поддержки принимается комиссией по оказанию социальной поддержки жителям <адрес> при территориальном отделе по социальной поддержке населения <адрес> департамента (далее - комиссия), созданной муниципальным правовым актом директора департамента.

Решение комиссии в день его принятия оформляется протоколом, на основании которого в течение 1 рабочего дня издается муниципальный правовой акт директора департамента:

- о назначении меры социальной поддержки;

- об отказе в назначении меры социальной поддержки.

Принятие решения комиссией и издание муниципального правового акта директора департамента осуществляется в срок не более 10 рабочих дней со дня подачи заявления (пункт 8).

Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки являются:

- непредставление заявителем документов, указанных в пункте 5 Порядка;

- несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 3 Порядка;

- поступление заявления от иного члена семьи заявителя;

- заявителем представлены документы, содержащие неполные и (или) недостоверные сведения.

В муниципальном правовом акте директора департамента об отказе в назначении меры социальной поддержки указываются причины отказа. Выписка из муниципального правового акта директора департамента выдается территориальным отделом заявителю под роспись в течение 3 рабочих дней со дня его издания (пункт 9 Порядка).

При рассмотрении административного дела истцом получена выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из протоколов за от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ были представлены ранее, что не оспаривалось истцом при рассмотрении дела. Ответчиком предоставлены сведения о том, что уведомления об отказе в предоставлении меры социальной поддержки за счет средств бюджета <адрес> получены лично истцом, о чем свидетельствует дата получения ДД.ММ.ГГГГ и подпись истца (л.д. 64), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84).

Выписка из муниципального правового акта директора департамента выдается территориальным отделом заявителю под роспись в течение 3 рабочих дней со дня его издания, что предусматривается пунктом 9 Порядка предоставления гражданам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации, вызванной взрывом бытового газа в жилом доме N 5, корпус 2 по <адрес>, меры социальной поддержки. Суд приходит к выводу, что нарушение прав взыскателя представителем Департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> при рассмотрении дела устранено.

Копия приказа директора департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копия приказа директора департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в приказ директора департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копия к приложению приказа директора департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ содержат сведения об образовании комиссии по оказанию социальной поддержки жителям <адрес> при территориальных отделах по социальной поддержке населения департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес>, которыми утвержден состав по должностям и положение о комиссии по оказанию социальной поддержки жителям <адрес> при территориальном отделе по социальной поддержке населения департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> (приложение 7). Приказы относятся к ненормативным муниципальным правовым актам, регулирующим деятельность департамента, права истца и законные интересы указанными приказами не нарушаются, в связи с чем оснований для удовлетворения требований в указанной части не имеется.

Истец также просит обязать предоставить приказы директора департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> об утверждении протокола комиссии по оказанию социальной поддержки жителям <адрес>. Приказы утверждают протокол комиссии по оказанию социальной поддержки жителям <адрес>, в приказе решение об отказе в предоставлении меры социальной поддержки не содержится, предоставление указанных приказов заявителю не предусмотрено Порядком предоставления гражданам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации, вызванной взрывом бытового газа в жилом доме N 5, корпус 2 по <адрес>, меры социальной поддержки в виде оплаты фактических расходов, утвержденного Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 930, согласно которому заявителю выдается выписка из муниципального правового акта директора департамента (п. 9 Постановления мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 930).

Решение вопроса о признании незаконным действий (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При отсутствии доказательств нарушения прав административного истца несвоевременным направлением копии выписки протокола, оснований для удовлетворения требований административного иска не имеется. Вместе с тем, суд принимает во внимание, что в добровольном порядке исполнено требование истца, при рассмотрении дела выдана выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд считает необходимым взыскать судебные расходы в размере 1/6, поскольку пять выписок из протоколов были представлены истцу до обращения в суд. Почтовые расходы составят 56 руб. 82 коп., расходы по оформлению доверенности 383 руб. 33 коп.

Руководствуясь ст.ст.175-186 КАС РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований ФИО1 к Департаменту по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес>, руководителю Департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес>ФИО2 об обжаловании решений, действий органов местного самоуправления.

Взыскать в пользу ФИО1 ( с Департамента по социальной поддержке населения и охране труда мэрии <адрес> (<данные изъяты> почтовые расходы в размере 56 руб. 82 коп., расходы по оформлению доверенности 383 руб. 33 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.П.Ловецкая