Дело № 2а-300/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2018 года г.Бийск
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Бабушкин С.А.,
при секретаре Петросян А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к Администрации г.Бийска о признании незаконным действий и бездействия органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском к административному ответчику Администрации г.Бийска и просил признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в направлении в ответ на обращение набора текста, не имеющегося подписи уполномоченного должностного лица, иных реквизитов документа, а также в целом не отвечающего признакам документа и не являющегося таковым. Признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не направлении надлежащим образом оформленного письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, а также необеспечении формы обращения на его официальном сайте функционалом, позволяющим выбрать способ получения ответа – на адрес электронной почты или на почтовый адрес, либо обоими способами. Просит признать незаконными действия, выразившиеся в ограничении гарантированного законом и Конституции РФ права на обращения путем установления дополнительных непредусмотренных законом требований в качестве обязательных и необходимых для подачи обращения в электронной форме: указания отчества в случае, если оно отсутствует; указания адреса электронной почты, если ответ должен быть направлен в письменной форме; указания почтового адреса, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа; приложения к обращению документов и материалов в виде файлов только JPG и PDF и их размеров не более 2 мегабайт. Обязать административного ответчика прекратить вышеперечисленные незаконные действия и бездействие, устранить ограничения гарантированного права на обращение, а также направить надлежащим образом оформленный в соответствии с требованиями закона в виде документа письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Требования мотивированы тем, что 11.09.2017г. и 19.09.2017г. административный истец обратился к административному ответчику посредством формы обращения на официальном сайте (http:biysk22.ru/feedback/new/php) с обращением.
10.10.2017г. и 11.10.2017г. административный ответчик направил ответ в виде текста.
По мнению административного истца в действиях ответчика усматривается нарушение закона в части ответа на обращения и нарушения, ограничивающие права на обращение в электронном виде. Текст ответа, направленный на электронный адрес административного истца, не является надлежащим ответом на обращение, поскольку в соответствии со ст.5,10 ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, ответ на обращение подписывается руководителем и направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. Таким образом, из толкования норм закона, ответ должен быть направлен в виде письменного документа, оформленного надлежащим образом.
Вместе с тем, направленный в его адрес набор текста, не является документом, поскольку не оформлен на соответствующем официальном бланке Администрации г.Бийска, не имеет исходящего номера, даты, указания адресата, не подписан уполномоченным должностным лицом, а также отсутствуют иные реквизиты документа.
Кроме того на официальном сайте Администрации г.Бийска http:biysk22.ru/feedback/new/php размещена форма подачи обращения в электронном виде. В соответствии с которой, графа «отчество» - обязательна для заполнения, что является нарушением ст.7 ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» поскольку отчество указывается только при его наличии. Кроме того, форма обращения не позволяет выбрать способ получения ответа – на адрес электронной почты или на почтовый адрес, либо обоими способами. Сноска 1 дополнительно устанавливает обязанность указать электронный адрес, так как он необходим для регистрации в системе обработки обращений, что является ограничением права на обращение, обуславливая его регистрацией в какой-то системе, то есть требованиями, не предусмотренными законом. Сноской №2 установлен формат файлов JPG и PDF и их размеров не более 2 мегабайт, что также является нарушением, поскольку закон таких ограничений не содержит.
Указанными действиями и бездействиями ответчика нарушены право административного истца на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов и просит требования удовлетворить.
Административный истец ФИО1 извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Администрации г.Бийска ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что права административного истца не были нарушены. Ответ был дан в соответствии с Федеральным законом № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В случае поступления обращения в электронном виде заводится картотека, накладывается резолюция, определяется ответственное лицо, в данном случае Управление ЖКХ Администрации г. Бийска. После изготовления ответа, он подписывается ответственным лицом, и обращение снимается с контроля главой города. В случае поступления обращения в электронном виде, ответ также направляется электронной почтой. В случае, если в обращении указан почтовый адрес, ответ направляется почтой. В обращении административный истец не указал свой почтовый адрес, поэтому ответ был направлен на электронный адрес. Ответ был дан с официального сайта Администрации г. Бийска, ответ направляется оператором, письменный ответ хранится в системе дело. Что касается недостатков официального сайта, указанных ФИО1, пояснила, что сайт разрабатывается органами местного самоуправления самостоятельно, правила не регламентированы. При заполнении электронной формы обращения на официальном сайте Администрации г.Бийска права истца не были нарушены, поскольку, указанные им недостатки не препятствовали обращению истца в электронном виде.
Представитель заинтересованного лица МКУ Управление ЖКХ, Благоустройства и дорожного хозяйства в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд в соответствии с ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ), определил рассмотреть административное дело при сложившейся явке.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено из материалов дела административный истец обратился в Администрацию г.Бийска ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ответы на обращения им были получены ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотом. С административным исковым заявлением истец обратился в Бийский городской суд Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ, соответственно установленный трехмесячный срок обращения в суд истцом не пропущен.
Разрешая требования административного истца по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлениями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их прав и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанных положений следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Администрацию г.Бийска с обращением об отсутствие ливневой канализации на пересечении <адрес> и <адрес>, в результате чего дождевая вода скапливается на проезжей части автомобильных дорог, препятствуя проходу пешеходов. Истец просил устранить данные недостаток.
Как установлено из скриншота обращение административного истца было получено Администрацией г.Бийска ДД.ММ.ГГГГ, обращению был присвоен №, о чем истцу было направлено уведомление по электронной почте.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Администрацию г.Бийска с обращением о разрушении крыши над подъездом №<адрес>. Истец просил создать комиссию, провести осмотр, подтвердить аварийное состояние и необходимость срочного демонтажа разрушенных плит на крыши дома, принять все возможные меры к скорейшему устранению опасности.
Как установлено из скриншота обращение административного истца было получено Администрацией г.Бийска ДД.ММ.ГГГГ, обращению был присвоен №, о чем истцу было направлено уведомление по электронной почте.
Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ст. ст. 9, 10 указанного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 1 приведенного Федерального закона, установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно п.2 ст.8 указанного Федерального закона письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
В силу ч.1 ст.12 Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
По факту обращения 11.09.2017г. административного истца ФИО1, административным ответчиком Администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты, указанный истцом в обращении был изготовлен ответ, в котором истцу разъяснено, что по <адрес> в границах <адрес> до <адрес> устроена ливневая канализация, но в связи с большим сбором дождевых и талых вод с прилегающих улиц и незначительными продольными уклонами воды с проезжей части в колодцы ливневой канализации поступают постепенно, что не нарушает требований СНиП. За счет средств из дорожного фонда Алтайского края запланированы работы по ремонту <адрес> в границах <адрес> до <адрес>. Сметной документацией разработанной МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрацией г.Бийска» предусмотрены работы по отводу дождевых и талых вод.
Указанный ответ ДД.ММ.ГГГГ был направлен на указанный истцом электронный адрес potreb.defense@gmail.com, что подтверждается скриншотом. Кроме того, указанный ответ за подписью И.О. начальника управления ЖКХ благоустройства и дорожного хозяйства ФИО5 был изготовлен и зарегистрирован за № от ДД.ММ.ГГГГ., представлен административным ответчиков в судебное заседание.
По факту обращения 19.09.2017г. административного истца ФИО1, административным ответчиком Администрацией г.Бийска ДД.ММ.ГГГГ на адрес электронной почты истца был направлен ответ в соответствии с Определением СК по экономическим спорам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, а также в соответствии с официальными пояснениями Государственной инспекции Алтайского края, ненадлежащее содержание общедомового имущества управляющими компаниями, имеющими лицензию на право управления многоквартирными домами, в том числе ООО «УК Бико-Центр», относится к нарушению лицензионных требований. Данные правонарушения рассматриваются судебными органами по результатам проверок Государственной инспекции Алтайского края. Административному истцу по данному вопросу разъяснено право на обращение в отдел жилищного надзора по г.Бийску Государственной инспекции Алтайского края.
Указанный ответ ДД.ММ.ГГГГ был направлен на указанный истцом электронный адрес potreb.defense@gmail.com, что подтверждается скриншотом. Кроме того, указанный ответ за подписью и.о. заместителя главы Администрации г.Бийска ФИО6 был изготовлен и зарегистрирован за № от ДД.ММ.ГГГГ. и представлен в судебное заседание.
Частью 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Поскольку при обращении в администрацию г.Бийска ФИО1 указал адрес электронной почты, без указания почтового адреса, соответственно, ответы на обращения ему были направлены на указанному адресу электронной почты в установленный 30-дневный срок, соответственно не образует незаконного бездействия ответчика. При этом, ответы, данные на обращения администрацией г.Бийска, по мнению заявителя, нарушают его права, поскольку не изготовлены на специальном бланке и в электронной форме не подписаны, не основаны на законе и свидетельствует о том, что Администрация г.Бийска не исполнила свои обязанности, по направлению ответа на обращение административного истца.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании действий административного ответчика незаконными в части направления ответа на обращения истца в ненадлежащей форме и признании бездействий в части не направления ответа в надлежащем виде.
Требование административного истца в части ограничения его гарантированного законом и Конституции РФ права на обращения путем установления дополнительных непредусмотренных законом требований в качестве обязательных и необходимых для подачи обращения в электронной форме: указания отчества в случае, если оно отсутствует; указания адреса электронной почты, если ответ должен быть направлен в письменной форме; указания почтового адреса, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа; приложения к обращению документов и материалов в виде файлов только JPG и PDF и их размеров не более 2 мегабайт, удовлетворению также не подлежат, поскольку не создали административному истцу препятствий в подачи обращения в электронном виде, соответственно, его права действиями ответчика нарушены не были.
Поскольку требование об устранении незаконных действий и бездействий ответчика и направлении ответов на обращения надлежащим образом оформленных является производным от первоначальных требований о признании действий и бездействий не законными, то, соответственно, оно также удовлетворению не подлежит.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что несогласие административного истца с полученным ответом по его обращению не свидетельствует о наличии бездействия административного ответчика по рассмотрению данного обращения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО1 ФИО8 к Администрации г.Бийска о признании незаконным действий и бездействия органа местного самоуправления, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья С.А. Бабушкин