ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-300/20 от 18.03.2020 Отрадненского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а–300/2020г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Отрадная 18 марта 2020 года

Отрадненский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Новиковой Н.М.,

при секретаре Слухаевой С.В.,

помощника прокурора Отрадненского района Гольдштейн О.А.,

с участием представителя административного ответчика по доверенности Рубанова А.Д.,

представителя Военного комиссариата Отрадненского района Краснодарского края по доверенности Перехода А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Прокурора Отрадненского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Подгорносинюхинского сельского поселения Отрадненского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия по исполнению установленной обязанности по организации и обеспечению своевременного оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Отрадненского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Подгорносинюхинского сельского поселения Отрадненского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия по исполнению установленной обязанности по организации и обеспечению своевременного оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов, в котором просит суд признать незаконным бездействие по исполнению установленной ст. 8 Закона № 53-Ф3 обязанности по организации и обеспечению своевременного оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обязать администрацию Подгорносинюхинского сельского поселения Отрадненского района Краснодарского края обеспечить своевременное оповещение граждан о вызовах (повестках) военного комиссариата Отрадненского района Краснодарского края во время проведения призыва граждан на военную службу в 2020 году, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Отрадненского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о воинской обязанности и военной службе по итогам осеннего призыва 2019 года. В ходе проверки установлено, что должностными лицами администрации Подгорносинюхинского сельского поселения не соблюдаются требования законодательства о воинской обязанности и военной службе, в том числе по организации первичного воинского учета граждан, проживающих или пребывающих на территории сельского поселения. Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанного законодательства администрацией Подгорносинюхинского сельского поселения Отрадненского района на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в ходе осеннего призыва 2019 года по повесткам военного комиссариата не было оповещено 3 гражданина, зарегистрированных на территории указанного сельского поселения в связи с невозможностью установления их местонахождения. Однако, направляя в военный комиссариат справки о невозможности вручения указанным гражданам повесток, ответственным специалистом за военную учетную работу в администрации Подгорносинюхинского сельского поселения не принят весь комплекс мер, обеспечивающих надлежащее оповещение граждан о явке в военный комиссариат муниципального образования Отрадненский район. Таким образом, невыполнение требований вышеуказанного законодательства со стороны ответственных работников за военно-учетную работу на территории Подгорносинюхинского сельского поселения Отрадненского района по принятию исчерпывающих мер направленных на извещение граждан обязанных явиться по повесткам военного комиссариата влечет за собой неправомерное уклонение граждан от призыва на военную службу. Так в отношении призывников ФИО4, ФИО5 единственное мероприятие по установлению места нахождения призывников было проведено 04.12.2019 года. Сотрудниками Подгорносинюхинского сельского поселения допускаются направление повесток призывникам по почте, что является нарушением требований п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-Ф3 от 28.03.1998 года. В результате бездействия должностных лиц Подгорносинюхинского сельского поселения в течении двух лет указанные призывники не могут быть вызваны на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, несмотря на то что находятся на территории Подгорносинюхинского сельского поселения. Подобные нарушения создают препятствия в работе военного комиссариата по организации и проведению призыва граждан на военную службу, что в свою очереди является недопустимым и подлежит устранению. Ранее, прокуратурой района принимались меры прокурорского реагирования, направленные на устранение указанных нарушений. По результатам проверки соблюдения законодательства о воинском призыве и военной службе по итогам весеннего призыва 2019 года, в адрес главы Подгорносинюхинского сельского поселения 08.08.2019 внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено, к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо. Однако, результаты проверки законности при проведении осеннего призыва 2019 года показали, что принятые меры были не эффективны. По итогам весеннего призыва 2019 в ходе проведения розыскных мероприятий в отношении граждан, уклоняющихся от мероприятий связанных с призывом на военную службу установлено место нахождение 14 призывников, что составляет 44% от числа разыскиваемых (по состоянию на 01.04.2019 года не оповещено о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу было 32 человека). Осталось в розыске 18 человек. Указанное свидетельствует, в том числе о бездействии администрации Подгорносинюхинского сельского поселения в части организации первичного воинского учета граждан, проживающих или пребывающих на территории сельского поселения. Таким образом, проведенные прокуратурой района проверки результатов весеннего 2019 и осеннего призыва 2019 свидетельствуют о том, что администрация Подгорносинюхинского сельского поселения бездействует в части исполнения установленной ст. 8 Закона № 53-Ф3 обязанности по организации и обеспечению своевременного оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Отрадненского района Гольдштейн О.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что администрация Подгорносинюхинского сельского поселения бездействует в части организации первичного воинского учета граждан, проживающих, либо пребывающих на территории сельского поселения, что создает препятствия в работе военного комиссариата по организации и проведению призыва граждан на военную службу, что в свою очередь является недопустимым и подлежит устранению.

Представитель административного ответчика по доверенности Рубанов А.Д. против удовлетворения административного искового заявления возражал.

Представитель Военного комиссариата Отрадненского района Краснодарского края по доверенности Перехода А.А., в судебном заседании против удовлетворении иска не возражал.

Ознакомившись с материалами дела, судья находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

В судебном заседании было установлено, что прокуратурой Отрадненского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о воинской обязанности и военной службе по итогам осеннего призыва 2019 года. В ходе проверки установлено, что должностными лицами администрации Подгорносинюхинского сельского поселения не соблюдаются требования законодательства о воинской обязанности и военной службе, в том числе по организации первичного воинского учета граждан, проживающих или пребывающих на территории сельского поселения. Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанного законодательства администрацией Подгорносинюхинского сельского поселения Отрадненского района на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в ходе осеннего призыва 2019 года по повесткам военного комиссариата не было оповещено 3 гражданина, зарегистрированных на территории указанного сельского поселения в связи с невозможностью установления их местонахождения. Однако, направляя в военный комиссариат справки о невозможности вручения указанным гражданам повесток, ответственным специалистом за военную учетную работу в администрации Подгорносинюхинского сельского поселения не принят весь комплекс мер, обеспечивающих надлежащее оповещение граждан о явке в военный комиссариат муниципального образования Отрадненский район. Таким образом, невыполнение требований вышеуказанного законодательства со стороны ответственных работников за военно-учетную работу на территории Подгорносинюхинского сельского поселения Отрадненского района по принятию исчерпывающих мер направленных на извещение граждан обязанных явиться по повесткам военного комиссариата влечет за собой неправомерное уклонение граждан от призыва на военную службу. Так в отношении призывников Никипорец Н.В., Никипорец М.В. единственное мероприятие по установлению места нахождения призывников было проведено 04.12.2019 года. Сотрудниками Подгорносинюхинского сельского поселения допускаются направление повесток призывникам по почте, что является нарушением требований п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-Ф3 от 28.03.1998 года. В результате бездействия должностных лиц Подгорносинюхинского сельского поселения в течении двух лет указанные призывники не могут быть вызваны на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, несмотря на то что находятся на территории Подгорносинюхинского сельского поселения. Подобные нарушения создают препятствия в работе военного комиссариата по организации и проведению призыва граждан на военную службу, что в свою очереди является недопустимым и подлежит устранению. Ранее, прокуратурой района принимались меры прокурорского реагирования, направленные на устранение указанных нарушений. По результатам проверки соблюдения законодательства о воинском призыве и военной службе по итогам весеннего призыва 2019 года, в адрес главы Подгорносинюхинского сельского поселения 08.08.2019 внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено, к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо. Однако, результаты проверки законности при проведении осеннего призыва 2019 года показали, что принятые меры были не эффективны. По итогам весеннего призыва 2019 в ходе проведения розыскных мероприятий в отношении граждан, уклоняющихся от мероприятий связанных с призывом на военную службу установлено место нахождение 14 призывников, что составляет 44% от числа разыскиваемых (по состоянию на 01.04.2019 года не оповещено о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу было 32 человека). Осталось в розыске 18 человек. Указанное свидетельствует, в том числе о бездействии администрации Подгорносинюхинского сельского поселения в части организации первичного воинского учета граждан, проживающих или пребывающих на территории сельского поселения. Таким образом, проведенные прокуратурой района проверки результатов весеннего 2019 и осеннего призыва 2019 свидетельствуют о том, что администрация Подгорносинюхинского сельского поселения бездействует в части исполнения установленной ст. 8 Закона № 53-Ф3 обязанности по организации и обеспечению своевременного оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов.

Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, является полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных мобилизационных людских ресурсов.

Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закон № 53-Ф3) полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений.

Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст.26 Закона № 53-Ф3 на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Порядок призыва граждан на военную службу определяется Законом № 5Э-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утвержденным Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст.8 Закона № 53-Ф3 при осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов обязаны, в том числе организовывать и обеспечивать своевременное оповещение граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов.

Согласно п. 6 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663 (далее - Положение), оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования Отрадненский район (муниципальных образований) (далее - повестки).

П. 7 указанного Положения установлено, что Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

На основании изложенного и в соответствии со ст.39, 125, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление Прокурора Отрадненского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Подгорносинюхинского сельского поселения Отрадненского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия по исполнению установленной обязанности по организации и обеспечению своевременного оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов.

Признать незаконным бездействие администрации Подгорносинюхинского сельского поселения Отрадненского района Краснодарского края по исполнению установленной ст. 8 Закона № 53-Ф3 обязанности по организации и обеспечению своевременного оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов.

Обязать администрацию Подгорносинюхинского сельского поселения Отрадненского района Краснодарского края обеспечить своевременное оповещение граждан о вызовах (повестках) военного комиссариата Отрадненского района Краснодарского края во время проведения призыва граждан на военную службу в 2020 году.

Решение может быть обжаловано в Отрадненский районный суд через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня провозглашения.

Судья Н.М. Новикова