ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-300/20 от 19.03.2021 Партизанского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-73/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Партизанское 19 марта 2021 года

Партизанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Кармадоновой Е.А.,

при секретаре Семеновой Н.А.,

с участием административного истца - помощника прокурора Партизанского района Красноярского края Ножкиной Е.А.,

административного ответчика – Макаревич Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Партизанского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Вершино-Рыбинскому сельскому Совету депутатов, депутату Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов (председателю Совета депутатов) Макаревич Елене Александровне о признании незаконным решение Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов от 23.10.2020, обязании вынести на ближайшую сессию вопрос о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов Макаревич Е.А.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Партизанского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Вершино-Рыбинскому сельскому Совету депутатов, депутату Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов (председателю Совета депутатов) Макаревич Е.А. о признании незаконными решение Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов от 23.10.2020, а также распоряжение Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов от 26.10.2020 № 31-р о применении меры ответственности в виде предупреждения, обязании вынести на ближайшую сессию вопрос о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов Макаревич Е.А. мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Партизанского района Красноярского края проведена проверка соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности, законодательства о противодействии коррупции в части предоставления полноты и достоверности представленных ими сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей за 2019 год. В ходе проверки был выявлен факт, в нарушение требований ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), предоставления председателем Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов Макаревич Е.А. неполных и недостоверных сведений в справке о доходах и об имуществе супруга ФИО3 за 2019 год:

- в разделе 1 справки не указан доход в размере 280 000 рублей, полученный в 2019 году от продажи автомобиля TOYOTA IPSUM, 1998 г.в.;

- в разделе 3.2 справки не указаны сведения о состоящем на регистрационном учете в ОГИБДД МО МВД России «Уярский» автомобиле – ВАЗ 21213, г/н С524НО124, 1996 г.в.

28.09.2020 прокурором района в Вершино-Рыбинский сельский Совет депутатов внесено представление об устранении выявленных нарушений с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений.

23.10.2020 на заседании третьей сессии Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов рассмотрено данное представление, по результатам которого принято решение в отношении Макаревич Е.А. о применении в отношении нее меры ответственности в виде предупреждения в соответствии с ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», о чем было издано распоряжение № 31-р от 26.10.2020.

Однако, письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526 к несущественным проступкам относятся проступки, когда разница при суммировании всех доходов в разделе 1 Справки не превышает 10 000 рублей от фактически полученного дохода.

Таким образом, допущенное председателем Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов Макаревич Е.А. нарушение, является существенным, влекущим досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия.

На основании изложенного прокурор Партизанского района просит суд признать незаконными решение Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов от 23.10.2020 об отклонении вопроса о досрочном прекращении полномочий председателя Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов Макаревич Е.А., а также распоряжение Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов от 26.10.2020 № 31-р о применении в отношении Макаревич Е.А. меры ответственности в виде предупреждения, обязании Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов вынести на ближайшую сессию вопрос о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов Макаревич Е.А.

В судебное заседание административный ответчик – Вершино-Рыбинский сельский Совет депутатов не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечил, причины уважительности неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие не направили.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

Административный ответчик – председатель Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов Макаревич Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что по данным обстоятельствам предоставила объяснительную, в которой указала, что забыла указать доход от продажи автомобиля, так как в этот же день был приобретен другой автомобиль, кроме того забыла указать сведения о находящемся в собственности - автомобиля ВАЗ 21213. Дополнительно пояснила, что ранее в объяснительной указывала о размере дохода от продажи автомобиля в размере 280 000 рублей, однако на самом деле доход от продажи данного автомобиля составляет 30 000 рублей, о чем узнала от супруга после предоставления объяснительной.

Помощник прокурора Партизанского района Красноярского края Ножкина Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ лицом, замещающим муниципальную должность, являются, в том числе, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В соответствии с ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Из анализа приведенных правовых норм следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата. Следовательно, непредставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

В силу Федеральных законов № 273-ФЗ и № 131-ФЗ досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления в связи с предоставлением им недостоверных сведений о своем имуществе, является ничем иным как мерой ответственности за невыполнение обязанности по предоставлению достоверных сведений о своем имуществе, установленной названными Федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что Макаревич Е.А. решением избирательной комиссии муниципального образования «Вершино-Рыбинский сельсовет» от 21.09.2020 № 15/11 зарегистрирована депутатом Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов по многомандатному избирательному округу № 2.

Решением Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов Партизанского района Красноярского края от 23.09.2020 № 1-1-р Макаревич Е.А. избрана на должность председателя Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Партизанского района Красноярского края проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в части предоставления сведений лицами, замещающими муниципальные должности о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей за 2019 год.

Так, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» председатель Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов Макаревич Е.А. указала недостоверные сведения в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга за 2019 год. Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела по существу Макаревич Е.А. не оспаривала.

Макаревич Е.А., как председатель Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов, обладая особым статусом, предполагающим необходимость участия в процессе реализации определенных публичных муниципальных функций с целью решения вопросов местного значения, обязана на основании вышеприведенных правовых положений, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

По результатам проведенной проверки, 28.09.2020 прокурором Партизанского района в Вершино-Рыбинский сельский Совет депутатов внесено представление № 86-02-2020 об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции с указанием на нарушение требований Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что не соблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, является недопустимым, а предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, их супругов и несовершеннолетних детей является основанием для досрочного прекращения их полномочий.

Из ответа на представление следует, что 23.10.2020 на заседании сессии № 3 депутатами Вершино-Рыбинского сельского Совета было рассмотрено представление и в отношении председателя Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов Макаревич Е.А. вынесена мера ответственности в виде предупреждения. Макаревич Е.А. устранила отмеченные в представлении нарушения законодательства о противодействии коррупции, направила уточненную справку имущественного характера на супруга ФИО3 губернатору <адрес>.

В соответствии с преамбулой Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно п. 33 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится в числе прочих осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.04.2008 № 285-О, предусмотренное федеральным законом досрочное прекращение полномочий депутата является одной из форм ответственности и элементом статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления. Это мера публично - правовой ответственности, которая применяется на основании федерального закона в порядке, определенном уставом муниципального образования.

Вместе с тем в судебном заседании достоверно установлено, что представление прокурора Партизанского района от 28.09.2020 № 86-02-2020 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Вершино-Рыбинским сельским Советом депутатов по существу не рассмотрено, в частности не принято решение в связи с установленным фактом о нарушении депутатом ограничений, установленных законом, влекущим досрочное прекращение его полномочий, что указывает на нарушение принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а также свидетельствует о непринятии мер, направленных на предупреждение коррупции и борьбы с ней.

Как следует из п. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Таким образом, решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования при наличии на то оснований.

Основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о нарушении депутатом ограничений, установленных законом.

При этом представительный орган муниципального образования лишен права дифференцированной оценки подобных действий: за установлением оснований в установленный срок должно последовать прекращение полномочий виновного. Наличие объективного юридического факта, по сути, связывает представительный орган в решениях, исключая какую-либо дискрецию.

Доводы административного ответчика Макаревич Е.А. о том, что автомобиль был продан за 30 000 рублей, а не за 280 000 рублей как она указывала ранее, значения для дела не имеют, поскольку кроме данного дохода от продажи автомобиля, в справке отсутствуют сведения о состоящем на регистрационном учете - автомобиля ВАЗ 21213, 1996 г.в. Поскольку доход превышает 10 000 рублей данный проступок не может быть отнесен к несущественным проступкам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации, в частности, осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Прокурор, реализуя указанные полномочия, вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Федерального закона , а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22 Федерального закона ).

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положениями частей 7.2 и 7.3, которыми Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, дополнена статья 40 Федерального закона № 131-ФЗ, предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), названное должностное лицо вправе обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом № 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ).

Следовательно, внесенные ДД.ММ.ГГГГ в статью 40 Федерального закона 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в том числе с органами местного самоуправления (подпункт «<адрес>» п. 7 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, и не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Проверив доводы участников процесса, проанализировав и оценив все представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания вышеуказанного решения Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, принятого в протокольной форме, об отклонении вопроса о досрочном прекращении полномочий председателя Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов Макаревич Е.А., а также распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ о применении к председателю Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов Макаревич Е.А. меры ответственности в виде предупреждения, незаконными.

Исходя из того, что предоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является императивной обязанностью депутата, в то время как вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата отнесен к компетенции административного ответчика, суд обязывает Вершино-Рыбинский сельский Совет депутатов устранить допущенные нарушения закона, рассмотрев на ближайшем заседании повторно представление прокурора по существу по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя Совета депутатов Макаревич Е.А. в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Партизанского района Красноярского края, удовлетворить.

Признать незаконным решение Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов от 23.10.2020, принятое в протокольной форме, об отклонении вопроса о досрочном прекращении полномочий председателя Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов Макаревич Елены Александровны.

Обязать Вершино-Рыбинский сельский Совет депутатов вынести на ближайшую сессию вопрос о досрочном прекращении полномочий председателя Вершино-Рыбинского сельского Совета депутатов Макаревич Елены Александровны на основании ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с утратой доверия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Партизанский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 26.03.2021 года.

Председательствующий Кармадонова Е.А.