Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижнеудинск 20 февраля 2020 года
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Сергееве К.С.,
с участием административного истца Нижнеудинской межрайонной прокуратуры Иркутской области – помощника прокурора Шаныгиной О.С.,
административного ответчика – представителя администрации Катарминского муниципального образования Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 05.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-300/2020 по административному исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора Иркутской области к администрации Катарминского муниципального образования Иркутской области о признании незаконными бездействия администрации Катарминского муниципального образования Иркутской области в непринятии достаточных мер по созданию и содержанию с 01.01.2019 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Катарминского муниципального образования и об обязании создать на территории муниципального образования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердый коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Нижнеудинский межрайонный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Катарминского муниципального образования о признании незаконными бездействия администрации Катарминского муниципального образования, выразившееся в непринятии мер по созданию и содержанию с 01.01.2019 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Катарминского муниципального образования, обязании администрации Катарминского муниципального образования в срок до 28.02.2021 создать на территории Катарминского муниципального образования места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов
В обоснование заявленных требований указано, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой проведен анализ соблюдения администрацией Катарминского муниципального образования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Установлено, что администрацией Катарминского муниципального образования не приняты достаточные меры к переходу на новую систему обращения с отходами и, как следствие, не организовано надлежащее функционирование с 01.01.2019 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Фактически места накопления ТКО, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, в Катарминского муниципальном образовании не созданы. Организованное накопление ТКО в предусмотренных для этого местах, не создано.
Указанное нарушение послужило основанием для внесения Нижнеудинским межрайонным прокурором в адрес главы Катарминского муниципального образования 28.10.2019 представления об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. Вместе с тем, нарушение не устранено, места накопления ТКО, соответствующие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, не созданы, что подтверждается ответом на представление об устранении нарушений законодательства от 27.11.2019 №92.
Непринятие администрацией Катарминского муниципального образования надлежащих мер к созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, бесконтрольное накопление коммунальных отходов вне специально оборудованных мест влечет угрозу причинения вреда окружающей среде вследствие несоблюдения предусмотренных природоохранным законодательством требований к порядку накопления отходов, а также захламление территории муниципального образования отходами.
Бездействием органа местного самоуправления ущемляются права граждан на сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Шаныгина О.С. заявленные административные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила об их удовлетворении.
Административный ответчик - администрация Катарминского муниципального образования, в лице представителя ФИО1, исковые требования прокурора не признала. Суду пояснила, что требования прокуратуры нецелесообразны, так как установка площадок невозможна, в связи с тем, что схема их размещена не согласована в Роспотребнадзором. Региональный оператор не может к ним доехать, так как отсутствует минимальная инфраструктура, в связи с чем администрация считает, что целесообразнее будет мешочный сбор мусора в муниципальном образовании. Размещение по всем правилам контейнеров вдали от домов приведет к образованию несанкционированных свалок.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по правилам ст.61 КАС РФ, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно п.3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.В свою очередь, ч.12 ст.2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 № 96-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» закрепляет за сельскими поселениями Иркутской области, перечисленными в приложении № 12 к данному Закону, вопрос местного значения, предусмотренный п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В приложении № 12 включено Катарминское муниципальное образование.
В соответствии с требованиями п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, определение схемы размещения мест (площадок) ТКО и ведение реестра таких мест (площадок).
Порядок создания данных мест (площадок), а также требования к ним регламентированы ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", действующих в части не противоречащей законодательству Российской Федерации, система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из не канализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением органа местного самоуправления.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ установлено, что накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
Из положений п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 следует, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.01.2020 администрация Катарминского муниципального образования – администрация сельского поселения осуществляет деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.
Судом установлено, что 28.10.2019 Нижнеудинским межрайонным прокурором в адрес главы Катарминского муниципального образования внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
Исходя из ответа от 27.02.2020 №92 администрацией Катарминского муниципального образования места накопления ТКО во всех населенных пунктах определены, реестры мест (площадок) накопления ТКО утверждены, однако земельные участки под места (площадки) накопления ТКО не поставлены на кадастровый учет по причине отсутствия бюджетных средств в Катарминском муниципальном образовании. Все данные направлены региональному оператору ООО «Братский полигон ТБО», который не приступил к исполнению своих обязанностей.
Согласно письму генерального директора ООО «Братский полигон ТБО» от 28.12.2018 №520, указано, что он не приступает к исполнению своих обязанностей на территории муниципального образования, в связи с отсутствием минимальной инфраструктуры для осуществления деятельности по обращению с ТКО.
Суд приходит к выводу, что администрацией Катарминского муниципального образования не созданы на его территории места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, администрация Катарминского муниципального образования допустила бездействие, выразившееся в непринятии мер по созданию и обустройству в целях предотвращения вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от частного жилищного фонда муниципального образования.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора Иркутской области удовлетворить.
Признать незаконными бездействия администрации Катарминского муниципального образования Иркутской области в непринятии достаточных мер по созданию и содержанию с 01.01.2019 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Катарминского муниципального образования Иркутской области.
Обязать администрацию Катарминского муниципального образования Иркутской области в срок до 28.02.2021 создать на территории Катарминского муниципального образования Иркутской области места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердый коммунальных отходов.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2020 года.
Судья Т.А.Павлова