ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-300/2016 от 14.03.2016 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты> года г. Ставрополь

Промышленный районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Такушиновой О.М.,

при секретаре Романько А.Г.,

с участием представителя административного истца ФИО1ФИО2, действующей на основании доверенности от дата.,

представителя административного ответчика комитета градостроительства администрации г. Ставрополя – ФИО3, действующей на основании доверенности от дата

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя, первому заместителю руководителя комитета градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконным и отменить выданный первым заместителем руководителя комитета градостроительства администрации г. Ставрополя отказ в выдаче разрешения на изменение фасада здания от дата. ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя, первому заместителю руководителя комитета градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконным и отменить выданный первым заместителем руководителя комитета градостроительства администрации г. Ставрополя отказ в выдаче разрешения на изменение фасада здания, расположенного по адресу: <адрес>, от дата. .

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником нежилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. (номер на поэтажном плане <данные изъяты> этаж: подвал), расположенного по адресу: <адрес>. Приобретая указанное нежилое помещение планировал оборудовать отдельный вход со стороны фасада многоэтажного жилого дома для его дальнейшего использования. С целью получения разрешения на изменение фасада здания обратился с заявлением в комитет градостроительства администрации <адрес>. К поданному заявлению приложены: документ, удостоверяющий личность заявителя, копия правоустанавливающих документов на здание; копия технического паспорта объекта; проект изменений фасадов здания, связанных с демонтажем или изменением отдельных деталей, а также устройством новых и реконструкцией существующих элементов фасадов, согласованный руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации <адрес> – главным архитектором города; справка проектного института архитектуры и строительства о том, что наружные стены здания не несущие, все наружные стены являются только заполнением и не участвуют в пространственной работе несущих элементов здания, а также о том, что пробивка проема в наружной стене не окажет влияние на прочность и устойчивость конструкции жилого дома в целом; согласование с жильцами смежных помещений на первом этаже.

В выдаче разрешения было отказано (письмо от дата. ). Отказ мотивирован отсутствием согласования со всеми собственниками помещений многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>.

Полагает, что данный отказ комитета градостроительства администрации г. Ставрополя является незаконным, необоснованным и вынесен без учета интересов истца.

По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативно-правовому акту.

Постановлением администрации г. Ставрополя от дата. утвержден Порядок оформления и выдачи разрешения на изменение фасадов зданий и сооружений, связанных с демонтажем или изменением отдельных деталей, а также с устройством новых и реконструкцией существующих элементов фасадов на территории муниципального образования г. Ставрополя. В соответствии с указанным Порядком оформление разрешения на изменение фасадов является обязательным перед проведением работ, связанных с демонтажем или изменением отдельных деталей, а также устройством новых и реконструкцией существующих элементов фасадов. Для получения разрешения на изменение фасадов гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обращается в комитет градостроительства администрации г. Ставрополя с заявлением о выдаче разрешения на изменение фасадов на имя руководителя комитета градостроительства администрации г. Ставрополя.

П. 2.4 Порядка установлено, что к заявлению прилагаются следующие документы: - копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;

- копия правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, право на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- копия технического паспорта объекта;

- подготовленный и оформленный в порядке, установленном действующим законодательством, проект изменений фасадов здания, связанных с демонтажем или изменением отдельных деталей, а также устройством новых и реконструкцией существующих элементов фасадов, подлежащий согласованию с руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации г. Ставрополя – главным архитектором г. Ставрополя;

- согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме либо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в случае если изменение фасадов многоквартирного дома, связанного с демонтажем или изменением отдельных деталей, а также с устройством новых и реконструкцией существующих элементов фасадов, невозможны без присоединения к ним части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме).

Истец указывает, что все необходимые документы были им предоставлены в комитет градостроительства администрации г. Ставрополя.

Отказывая в выдаче разрешения на изменение фасада здания, Комитет ссылается на отсутствие согласования реконструкции со всеми собственниками помещений многоквартирного жилого дома.

Как указано в п. 2.4 Порядка, согласие всех собственников необходимо только в случае, если изменение фасадов многоквартирного дома, связанного с демонтажем или изменением отдельных деталей, а также устройством новых и реконструкцией существующих элементов фасадов, невозможны без присоединения к ним части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч.3 ст. 36 ЖК РФ).

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (ч.4 ст. 36 ЖК РФ).

Полагает, что из представленных документов – из справки проектного института архитектуры и строительства следует, что наружные стены здания не несущие, все наружные стены являются только заполнением и не участвуют в пространственной работе несущих элементов здания, а также о том, что пробивка проема в наружной стене не окажет влияние на прочность и устойчивость конструкции жилого дома в целом.

Истец считает, что изменение им фасада здание (оборудование отдельного входа) не затрагивает общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, к которому относится установленное ст. 36 ЖК РФ имущество, а значит, согласие всех собственников не требуется. При этом, им было представлено согласование с жильцами смежных помещений на первом этаже.

Считает, что оспариваемый отказ нарушает его права и законные интересы, препятствует планируемому использованию приобретенного помещения, а также не соответствует закону.

Административный истец ФИО1 извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие истца.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным обстоятельствам в иске и просила признать незаконным и отменить выданный первым заместителем руководителя комитета градостроительства администрации г. Ставрополя отказ в выдаче разрешения на изменение фасада здания от дата. .

В судебном заседании представитель административного ответчика комитета градостроительства администрации г. Ставрополя ФИО3 против удовлетворения заявленных требований возражала, представила возражения на исковое заявление, в котором указала, что ст. 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Таким образом, в силу положений указанной нормы собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.

Согласно представленному истцом проекту, при оборудовании отдельного входа предусмотрено размещение ступенек на земельном участке, на котором расположен данный дом.

В соответствии со ст. 246, 247 ГК РФ распоряжение, владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

П. 2 ст. 40 ЖК РФ предусмотрено, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, истцу необходимо было получить согласие всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме по <адрес>.

В судебном заседании представитель административного ответчика дала аналогичные пояснения, изложенные в возражениях на исковые требования, просила в удовлетворении требований ФИО1 отказать.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, исследовав имеющиеся доказательства по делу и оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований ст. 84 КАС РФ, пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Многоквартирный дом относится к объектами капитального строительства и представляет собой совокупность двух или более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п. 6 Постановления Правительства РФ от дата N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции").

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

Согласно ч. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно ч.2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником нежилого помещения, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., номера на поэтажном плане: <данные изъяты> этаж: подвальный, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата. (л.д. <данные изъяты>).

Решением комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от дата. отказано в выдаче разрешения на изменение фасада здания по адресу: <адрес>, на основании постановления администрации <адрес>дата «О порядке оформления и выдачи разрешения на изменение фасадов зданий и сооружений, связанных с демонтажем или изменением отдельных деталей зданий, а также с устройством новых и реконструкцией существующих элементов фасадов на территории муниципального образования г. Ставрополя» ввиду отсутствия согласования со всеми собственниками помещений многоквартирного жилого <адрес>. (л.д. <данные изъяты>).

Согласно проектной документации на изменение фасада с устройством второго входа в нежилые помещения по <адрес>, подготовленного Архитектурной мастерской «СтАРТ проект», при проведении строительно-монтажных работ планируется устройство отдельного входа, расположенного по <адрес> в <адрес> наружными размерами согласно проектной документации (схема генплана) оборудованием входа ступенями и пандусом, а также пристройка козырька подвесной кровли. (л.д. <данные изъяты>).

Устройство отдельного входа подпадает под понятие реконструкции, так как включает в себя возведение пристройки.

Из проектной документации усматривается, что в случае осуществления реконструкции нежилого помещения, произойдет изменение внешнего архитектурного облика, внешнего вида фасада многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> и уменьшение земельного участка, находящегося в долевой собственности жильцов многоквартирного жилого дома по указанному адресу.

В силу ч. 1 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004г. № 189-ФЗ для использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, необходимо разрешение уполномоченного органа.

Согласно п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Устройство отдельного входа по <адрес> в <адрес>, захватывает часть земельного участка, который на основании вышеприведенных норм закона, принадлежит всем собственникам в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, кроме того, видоизменяется главный фасад дома.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтвердить факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными и иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализация законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров

В соответствии с п.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

-соблюдены ли сроки обращения в суд;

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

1. полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

2. порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

3. основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4. соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из названных норм закона, суд приходит к выводу, что комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя принято решение об отказе в выдаче разрешения на изменение фасада здания в пределах своих полномочий, в соответствии с вышеназванными нормами закона.

В соответствии с действующим законодательством, безусловно, требуется согласие собственников помещений в указанном доме на строительно-монтажные работы по реконструкции общедомового имущества.

При подаче заявления о разрешении изменения фасада здания ФИО1 не представил доказательств наличия согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на проведение указанных работ, как и не было их представлено в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, суд не усматривает оснований для признания решения комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от дата об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на изменение фасада здания по адресу: <адрес>, незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 218-226 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным решения комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от дата об отказе в выдаче разрешения на изменение фасада здания по адресу: <адрес>, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено дата.

Судья <данные изъяты> О.М. Такушинова

<данные изъяты>

<данные изъяты>