Дело № 2а – 300/2016
Мотивированное решение суда изготовлено 23 мая 2016 года
Решение
именем Российской Федерации
р.п. Чамзинка 18 мая 2016 года
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Сорокиной Г.И.,
при секретаре судебного заседания – Вельмяйкиной О.В.,
с участием в деле:
административного истца – ФИО1,
представителя административного истца ФИО1–ФИО2, действующего на основании нотариальной доверенности от 23 октября 2015 года, сроком на один год,
представителя административного ответчика – Межрайонной инспекции №3 Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия ФИО3, действующей на основании доверенности от 25 апреля 2016 года,
представителя административного ответчика-Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия ФИО4, действующего на основании доверенности от 11 января 2016 года, сроком до 31 декабря 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия о признании незаконными решений об отказе в предоставлении отсрочки уплаты налога на доходы физических лиц, возложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия обязанности предоставить отсрочку по уплате налога на доходы физических лиц,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия о признании незаконными решений об отказе в предоставлении отсрочки уплаты налога на доходы физических лиц, возложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия обязанности предоставить отсрочку по уплате налога на доходы физических лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что 14 декабря 2015 года, на основании ст. 61, п.п. 3-9 п.2 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации, он обратился в Межрайонную ИФНС России №3 по Республике Мордовия с заявлением о предоставлении ему отсрочки по уплате налога на доходы физических лиц в размере 675 092 064 руб. 00 коп. на срок 1 год.
Решением Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия №06-02/000014 от 11.01.2016 г. ему было отказано в предоставлении такой отсрочки.
Считая указанное решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, существенным образом нарушающим его законные права на предоставление отсрочки по уплате налога, был вынужден в порядке ст.ст. 138-139 Налогового кодекса Российской Федерации обратиться в Управление ФНС России по Республике Мордовия с жалобой на решение Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия №06-02/000014 от 11.01.2016 г. об отказе в предоставлении отсрочки.
Решением Управления ФНС России по Республике Мордовия №13-09/01201 от 10.02.2016 г. ему повторно было отказано в предоставлении такой отсрочки.
С вышеуказанными решениями он не согласен по тем основаниям, что налоговым органом не приняты во внимание предусмотренные частью 2 статьи 213.3 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» признаки несостоятельности (банкротства): требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. При сложившихся обстоятельствах, принимая во внимание существенный размер его задолженности по обязательным платежам, наличие косвенных признаков неплатежеспособности и признаков недостаточности имущества, а также то, что с момента возникновения обязательств по оплате обязательных платежей ( с 15.07.2015 г.) прошел срок более трех месяцев, единовременная уплата предъявляемого налога неотвратимо повлечет угрозу возникновения признаков его банкротства. Данная норма закона, также как и очевидные обстоятельства угрозы возникновения признаков банкротства при единовременной уплате им суммы налога, по неизвестным причинам должностными лицами налогового органа при рассмотрении его заявления во внимание приняты не были. Должностными лицами налогового органа не проведен анализ его финансового состояния на этот предмет с формальной ссылкой на отсутствие в «Методике проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога», утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2011 года № 175, положений о порядке проведения финансового состояния гражданина (физического лица).
Его имущественное положение исключает возможность единой уплаты налога. На его расчетных счетах отсутствуют денежные средства, необходимые для единовременной уплаты налогового платежа. В его собственности имеется <данные изъяты> ориентировочной рыночной стоимостью не более 200 тыс. руб. и его продажа не позволит единовременно погасить задолженность по налогу.
Кроме того, единовременная уплата суммы начисленного налога повлечет за собой банкротство ряда подконтрольных ему предприятий по следующим причинам:
Сумма налога, в отношении уплаты которого он просит отсрочку, начислена на доход, полученный от сделки по продаже акций ОАО «Мордовцемент», состоявшейся 12.12.2014 года. Вся сумма полученного по этой сделке налогооблагаемого дохода была направлена на выкуп у ОАО «Мордовцемент» задолженности нижеперечисленных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции и стройматериалов, а также на расчеты с кредиторами этих предприятий:
-ООО «Юбилейное» -на сумму <данные изъяты> руб.;
-ООО «Магма ТД» - на сумму <данные изъяты> руб.;
-ООО «Магма» - на сумму <данные изъяты> руб.;
-ООО «Автотранс» -на сумму <данные изъяты> руб.;
-ООО «Агро-Гулюшево»-на сумму <данные изъяты> руб.;
-ООО «КомбиС»-на сумму <данные изъяты> руб.;
-ООО «Моргинское» -на сумму <данные изъяты> руб.;
- ООО «Лаша» - на сумму <данные изъяты> руб.;
- ООО «Дубенский кипичный завод» - на сумму <данные изъяты> руб.; в том числе оплата за АО «Птицефарика «Чамзинская».
При этом выкуп задолженности данных юридических лиц был произведен с целью недопущения их финансовой несостоятельности и последующей ликвидации.
Кроме того, он является учредителем и осуществляет общее руководство деятельностью 8 крупных сельскохозяйственных производственных и перерабатывающих предприятий, расположенных на территории Республики Мордовия и Ульяновской области. Данные предприятия занимаются возделыванием около 50 000 га сельскохозяйственных угодий, а также содержанием и разведением 8,9 тыс. голов крупного рогатого скота, более 21 000 голов свиней и около 4 млн. голов птицы.
В настоящее время на данных предприятиях реализуется ряд социально значимых, как для Чамзинского района, так и для Республики Мордовия в целом, инвестиционных проектов, большая часть из которых финансируется за счет личных денежных средств. Единовременная уплата налога потребует немедленного изъятия крупной суммы денежных средств из оборота данных предприятий и, как следствие, финансируемых преимущественно им инвестиционных проектов, осуществляющихся в текущем году на базе данных предприятий. Изъятие из оборота вышеуказанных предприятий денежных средств повлечет за собой не только приостановку реализации инвестиционных проектов, но и закрытие этих предприятий.
Осуществленное им за счет денежных средств, вырученных от продажи акций ОАО «Мордовцемент», предотвращение банкротства указанных выше предприятий позволило сохранить более 4156 рабочих мест со среднемесячной заработной платой 24,6 тыс. руб., обеспечить поступление НДФЛ в бюджет Республики Мордовия за 10 месяцев 2015 года в сумме 119,5 млн. руб., ежемесячные отчисления во внебюджетные фонды в размере 30 млн. руб.
Кроме того, деятельность всех предприятий преимущественно сезонная, а период уплаты подоходного налога на период большей части капитальных вложений (период посева, внесения удобрений и обработки посевов), что также не позволяет ему в настоящее время осуществить вывод необходимых для единовременной уплаты этих налоговых платежей.
Основной инвестиционный проект - «Строительство птицефермы по выращиванию цыплят-бройлеров 9,24 млн. шт. и одновременно мясоперерабатывающего комплекса по переработке птицы производительностью 9 тыс. голов в час в <адрес> Республики Мордовия». Дата начала проекта-2011 год. На текущий день данный проект не вышел на точку безубыточности. Вывод денежных средств из данного проекта приведет к прекращению его реализации и к приостановке деятельности с последующим банкротством нескольких крупных предприятий, задействованных в данном проекте.
Считал, что должностными лицами налогового органа в обжалуемом решении сделан ошибочный вывод о возможности единовременной уплаты им налога в полном объеме по причине наличия в его собственности долей в уставном капитале 38 юридических лиц общей стоимостью <данные изъяты> руб. Данное обстоятельство не может быть принято во внимание для единовременной уплаты налога вследствие того, что их продажа в кратчайшие сроки невозможна ввиду отсутствия покупателей, продажа долей повлечет смену собственника предприятий и прекращение реализации указанных выше инвестиционных проектов с высвобождением более 2 500 рабочих мест с неотвратимым возникновением социального взрыва в регионе, вызванного безработицей.
Стоимость имеющегося у него в распоряжении имущества (долей участия в уставном капитале ООО) во много раз превышающая размер недоимки по начисленному налогу, позволяет налоговому органу предоставить ему отсрочку по уплате налога, так как на это имущество в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание.
В заявлении об отсрочке и в приложенном к нему обязательстве, им было гарантировано, что в течение 2016 года прибыль, полученная от деятельности предприятий, будет достаточна для погашения недоимки по налогу в полном объеме.
Начисленная за налоговый период 2014 года сумма налога составляла 879 157 164 руб. 00 коп. По состоянию на сегодняшний день она в значительной степени погашена.
В связи с изложенным просит признать незаконными решение Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия №06-02/000014 от 11 января 2016 года и решения Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия № 13-09/01201 от 10 февраля 2016 года об отказе в предоставлении отсрочки уплаты налога на доходы физических лиц. Обязать ИФНС России №3 по Республике Мордовия предоставить ему отсрочку по уплате налога на доходы физических лиц в размере 675 092 064 руб. 00 коп. на срок одни год.
В письменном дополнении к административному исковому заявлению ФИО1 указал, что на сегодняшний день он погасил в значительной степени имеющуюся задолженность по НДФЛ, остаток составляет 475 070 960 рублей.
В письменном отзыве на административное исковое заявление начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия ФИО5 указал, что у Инспекции отсутствовали основания для предоставления ФИО1 отсрочки по налогу на доходы физических лиц за 2014 год, исходя из этого, было принято законное и обоснованное решение об отказе в предоставлении ФИО1 данной отсрочки. В связи с изложенным просил требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах и на основании части 2 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО1
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика-Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия ФИО3 и представитель административного ответчика-Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия ФИО4 в судебном заседании требования ФИО1 просили оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в решении Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия №06-02/000014 от 11 января 2016 года и в решении Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия №13-09/01201 от 10 февраля 2016 года об отказе в предоставлении отсрочки уплаты налога на доходы физических лиц.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с действующим законодательством ФИО1 является плательщиком налога на доходы физических лиц.
Из налоговой декларации от 28 апреля 2015 года, и уточненной налоговой декларации от 31 декабря 2015 года по налогу на доходы физических лиц (форма 2-НДФЛ) следует, что ФИО1 получил в 2014 году доход в размере 6 769 228 370 руб. 71 коп. и обязан заплатить в бюджет сумму налога в размере 879 154 060 руб.00 коп. в срок, не позднее 15 июля 2015 года (п.4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в указанный срок сумма налога ФИО1 была уплачена частично.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия обратилась в суд в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2014 год в размере 753 069 064 руб. и пени в размере 3 585 272 руб. 90 коп.
Одновременно с административным заявлением ИФНС России №3 по Республике Мордовия было подано заявление о применении мер принудительной защиты в виде наложения ареста и запрета на отчуждение и распоряжение имуществом, принадлежащим ФИО1, в пределах заявленных требований.
<данные изъяты>
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 15 декабря 2015 года определение судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 16 октября 2015 года оставлено без изменения.
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 13 января 2016 года с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Мордовия взыскан налог на доходы физических лиц за 2014 год в сумме 675 088 960 руб. и пени в сумме 3 585 272 руб.90 коп.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 14 апреля 2016 года решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 13 января 2016 года оставлено без изменения.
Определением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 04 мая 2016 года частично удовлетворено заявление ФИО1 о предоставлении отсрочки исполнения решения Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 13 января 2016 года. ФИО1 предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения сроком до 01 августа 2016 года. Определение на момент рассмотрения настоящего дела в законную силу не вступило.
14 декабря 2015 года ФИО1 обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате налога на доходы физических лиц. В обоснование заявления указал, что его имущественное положение исключает возможность единовременной уплаты налога, поскольку это повлечет за собой его банкротство (несостоятельность), а также банкротство ряда подконтрольных ему предприятий. Сумма налога, в отношении которого он просит отсрочку, начислена на доход, полученный от сделки по продаже акций ОАО «Мордовцемент», состоявшейся 12.12.2014 года. Вся сумма полученного им дохода была направлена на выкуп у ОАО «Мордовцемент» задолженности производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции и стройматериалов, а также на расчеты с кредиторами этих предприятий. В настоящее время на его счетах отсутствуют денежные средства, необходимые для единовременной уплаты налогового платежа. У него отсутствуют счета и компании за границей, и он не осуществляет вывод денежных средств в офшорные зоны. От погашения недоимки по налогу он не уклоняется. Сумма задолженности погашается им по мере возможности, уже погашено 204 065 100 руб., что составляет 23,21 % от общего размера, заявленного к уплате налога. В его собственности имеется лишь один объект недвижимого имущества:<данные изъяты> рыночной стоимостью не более 200 000 руб. Стоимость имеющегося в его распоряжении имущества в виде долей в уставном капитале Обществ с ограниченной ответственностью во много раз превышает размер недоимки по начисленному налогу, однако их продажа в кратчайшие сроки невозможна ввиду отсутствия потенциальных покупателей; продажа долей повлечет смену собственника предприятий и, как следствие, прекращение реализации инвестиционных проектов с высвобождением более 2 500 рабочих мест с неотвратимым возникновением социального взрыва в регионе, вызванного безработицей.
Он гарантирует, что в течение 2016 года полученной от деятельности предприятий прибыли будет достаточно для погашения недоимки по налогу в полном объеме.
В связи с изложенным просил предоставить ему отсрочку по уплате налога на доходы физических лиц в размере 675 092 064 руб. 00 коп. на срок один год. В случае предоставления отсрочки обязался платить проценты, начисленные на сумму задолженности.
При необходимости, по первому требованию налогового органа, обязался предоставить все необходимые дополнительные документы, подтверждающие основания для предоставления отсрочки, и предоставить все необходимые документы и материалы для проведения анализа его финансового состояния с целью установления оснований для предоставления отсрочки по уплате налога.
Решением №06-02/000014 от 11 января 2016 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия отказала ФИО1 в предоставлении отсрочки на один год по налогу на доходы физических лиц на основании п.п. 3-5 п.2 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации, ссылаясь на то, что наличие оснований при угрозе возникновения признаков несостоятельности (банкротства) устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации приказом от 18 апреля 2011 года №175. Данная Методика не содержит положений о порядке проведения анализа финансового состояния гражданина (физического лица).
Кроме того, отсрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако, имеются основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка, если имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога.
Стоимость долей ФИО1 в уставном капитале 38 юридических лиц составляет <данные изъяты> руб., что в 4,3 раза превышает сумму задолженности по налогу. Следовательно, имущественное положение ФИО1 не исключает возможности единовременной уплаты налога. На момент получения дохода в размере 6 769 228 370 руб. 71 коп., в том числе и от продажи акций ОАО «Мордовцемент», у ФИО1 одновременно возникло обязательство по уплате налога. В связи с этим нельзя признать объективной причину отсутствия средств на уплату налога в результате направления дохода от продажи акций на погашение задолженности подконтрольных ФИО1 предприятий. Документы, подтверждающие, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) ФИО1, доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов, в Инспекцию не представлены. В связи с изложенным, Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Мордовия отказывает ФИО1 в предоставлении отсрочки.
На вышеуказанное Решение ФИО1 подал жалобу Руководителю Управления ФНС России по Республике Мордовия ФИО6, в которой просил решение Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия №06-02/000014 от 11.01.2016 года отменить и предоставить ему отсрочку по уплате налога на доходы физических лиц в размере 675 088 960 руб. 00 коп. на один год. В указанной жалобе ФИО1 также считал незаконным бездействие должностных лиц налогового органа, выразившееся в не проведении финансового анализа его имущественного положения.
Согласно решению Управления Федеральной налоговой службы по Республики Мордовия №13-09/01201 от 10 февраля 2016 года жалоба ФИО1 на решение Межрайонной ФНС России №3 по Республике Мордовия № 06-02/000014 от 11 января 2016 года оставлена без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с пунктом 5 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
1) справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.
Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.
В представленном 14 декабря 2015 года ФИО1 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия заявления в качестве основания для предоставления отсрочки уплаты налога указаны положения п.п. 3-5 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации.
Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается по результатам анализа финансового состояния, проведенного в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2011 №175.
Указанная Методика предусматривает проведение анализа финансового состояния заинтересованного лица в зависимости от категории должника и применяемого режима налогообложения, кроме того, используются сведения об оборотных активах, выручке, чистой прибыли, поступлениях денежных средств на счета.
Как следует из обжалуемых решений, налоговым органом анализ финансового состояния ФИО1 проведен не был по причине отсутствия в Методике положений о порядке проведения анализа финансового состояния гражданина (физического лица).
Вместе с тем, налоговым органом в обжалуемых решениях сделан вывод о том, что имущественное положение ФИО1 не исключает возможности единовременной уплаты налога, поскольку из расчета действительной стоимости долей ФИО1 в уставном капитале 38 юридических лиц следует, что стоимость долей составила <данные изъяты> руб., что в 4,3 раза превышает сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц.
При этом налоговым органом не принято во внимание, что на момент рассмотрения заявления ФИО1 и вынесения решения об отказе в предоставлении отсрочки по уплате налога определением судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 16 октября 2015 года, вступившим в законную силу 15 декабря 2015 года, по делу по заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия о применении мер принудительной защиты в виде наложения ареста и запрета на отчуждение и распоряжение имуществом, наложен арест и запрет на отчуждение и распоряжение на долю ФИО1 в уставном капитале (паевом взносе) в отношении 39 юридических лиц, а также на <данные изъяты>
Из представленных ФИО1 в налоговый орган выписок по лицевым счетам из ПАО «Сбербанк» и Банк ВТБ 24 (ПАО), следует, что на день подачи заявления об отсрочке уплаты налога, денежные средства, необходимые для единовременной уплаты налога, на расчетных счетах отсутствовали.
Других доказательств, подтверждающих наличие у ФИО1 иных источников дохода либо денежных средств, за счет которых возможно удовлетворение требований об уплате налога на доходы физических лиц, не имеется и суду не представлено.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 27.09.2002 года установлено, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Федеральный закон №127-ФЗ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона «О несостоятельности (банкротстве) отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются главой 10 Федерального закона №127-ФЗ от 27.09.2002 года.
Согласно части 1 статьи 213.3 Закона «О несостоятельности (банкротстве) правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.
Исходя из части 2 статьи 213.3 Закона «О несостоятельности (банкротстве) заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Учитывая вышеуказанные положения Закона, принимая во внимание существенный (более пятисот тысяч рублей) размер задолженности ФИО1 по уплате налога, наличие недостаточности имущества, а также то, что с момента возникновения обязательств по уплате налога (15.07.2015 г.) прошел срок более трех месяцев, имеются основания полагать, что имеется угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога.
Данные обстоятельства при вынесении обжалуемых решений налоговым органом не приняты во внимание.
Вместе с тем, документов, подтверждающих, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) ФИО1 доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов, ФИО1 в налоговый орган не представлено.
Судом также установлено, что требования о погашении задолженности по налогу на доходы физических лиц ФИО1 частично исполняются.
На момент рассмотрения данного дела, недоимка по налогу за 2014 год составила 475 070 960 рублей, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
В связи с этим имеются основания полагать, что у ФИО1 возникнет возможность уплаты налога на доходы физических лиц в течение срока, на который будет предоставлена отсрочка.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что у налогового органа имелись основания для предоставления ФИО1 отсрочки по уплате налога на доходы физических лиц, предусмотренные п. 2 ст.64 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем обжалуемые решения подлежат отмене, а исковые требования - подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Исходя из изложенного, суд считает необходимым признать незаконными Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия № 06-02/000014 от 11 января 2016 года и Решение Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия №13-09/01201 от 10 февраля 2016 года об отказе в предоставлении ФИО1 отсрочки уплаты налога на доходы физических лиц и обязать Межрайонную инспекцию №3 Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия предоставить ФИО1 отсрочку по уплате налога на доходы физических лиц за 2014 год в размере 675 092 064 рубля сроком на один год, на основании заявления от 14 декабря 2015 года.
Оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия о признании незаконными решений об отказе в предоставлении отсрочки уплаты налога на доходы физических лиц, возложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия обязанности предоставить отсрочку по уплате налога на доходы физических лиц удовлетворить.
Признать незаконными Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия № 06-02/000014 от 11 января 2016 года и Решение Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия №13-09/01201 от 10 февраля 2016 года об отказе в предоставлении ФИО1 отсрочки уплаты налога на доходы физических лиц.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по Республике Мордовия предоставить ФИО1 отсрочку по уплате налога на доходы физических лиц за 2014 год в размере 675 092 064 (шестьсот семьдесят пять миллионов девяносто две тысячи шестьдесят четыре) рубля сроком на один год, на основании заявления от 14 декабря 2015 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Чамзинского районного суда
Республики Мордовия Г.И. Сорокина