ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-300/2022 от 11.01.2022 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Административное дело № 2а-300/2022 (2а-5746/2021)

УИД 48RS0001-01-2021-006721-06

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2022 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Полухина Д.И.,

при секретаре Коротневой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г.Липецка к заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области ФИО1, Межрайонному отделу по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области, УФССП России по Липецкой области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

администрация г. Липецка обратилась с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области ФИО1 от 02.11.2021 года по исполнительному производству -ИП, возбужденному 08.12.2020 года.

В обоснование требований истец указал, что заочным решением суда от 16.09.2020 года на администрацию г.Липецка была возложена обязанность предоставить ФИО2 на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, с учётом имеющегося у неё права на дополнительную жилую площадь. Заочное решение вступило в законную силу 17.11.2020 г. Полагая, что в данном случае отсутствует вина должника в неисполнении исполнительного документа, поскольку им предприняты все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда, просил суд освободить от взыскания вышеуказанного исполнительского сбора.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Межрайонный отдел по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области, в качестве заинтересованного лица – ФИО2

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Изучив представленные документы, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно части 2 статьи 112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с частью 3 статьи 112 упомянутого Федерального закона в случае неисполнения должником-организацией исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор составляет пятьдесят тысяч рублей.

Частью 7 статьи 112 указанного Федерального закона предусмотрено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

Принимая во внимание изложенное, а также положения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что своевременное исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли должника.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как усматривается из материалов дела, заочным решением Советского районного суда г.Липецка от 16.09.2020 года, вынесенным по гражданскому делу , на администрацию г. Липецка возложена обязанность предоставить ФИО2 на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, с учётом имеющегося у неё права на дополнительную жилую площадь. Заочное решение суда вступило в законную силу 17.11.2020 года.

На основании исполнительного листа, выданного 17.11.2020 года Советским районным судом г.Липецка, постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава МО по ВИП УФССП России по Липецкой области 08.12.2020 года возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника - администрации г. Липецка, предметом исполнения которого является обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение.

Одновременно должнику - администрации г. Липецка установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.

Данное постановление от 08.12.2020 года получено администрацией г. Липецка 21.12.2020 года.

02.11.2021 года в рамках данного исполнительного производства заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области ФИО1 было вынесено постановление о взыскании с администрации г.Липецка исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Из материалов исполнительного производства -ИП следует, что 24.12.2020г. после вступления решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО2 в законную силу, Департаментом ЖКХ администрации г. Липецка в адрес судебного пристава-исполнителя ФИО1 направлено письмо, в котором Департамент сообщал, что в настоящее время не имеется соответствующего свободного благоустроенного жилого помещения, в связи с чем Департаментом ЖКХ будут проведены необходимые мероприятия по приобретению за счет средств городского бюджета однокомнатной квартиры необходимой площадью.

В письме Департамента ЖКХ администрации г. Липецка от 28.12.2020 года на запрос судебного пристава-исполнителя ФИО1 от 14.12.2020 года, указано на направление Департаментом ЖКХ 18.12.2020 года в департамент финансов администрации г. Липецка письма о выделении средств в 2021 году при очередном уточнении бюджета г. Липецка, а также на то, что после решения сессии Липецкого городского совета депутатов, Департамент ЖКХ направит письмо в МУ «Управление капитального ремонта» г. Липецка о приобретении жилого помещения (однокомнатной квартиры) для ФИО2

В сообщении первого заместителя главы администрации г. Липецка от 15.04.2021 г. судебному приставу-исполнителю ФИО1 указано, что в составе муниципального жилищного фонда отсутствуют помещения, отвечающие установленным критериям. В целях исполнения исполнительных документов администрацией проведен ряд мероприятий, направленных, в том числе, на внесение изменений в бюджет города Липецка, проведение конкурсных процедур по закупке квартир. Администрацией г.Липецка предпринимаются все возможные эффективные, действенные меры, направленные на исполнение судебных актов.

Как следует из представленных документов, 18.05.2021г. и 06.07.2021 г. были размещены извещения о проведении аукционов, которые признаны несостоявшимися.

В письме Департамента ЖКХ от 18.08.2021 года в ответ на требование от 06.08.2021 года указано, что электронные аукционы по приобретению квартиры для ФИО2 по извещениям от 18.05.2021г. и 06.07.2021 г. не состоялись, при этом начальная (максимальная) цена контракта повысилась на 255 500 рублей (с 1 715 000 руб. по извещению от 18.05.2021 г. – до 1 970 500 руб. по извещению от 06.07.2021 г.). Согласно информации МУ «Управление капитального ремонта» г. Липецка минимальная стоимость однокомнатной благоустроенной квартиры на первичном рынке г. Липецка, пригодной для проживания инвалида, составляет 2 405 000 руб., и предусмотренных денежных средств недостаточно. Прорабатывается вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для приобретения благоустроенного жилого помещения для ФИО2 После решения сессии Липецкого городского совета депутатов будет повторно проведен аукцион по приобретению квартиры.

Судебным приставом 09.11.2021 г. выносилось требование в адрес должника об исполнении решения с установлением срока для исполнения в течение 7 дней с момента получения требования, в ответ на которое 19.11.2021 г. Департамент ЖКХ администрации г.Липецка сообщил, что для приобретения жилого помещения ФИО2 были выделены денежные средства, дважды опубликовывалось извещение о проведении аукциона, но ввиду отсутствия от потенциальных участников заявок на участие аукцион не состоялся. Решением Липецкого городского Совета депутатов от 26.10.2021г. были выделены дополнительные денежные средства. Направлена заявка на проведение повторного аукциона, ориентировочная дата проведения аукциона – 01.12.2021г., дата заключения контракта – 15.12.2021г. В имеющемся свободном муниципальном фонде, жилое помещение, пригодное для проживания ФИО2, отсутствует.

Аукцион, проведенный 03.12.2021г. был признан состоявшимся, по его итогам заключен муниципальный контракт от 24.12.2021г. №89 на приобретение взыскателю жилого помещения по адресу: <адрес>, городской округ <адрес>, общая площадь 41,3 кв.м. По акту приема-передачи от 24.12.2021 года АО «ДСК» (продавец, исполнитель) передал МУ «Управление капитального ремонта» <адрес> (заказчик, получатель) вышеуказанную квартиру, соответствующую условиям контракта, со всеми документами для последующей регистрации права собственности на неё и передачи квартиры в муниципальную собственность.

В настоящее время проводится ряд мероприятий для заключения с взыскателем договора найма указанного жилого помещения, что свидетельствует о принятии истцом мер по предоставлению благоустроенного жилого помещения.

Оценивая представленные заявителем доказательства, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае администрация г. Липецка не уклонялась от исполнения судебного решения, принимала меры к его исполнению.

С учётом конкретных обстоятельств и отсутствия вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок, суд в соответствии с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона РФ от 02 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» считает возможным удовлетворить заявление администрации г. Липецка и освободить её от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области ФИО1 от 02.11.2021 года по исполнительному производству -ИП, возбужденному 08.12.2020 года.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

освободить администрацию г. Липецка от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области ФИО1 от 02.11.2021 года по исполнительному производству -ИП, возбужденному 08.12.2020 года.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Д.И. Полухин

Решение в окончательной форме изготовлено 25 января 2022 года.