ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-300/2023 от 17.01.2024 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

№ 2а-300/2023 (2а-5509/2023)

УИД 27RS0003-01-2023-006420-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2024 года г. Хабаровск

Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Кибиревой О.В.,

при секретаре судебного заседания Агафоновой О.В.,

с участием представителя административного истца ООО «Транснефть – Дальний Восток» Соколова К.В., действующего на основании доверенности,

представителя административных ответчиков Семенюк С.А., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транснефть – Дальний Восток» к Военному комиссариату Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска, Призывной комиссии городского округа г. Хабаровск, ФКУ Военный комиссариат Хабаровского края об оспаривании решения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Транснефть – Дальний Восток» (далее ООО «Транснефть – Дальний Восток») обратилось в суд с административным иском к Военному комиссариату Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска, Призывной комиссии городского округа г. Хабаровск, ФКУ Военный комиссариат Хабаровского края об оспаривании решения, возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ обратилось в военный комиссариат Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска с письмом дсп от ДД.ММ.ГГГГ об оформлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время работнику - охраннику ведомственной охраны ООО «Транснефть - Дальний Восток», команды по охране НПС-1 «Комсомольская» отряда «Хабаровский» Ирганову Д.В.

Рассмотрев обращение ООО «Транснефть - Дальний Восток» военный комиссар Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска принял решение об отказе в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время Ирганову Д.В., которое изложил в письме за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в адрес в ООО «Транснефть - Дальний Восток» ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что решение административного органа об отказе в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу и в военное время Ирганову Д.В., изложенное в письме незаконным и необоснованным.

Указывает, что ООО «Транснефть - Дальний Восток» является дочерним обществом ПАО «Транснефть».

Письмом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне системообразующих организаций» ПАО «Транснефть» включено в перечень системообразующих организаций российской экономики, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ является стратегическим акционерным обществом, осуществляет свою уставную деятельность по транспортировке нефти и нефтепродуктов через организации системы «Транснефть», в том числе через ООО «Транснефть - Дальний Восток».

ООО «Транснефть - Дальний Восток» имеет мобилизационное задание, штатное расписание на военное время, а также осуществляет охранную деятельность нефтепровода территории четырех субъектов РФ силами собственной ведомственной охраны, входящей состав сил и средств Планов территориальной обороны четырех субъектов РФ (Амурске Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев), в связи с чем общество имеет мобилизационную нагрузку и вправе вести бронирование работающих граждан в соответствии с действующим законодательством.

На основании п. 27 протокола заседания комиссии Хабаровского края по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе от ДД.ММ.ГГГГ, общество включено в список организаций, осуществляющих бронирование граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, на территории Хабаровского края по основным кодам экономической деятельности 49,49.1, 49.3, 49.50.11, 49.50.12, 49.50.22, 02.4, 06, 38.22.11, 52.1, 84.22 в соответствии с Перечнем должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил РФ, работающие в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденным постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан пребывающих в запасе с от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит суд признать незаконным решение военного комиссариата Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время Ирганову Д.В.; обязать административного ответчика предоставить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время Ирганову Д.В.; взыскать с административного ответчика понесенные административным истцом судебных расходов по оплате государственной пошлине в размере 2 000 рублей.

Определением суда от 12.12.2023 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечена призывная комиссия городского округа г. Хабаровск, ФКУ Военный комиссариат Хабаровского края, в качестве заинтересованного лица привлечен Ирганов Д.В.

В представленных возражениях на требования изложенные в административном исковом заявлении, представитель административных ответчиков Семенюк С.А. указала, что согласно Указу Президента Российской Федерации № 647 от 21.09.2022 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», в соответствии с Федеральными законами от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», и от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», 21.09.2022 в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.

Ссылается на то, что бронированию подлежит должность до начала мобилизации, однако сведений о бронировании должности сотрудника Ирганова Д.В. до объявления мобилизации от организации ООО «Транснефть-Дальний Восток», не поступали.

Указывает, что ООО «Транснефть-Дальний Восток», не являющимся предприятием оборонно-промышленного комплекса.

На основании телеграммы военного комиссариата Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ в бронировании и постановке на специальный учет Ирганова Д.В. было отказано, поскольку из указанной телеграммы следует, что бронирование осуществляется за счет свободных остатков людских мобилизационных ресурсов (т.е. военнообязанных не предназначенных в команду), а так же граждан, вновь прибывших для постановки на воинский учет. Прапорщик запаса Ирганов Д.В. состоит на воинском учете в военном комиссариате с ДД.ММ.ГГГГ и предназначен в команду , имеет дефицитную воинскую специальность - техник.

Указывает, что согласно требованиям законодательства, бронированию подлежит должность из утвержденного комиссией перечня должностей, но не конкретный работник.

Кроме того, административным истцом не представлено доказательств, что Ирганов Д.В. является единственным сотрудником, выполняющим функции охранника, а так же не доказано, что должность Ирганова Д.В. предусматривает выполнение критически необходимых важных функций и возможность передачи их другому работнику, в противном случае угрожало бы подрыву стабильности и безопасности жизнедеятельности организации, затрудняло бы решение производственных или экономических вопросов.

Обращает внимание на то, что до настоящего времени в Российской Федерации продолжают действовать правовые нормы, характерные для периода частичной мобилизации.

Представитель административного истца Соколов К.В. в судебном заседании поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Семенюк С.А., в судебном заседании с исковым заявлениям не согласилась, ссылаясь на доводы изложенные в возражениях на административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо Ирганов Д.В., в судебное заседание не явился, согласно сведений предоставленных представителем административного истца Соколовым К.В. о дате и времени рассмотрения дела Ирганов Д.В. извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Принимая во внимание, что неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, оснований для отложения рассмотрения дела не имеется, суд считает возможным на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Указом Президента РФ № 647 от 21.09.2022 «Об объявлении частичной мобилизации в РФ» с 21.09.2022 в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация и предписано осуществить призыв граждан РФ на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ.

В силу п.2 ст.1 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 26.02.1997 №31-ФЗ) под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

На основании ст.17 Федерального закона №31-ФЗ от 26.02.1997 призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, в том числе признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев (ст.18 Федерального закона №31-ФЗ от 26.02.1997).

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации (п.2 ст.18 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ).

В силу ст. 22 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии со ст.23 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ, бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации - последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки.

Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются настоящим Федеральным законом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ).

В соответствии с п.2 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 №719 основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Воинский учет граждан по месту их работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, данным Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны РФ (п.9 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 №719).

Согласно п. 3 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Пунктом 14 вышеуказанных Методических рекомендаций предусмотрено, что воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и на военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, а также подразделениях таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу, на должностях рядового и начальствующего состава, имеющие специальные звания.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

В соответствии с пунктом <данные изъяты>.

Согласно п. 2 Правил бронирования граждан в РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Силах РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 (далее - Правила №156) бронирование граждан, пребывающих в запасе, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными рабочими и служащими) путем заблаговременного и рационального распределения их между Вооруженными Силами РФ, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Подпунктом «б» п. 3 Правил №156 бронирование граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в органах и организациях, выполняющих комплекс мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время.

Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденной Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе от ДД.ММ.ГГГГс.

Согласно п.20 указанной Инструкции бронирование граждан, пребывающих в запасе, ведется по следующим видам бронирования:

а) по Перечню, утверждаемому Межведомственной комиссией, об основных видах экономической деятельности организаций и структурных подразделений, входящих в состав органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, наименования должностей и профессий, по которым гражданам, пребывающим в запасе, предоставляется отсрочка;

б) по отдельным постановлениям Межведомственной комиссии.

На весь период мобилизации прекращается бронирование граждан, пребывающих в запасе, призываемых на военную службу по мобилизации, если они в мирное время не были забронированы (п.59).

В судебном заседании установлено, что согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ Ирганов Д.В. принят в ООО «Транснефть-Дальний Восток» на работу в команду по охране НПС-1 «Комсомольская» Отряда «Хабаровский» управления безопасности на должность ведомственной охраны.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Транснефть – Дальний Восток» в рамках проведения работы, направленной на осуществление бронирования работников, в адрес военного комиссариата Центрального и Железнодорожного районов города Хабаровска, был направлен для согласования список работников по форме , подлежащих бронированию, в котором был указан прапорщик Ирганов Д.В., охранник ведомственной охраны.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ военный комиссар Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска, на основании телеграммы от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Транснефть – Дальний Восток» в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в отношении гражданина Ирганова Д.В. было отказано.

Из телеграммы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в военным комиссарам направлен уточненный перечень организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный приказом Минпромторга России дсп от ДД.ММ.ГГГГ, в который ООО «Транснефть – Дальний Восток» не включено.

В телеграмме 2/83/1046 от ДД.ММ.ГГГГ указано на продолжение работы по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе ВС РФ организаций, на период мобилизации и на военное время, которую проводить в соответствии с Инструкцией от ДД.ММ.ГГГГс.

Согласно указаниям военного комиссара Хабаровского края, поступившим в военные комиссариаты Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ (телеграмма ), требовалось: бронирование осуществлять за счет свободных остатков людских мобилизационных ресурсов, а также граждан, вновь прибывающих для постановки на воинский учет. При этом не допускать снижения качества комплектования команд (партий); при отсутствии текущей возможности перераспределения людских мобилизационных ресурсов для бронирования сотрудников (работников) организаций официально уведомлять их руководство об организации данной работы при наличии свободных ресурсов.

Из сведений, представленных представителем административных ответчиков, следует, что Ирганов Д.В. состоит на воинском учете в военном комиссариате с ДД.ММ.ГГГГ и предназначен в команду 78570, в связи с чем не может быть забронирован, поскольку бронирование осуществляется за счет граждан, которые не включены в команду.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания отказа военного комиссара Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска в бронировании работника ООО «Транснефть – Дальний Восток» Ирганова Д.В. незаконным, поскольку отказ основан на требованиях вышеприведенных норм права, а также Методических рекомендациях и Инструкции, устанавливающих порядок проведения работ по бронированию.

Несогласие административного истца с основанием полученного отказа само по себе не свидетельствует о его незаконности.

То обстоятельство, что ООО «Транснефть – Дальний Восток» включено в список организацией осуществляющих бронирование граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, на территории Хабаровского края, а также то, что ПАО «Транснефть» включено в перечень системообразующих организаций российской экономики и является стратегическим акционерным обществом, не является безусловным основанием для осуществления бронирования в отношении всех сотрудников общества.

Таким образом, доводы представителя административного истца о незаконности отказа военного комиссариата Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска в бронировании работника ООО «Транснефть – Дальний Восток» Ирганов Д.В. не нашли своего подтверждения.

Для признания постановления, решения органа, должностного лица незаконным необходимо наличие двух обстоятельств: несоответствие действующему законодательству, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Таких обстоятельств судом не установлено, поскольку действия по отказу в бронировании работника соответствовали закону, права административного истца не были нарушены.

Руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о законности оспариваемого отказа военного комиссариата Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска в бронировании работника ООО «Транснефть – Дальний Восток» Ирганова Д.В., в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь положениями ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Транснефть – Дальний Восток» к Военному комиссариату Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска, Призывной комиссии городского округа г. Хабаровск, ФКУ Военный комиссариат Хабаровского края об оспаривании решения, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска.

Судья О.В. Кибирева

Мотивированное решение составлено 31.01.2024.

Судья О.В. Кибирева