ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3011/2023 от 18.10.2023 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

61RS0012-01-2023-003070-92 № 2а-3011/2023

Мотивированное решение суда изготовлено 18.10.2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 октября 2023 года г. Волгодонск

ул. Морская, 108

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Тушиной А.В.,

с участием представителя административного истца Сайганова А.С.,

представителей административных ответчиков Голубович Н.Н., Зыбиной Е.С.,

при секретаре Киричкове И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление К. к административным ответчикам Межрайонной ИФНС России по <адрес>, УФНС России по <адрес> о признании решения налогового органа незаконным, обязании произвести перерасчет НДФЛ

УСТАНОВИЛ:

К. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий налогового органа.

Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>, кадастровый . Право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , было зарегистрировано за ним как на вновь возведенный объект, на основании технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ и Договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Выпиской из ЕГРН, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости отчужден. После продажи квартиры, ДД.ММ.ГГГГ он переехал на постоянное место жительства в <адрес> и зарегистрировался по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенных контрольных мероприятий по проверке дохода К. Межрайонной ИФНС России по <адрес> было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В рамках проведённой проверки МИФНС России по РО пришла к выводу, что проданный К. жилой дом находился в его собственности менее 5 лет, т.е. менее минимального срока владения в соответствии со ст. 217.1 НК РФ. В связи с чем, административный ответчик начислил налог на доходы физических лиц в размере 273 000 рублей, а также пени в сумме 11270,35 руб., штраф в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ (с учетом смягчающих обстоятельств) в размере 6825,00 руб., штраф в соответствии с п.1 ст. 119 НК РФ (с учетом смягчающих обстоятельств) в размере 5118,75 руб.

Административный истец, не согласившись с данным решением, подал жалобу в УФНС России по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ решением УФНС России по <адрес>К. отказано в удовлетворении поданной им жалобы.

К. считает решение налогового органа незаконным, необоснованным, поскольку оно не основано на нормах Налогового Кодекса РФ, в обоснование своих доводов указывает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) доходы, получаемые налогоплательщиками - физическими лицами от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

По общему правилу в соответствии с нормами статьи 217.1 НК РФ установлено, что минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения, составляет пять лет, а в случае если право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации - три года.

Подпунктом 1 пункта 6 статьи 217.1 НК РФ установлено, что Законом субъекта Российской Федерации минимальный предельный срок владения имуществом может быть уменьшен вплоть до нуля.

Законом <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об установлении на территории <адрес><адрес> минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи объекта недвижимого имущества» минимальный предельный срок владения имуществом для всех категорий налогоплательщиков установлен три года.

Данные правила вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ и применяются в отношении объектов недвижимости, приобретенных в собственность с ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно, доход, полученный с ДД.ММ.ГГГГ физическими лицами от продажи недвижимого имущества, расположенного на территории <адрес><адрес>, освобождается от налогообложения налогом на доходы физических лиц при условии, что срок нахождения недвижимости в собственности налогоплательщика составляет три года и более.

Сделка по продаже производилась в <адрес><адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, где административный истец был зарегистрирован, проживал фактически и состоял на учете в качестве налогоплательщика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до отъезда в <адрес>, а жилой дом находился в собственности более 3-х лет.

Таким образом, административный ответчик необоснованно произвел начисление налога на доходы физического лица, поскольку не учел Закон <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ, руководствуясь при этом общими нормами НК РФ.

На основании вышеизложенного, можно утверждать, что поскольку на момент сделки по продаже недвижимого имущества административный истец проживал в <адрес> – Югры, состоял на налоговом учете в Инспекции МНС России по <адрес>, и, переехав в <адрес>, уже после продажи жилого дома, был поставлен на налоговый учет как налогоплательщик в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ год, расчет подлежащего к уплате налога подпадает под юрисдикцию Закона <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ, и руководствоваться административным ответчикам необходимо им. В данной ситуации специальный закон находится в приоритете над общим, о чем императивно говорит подпункт 1 пункта 6 статьи 217.1 НК РФ.

Таким образом, если жилой дом в <адрес> был в собственности 3 года и более - налогом продажа объекта не облагается. Сдача налоговой декларации также не требуется, поскольку согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Соответственно, если налогоплательщик освобожден от уплаты налога, то он освобождается и от обязанности подачи декларации.

На основании изложенного, административный истец просил суд решение Межрайонной ИФНС России по <адрес> о привлечении к ответственности К. за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить, и обязать Межрайонную ИФНС России по <адрес> произвести перерасчет НДФЛ.

Административный истец К. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя, явку которого в суд обеспечил. Административное дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. ст. 150, 226 КАС РФ.

Представитель административного истца Сайганов А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что ссылка представителей Управления ФНС России по <адрес> и Межрайонной ИФНС России по <адрес> в своих отзывах на исковое заявление на Письмо ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N БС-4-11/14345@ «Об определении минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц» несостоятельна.

Согласно данному письму «На практике встречаются случаи, когда физическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе одного региона, продает объект недвижимого имущества, находившийся в его собственности от 3 до 5 лет и расположенный в другом регионе, в котором на основании подпункта 1 пункта 6 статьи 217.1 Кодекса принят соответствующий закон о снижении минимального предельного срока владения объектом недвижимости (к примеру, до 3 лет).

В таких случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества необходимо исчислять с учетом нормативно-правовых актов, принятых во исполнение подпункта 1 пункта 6 статьи 217.1 Кодекса тем субъектом Российской Федерации, в котором физическое лицо состоит на учете по месту жительства, независимо от наличия (отсутствия) таких актов в регионе по месту нахождения проданного имущества.»

Данное письмо подтверждает позицию административного истца: применять необходимо то законодательство, которое действует в регионе, где продавец квартиры на момент сделки находился на учете в качестве налогоплательщика, в данном случае таким регионом является Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, т.к. на момент продажи жилого дома и вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, административный истец был зарегистрирован в Ханты-Мансийском-автономном округе – Югры, и состоял на налоговом учете в Инспекции ФНС России по <адрес>. Общие положения Налогового кодекса РФ были бы применимы в том случае, если бы К. не имел постоянной регистрации по месту жительства и не состоял бы на налоговом учете как налогоплательщик в <адрес> – Югры. Иначе понимать данное письмо было бы явной несправедливостью по отношению к налогоплательщикам, и одновременно нарушением статьи 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России по <адрес> – Голубович Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в удовлетворении административных исковых требований просила отказать.

Представитель административного ответчика УФНС по <адрес> – Зыбина Е.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, в удовлетворении административных исковых требований просила отказать.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав имеющиеся в административном деле письменные доказательства по административному делу, оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно части 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

В силу части 7 указанной статьи НК РФ постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании информации, представляемой органами, указанными в подпунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

Согласно ст. 13 НК РФ, установлены виды федеральных налогов и сборов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, среди которых значится налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации и не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся, в том числе, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, в силу пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В силу п. 3 ст. 210 НК РФ, установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества".

В силу пункта 17.1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период, от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 217.1 НК РФ освобождение от налогообложения доходов, указанных в абзаце втором пункта 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, получаемых физическими лицами за соответствующий налоговый период, а также определение налоговой базы при продаже недвижимого имущества осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (пункт 2 статьи 217.1 НК РФ).

В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (пункт 4 статьи 217.1 НК РФ).

Законом субъекта Российской Федерации вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества может быть уменьшен минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в пункте 4 настоящей статьи (подпункт 1 пункта 6 статьи 217.1 НК РФ).

Согласно закону <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об установлении на территории <адрес> – Югры минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи объекта недвижимого имущества» в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 ст. 217.1 НК РФ уменьшен установленный пунктом 4 указанной статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, расположенного на территории <адрес><адрес> до трех лет в целях освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 223 Гражданского кодекса РФ недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации.

В соответствии со ст. 228 НК РФ, физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет; обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию; обязаны уплатить общую сумму налога.

В соответствии с п. 4 ст. 228 НК РФ, налог уплачивается налогоплательщиком не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (с учетом требований п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим периодом.

За невыполнение требований налогового законодательства и совершение налоговых правонарушений Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность.

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В силу п. 1 ст. 122 НК РФ, установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы иного неправильного исчисления налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу, согласно п. 3 ст. 108 НК РФ.

Допущенное нарушение в соответствии со ст. 75 НК РФ влечет начисление пени на сумму неуплаченного налога.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в т.ч. налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанностей по уплате налога и сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня исчисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты или сбора.

Согласно п. 1.2 ст. 88 НК РФ, в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с пп. 2 п. 1 и п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ, по месту нахождения налогового органа в соответствии с настоящей статьей на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о таком налогоплательщике и об указанных доходах, имеющихся у налогового органа, проводится камеральная налоговая проверка.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГК. на основании технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ и Договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником земельного участка по адресу: <адрес> и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером 86:10:0101127:731.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом осуществлена государственная регистрация права собственности на жилой дом (л.д. 18-20).

С 1989 года К. был зарегистрирован, фактически работал на Сургутской ГРЭС-1 и проживал в <адрес> – Югры (л.д. 29-33).

В период с 2019 года по ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован по месту жительства во вновь возведенном жилом доме по адресу: <адрес> кадастровый , что подтверждается паспортом гражданина РФ (л.д. 9-10).

ДД.ММ.ГГГГК. был поставлен на налоговый учет в налоговом органе по месту жительства Инспекцию МНС России по <адрес> (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ произведена регистрация прекращения права собственности К. в отношении названного имущества в связи с отчуждением дома и земельного участка по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ

Стоимость объекта недвижимости составляла 3 100 000 рублей, земельного участка 800 000 рублей.

Как усматривается из материалов дела на момент продажи жилого дома и земельного участка административный истец состоял на учете в налоговом органе Инспекции МНС России по <адрес> как налогоплательщик, поскольку имел регистрацию по месту жительства, и снят с регистрационного учета в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ года

ДД.ММ.ГГГГК. переехал на постоянное место жительства в <адрес> и был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 9-11).

С ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет как налогоплательщик в <адрес>.

Срок представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма -НДФЛ) за 2021 год в соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ - 30.04.2022г.

Административный истец не представил первичную Декларацию до ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи, Межрайонной ИФНС России по <адрес> в соответствии со ст. 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка в отношении доходов, полученных налогоплательщиком К. за 2021 год в результате продажи недвижимого имущества.

К. в соответствии со статьей 88 НК РФ направлено почтой заказным письмом с уведомлением требование о представлении пояснений от ДД.ММ.ГГГГ. В данном требовании административный истец предупреждался, что в случае непредставления пояснения и подтверждающих документов, налоговым органом будет исчислен налог к уплате на основании сведений, имеющихся у налогового органа (л.д. 18).

Указанный документ не получен налогоплательщиком, и возвращен адресату за истечением срока хранения, что подтверждается отчетом об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором 80080476728949 (л.д. 59 оборотная сторона), в связи с чем, налогоплательщиком пояснение и документы, запрашиваемые налоговым органом, предоставлены не были.

По поступившим сведениям составлен Акт камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64-66).

Акт от ДД.ММ.ГГГГ и извещение о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ отправлены налогоплательщику почтой заказным письмом с уведомлением ДД.ММ.ГГГГ, однако направленные документы не получены налогоплательщиком, что подтверждается отчетом об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором 80105077294850 (л.д. 67 оборотная сторона), в связи с чем, К. положением, предусмотренным п. 6 ст. 100 НК РФ, по предоставлению возражений по акту проверки в целом или его отдельным положениям, не воспользовался.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки в отношении К. в отсутствии налогоплательщика, на основании чего был составлен протокол рассмотрения материалов налоговой проверки.

ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенных контрольных мероприятий по проверке дохода К. Межрайонной ИФНС по <адрес> вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения К.. В рамках проведенной проверки ИФНС по <адрес> пришла к выводу, что проданный К. жилой дом с кадастровым номером 86:10:0101127:731, расположенный по адресу: <адрес>, находился в его собственности менее 5 лет, т.е. менее минимального срока владения в соответствии со ст. 217.1 НК РФ. В связи с чем, административный ответчик начислил налог на доходы физического лица в размере 273 000 рублей, а также пени в сумме 11270,35 руб., штраф в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ (с учетом смягчающих обстоятельств) в размере 6825,00 руб., штраф в соответствии с п.1 ст. 119 НК РФ (с учетом смягчающих обстоятельств) в размере 5118,75 руб.

В связи с тем, что право собственности на проданное недвижимое имущество возникло после ДД.ММ.ГГГГ, то доход был определен Инспекцией в соответствии со ст. 214.10 НК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 325-Ф3).

Расчет налогооблагаемой суммы дохода от продажи недвижимого имущества в 2021 году в отношении К. произведен налоговым органом на основании официальных данных, полученных из органов осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и находящимся в Федеральном информационном ресурсе.

По данным информационного ресурса, за К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован жилой дом с кадастровым номером 86:10:0101127:731, расположенный по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость на 1 января отчетного года составила –1826906,63 руб. с учетом понижающего коэффициента 0,7 – 1278834,64 руб.

Согласно данным налогового органа, что не оспаривалось представителем административного истца, цена спорного объекта по договору купли-продажи составляет 3100000 руб. таким образом, стоимость имущества, принятая налоговым органом для целей налогообложения равна – 3100000,00 руб.

С учетом изложенного, сумма облагаемого налога составила 2 100 000 руб. (3100 000 – 1 000 000), а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 273 000 руб..

Данное решение было направлено налогоплательщику почтой заказным письмом с уведомлением ДД.ММ.ГГГГ, и получено последним ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74-75).

ДД.ММ.ГГГГ. в МИФНС N 4 по <адрес>К. направлено обращение об отсутствии обязанности по предоставлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 с приложением договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, паспорта гражданина РФ, Закона ХМАО N 70-ОЗ (л.д. 37-38).

ДД.ММ.ГГГГ МИФНС N 4 по <адрес> дан ответ на обращение К., в котором разъяснена обязанность налогоплательщиков по предоставлению декларации о доходах в налоговый орган по месту своего учета, вновь указано, что владение недвижимым имуществом составило менее 5 лет, в связи с чем, доход от его продажи подлежит налогообложению (л.д. 35-36).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец, не согласившись с данным решением, подал жалобу в Управление ФНС России по <адрес>, в которой указал на отсутствие обязанности по предоставлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год с приложением договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ1., паспорта, Закона ХМАО N 70-ОЗ (л.д. 45-47)..

ДД.ММ.ГГГГ Решением Управления ФНС России по <адрес> по жалобе К. было отказано в удовлетворении поданной им жалобы (л.д. 39-42).

Таким образом, процедура проведения камеральной налоговой проверки и рассмотрение вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности соблюдена. Расчеты налогового органа судом проверены и признаны верными.

Административный истец К. обратился в суд с указанным административным иском, считая незаконным начисление НДФЛ, штрафов и пени за налоговое правонарушение, полагая, что обязанности подавать декларацию на доходы физических лиц у него не возникло, проданный им жилой дом находился в собственности больше минимального предельного срока с учетом положений закона <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об установлении на территории <адрес> – Югры минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи объекта недвижимого имущества».

Судом принимаются доводы административного истца о том, что возникшие правоотношения регулируются Законом <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об установлении на территории <адрес> – Югры минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи объекта недвижимого имущества».

Как установлено судом жилой дом находился в собственности К. более 3 лет, но менее 5 лет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На момент продажи жилого дома административный истец имел постоянную регистрацию на территории <адрес> – Югры вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, и, соответственно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в налоговом органе <адрес><адрес><адрес>.

ДД.ММ.ГГГГК. переехал на постоянное место жительство в <адрес> и был снят с регистрационного учета в <адрес> и зарегистрирован по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ административный истец состоит на учете как налогоплательщик в МИФНС России по <адрес>.

Согласно разъяснениям ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №БС-4-11/14345@ (согласованы с Минфином России письмом от ДД.ММ.ГГГГ N 03-04-07/100488), в ситуациях, когда физическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе одного региона, продает объект недвижимого имущества, находившийся в его собственности от 3 до 5 лет и расположенный в другом регионе, в котором на основании подпункта 1 п. 6 ст. 217.1НК РФ принят соответствующий закон о снижении минимального предельного срока владения объектом недвижимости, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества необходимо исчислять с учетом нормативно-правовых актов, принятых во исполнение подпункта 1 п. 6 ст. 217.1НК РФ тем субъектом Российской Федерации, в котором физическое лицо состоит на учете по месту жительства, независимо от наличия (отсутствия) таких актов в регионе по месту нахождения проданного имущества.

Согласно разъяснениям Департамента налоговой политики (согласованы с Минфином России письмом от ДД.ММ.ГГГГ N 03-04-07/87163) по вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи недвижимого имущества, особенности налогообложения доходов физических лиц от продажи недвижимого имущества, установленные законом субъекта Российской Федерации, применяются физическими лицами, являющимися плательщиками НДФЛ в отношении указанных доходов по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному Кодексом, - при отсутствии места жительства) в таком субъекте Российской Федерации на момент государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный объект недвижимого имущества.

Судом установлено, что государственная регистрация перехода права собственности на жилой дом: расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>, тер СОПК «Север», ул. 1 <адрес>, произведена ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.

Согласно сведениям Росреестра право собственности К. на указанный жилой дом было зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ и прекращено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. К. фактически владел указанным объектом недвижимости более 3-х лет, что превышает минимальный предельный срок владения недвижимым имуществом, установленный Законом <адрес><адрес>-ОЗ. Доказательств обратного административными ответчиками в материалы дела не предоставлено.

Согласно действующему налоговому законодательству налогоплательщик вступает в налоговые правоотношения по месту своего налогового учета, которое в отношении физического лица определяется местом регистрации или фактического проживания.

Как установлено судом и не оспаривалось административными ответчика, К. до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес> – Югры, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в налоговом органе <адрес> – Югры – Инспекция МНС России по <адрес>.

С учетом изложенного, суд, разрешая заявленные требования, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 21, статьи 45, пункта 7 статьи 83, пункта 1.2 статьи 88. пункта 1 статьи 207, пункта 1 статьи 210, пункта 17.1 статьи 217, пунктов 2 и 4, подпункта 1 пункта 6 статьи 217.1, статьи 228, пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 1 и 2 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 70-оз "Об установлении на территории <адрес> - <адрес> минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи объекта недвижимого имущества", Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 107-ох "О внесении изменений в отдельные законы <адрес>", приходит к выводу, что, поскольку административный истец на момент продажи недвижимого имущества, а также на момент государственной регистрации перехода права собственности на проданное недвижимое имущество и вплоть до ДД.ММ.ГГГГ состоял на налоговом учете по месту регистрации в <адрес> - Инспекции МНС России по <адрес>, его налоговая обязанность определяется положениями НК РФ, а также законами <адрес><адрес>, следовательно, на административного истца могут быть распространены положения нормативных актов, действующих на территории иных субъектов Российской Федерации, в данном случае, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Специальные минимальные предельные сроки владения объектом недвижимости, которые могут быть распространены на административного истца, на территории <адрес> имеются, в связи с чем, при исчислении указанного налога для лиц, являющихся плательщиками налогов на территории <адрес> - Югры, применению подлежат положения Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенности налогообложения доходов физических лиц от продажи недвижимого имущества, установленные законом субъекта Российской Федерации, в данном случае <адрес> – Югра.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что доход К. от продажи жилого дома, подлежал освобождению от налогообложения, а оспариваемое решение налогового органа является неверным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административные исковые требования К.. к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес>, Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы по <адрес> о признании незаконным решения МИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для возложения обязанности на МИ ФНС России по <адрес> по осуществлению перерасчета НДФЛ, поскольку признание незаконным и отмена решения МИ ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, само по себе порождает правовые последствия для МИ ФНС России по освобождению К. от уплаты НДФЛ и штрафных санкций, и влечет восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск К. к административным ответчикам Межрайонной ИФНС России по <адрес>, УФНС России по <адрес> о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить.

Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении К.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись