ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3012/2016 от 29.04.2016 Пушкинского городского суда (Московская область)

дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> г. Пушкино

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Курлаевой И.В.,

при секретаре Воробьевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Терещенко С. В. об оспаривании действий (бездействия) администрации Пушкинского муниципального района Московской области,

у с т а н о в и л :

Терещенко С.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации Пушкинского муниципального района Московской области, выразившегося в невыдаче предписаний от <дата> и <дата> на демонтаж рекламных конструкция – отдельно стоящих щитов размером 3 х 6 кв.м, расположенных по адресу: <данные изъяты>; признании незаконными действий администрации пушкинского муниципального района Московской области по демонтажу указанных выше рекламных конструкций и обязании административного ответчика вернуть рекламные конструкции (л.д. 9-11).

В обоснование иска указал, что <дата> администрацией Пушкинского муниципального района Московской области совместно с МБУ «Маркетинг, информации, реклама», МБУ «Пушгорхоз» произведен демонтаж принадлежащих истцу двух рекламных конструкций, указанных выше. В нарушении действующего законодательства административному истцу не были выданы предписания на демонтаж рекламных конструкций, в связи с чем были нарушены права истца на самостоятельный демонтаж рекламных конструкций, в том числе с применением квалифицированной рабочей силы, а также на возможность перемещения элементов конструкций на хранение, возможность обжалования действий органов местного самоуправления. Предписания от <дата> были предъявлены владельцу непосредственно в момент проведения их демонтажа. Административному ответчику был известен владелец рекламных конструкций, в связи с чем он не был лишен возможности своевременной выдачи предписаний. Оспариваемыми действиями административного ответчика по демонтажу рекламных конструкций, по мнению административного истца, нарушены его права, в том числе право собственности на рекламные конструкции.

В ходе рассмотрения дела стороной административного истца были уточнены заявленные требования в части возложения обязанности на административного ответчика вернуть рекламные конструкции. Указанные требования сняты административным истцом (л.д. 52).

Представитель Терещенко С.В. по доверенности Леошина Ю.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель администрации Пушкинского муниципального района Московской области по доверенности Чистякова О.А. в судебном заседании возражала удовлетворению заявленных требований, указав, что бездействие органа местного самоуправления отсутствует, а действия по демонтажу были совершены в соответствии с нормами действующего законодательства.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит административный иск Терещенко С.В. не подлежащим удовлетворению.

Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 22 КАС РФ, Федеральным законом «О рекламе».

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

<дата> администрацией в соответствии со статьей 19 Федерального закона от <дата> № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон № 38-ФЗ) выдано предписание -М об обязании демонтировать в срок до <дата> рекламные конструкции в виде щитов отдельно стоящих размером 6,0 х 3,0 м, расположенных по адресам согласно Приложению, (л.д. 37-39). Согласно Приложению к предписанию обязанность по демонтажу возложена в том числе и на административного истца Терещенко С.В. в отношении четырех его рекламных конструкций, в том числе в отношении двух указанных выше конструкций.

<дата> администрацией выданы предписаний в отношении двух рекламных конструкций, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 41-42). В сведениях о лице, которому выданы предписания указано, что владелец рекламных конструкций не установлен.

<дата> ответчиком произведен демонтаж рекламных конструкций по указанному адресу (л.д. 45-46).

В силу п.п. 15.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе. Порядок выдачи и аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района регулируется ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ст. 19 Закона № 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частями 5, 5.1 ст. 19 Закона № 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.

В силу ч. ч. 9, 13 ст. 19 Закона № 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев (ч. 17 ст. 19 Закона № 38-ФЗ).

Пунктом 10 ст. 19 Закона № 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (ч. 21 ст. 19 Закона № 38-ФЗ).

Согласно ч. 21.1 ст. 19 Закона № 38-ФЗ если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории Пушкинского муниципального района Московской области, утвержденное решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> «Об утверждении Положения о наружной рекламе и средствах размещения рекламной информации на территории Пушкинского муниципального района Московской области» разработано с целью реализации полномочий на территории Пушкинского муниципального района Московской области по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и разрешений на установку средств размещения информации, устанавливает требования к их территориальному размещению, эксплуатации и демонтажу (п. 1.3).

Согласно п. 4.2 Положения установка и эксплуатация рекламной конструкции на территории Пушкинского муниципального района допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданного администрацией в установленном разделом порядке настоящего постановления.

В соответствии с п. 9.2 Положения Установка и эксплуатация рекламной конструкции без действующего Разрешения (самовольная установка) не допускается.

Положением предусмотрено:

9.6.1. Демонтаж рекламной конструкции, установленной без разрешения, срок действия которого не истек, производится на основании предписания администрации Пушкинского муниципального района. Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания о демонтаже рекламной конструкции, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

9.6.2. Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в пункте 9.6.1 настоящего Положения обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, администрация выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

9.6.3. Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в пункте 9.6.1 настоящего Положения обязанность по демонтажу рекламной конструкции или если собственник неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию администрации владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

9.6.4. Если владелец рекламной конструкции или собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, неизвестен, информация о выявленных самовольных рекламных конструкциях размещается на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

9.6.5. Если владелец рекламной конструкции или собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, по истечении месяца со дня публикации информации о выявленных самовольных рекламных конструкциях остается неизвестен, администрация вправе произвести принудительный демонтаж данных рекламных конструкций на основании предписания о принудительном демонтаже самовольно установленной рекламной конструкции (приложение N 6 к настоящему Положению).

Судом установлено, что разрешение на вышеуказанные рекламные конструкции администрацией Пушкинского муниципального района не выдавалось, что не оспаривалось стороной административного истца в ходе рассмотрения дела.

Информация о выданном администрацией Пушкинского муниципального района предписании от <дата> была размещена на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет <дата> (л.д. 49).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии бездействия администрации по выдаче административному истцу предписания на демонтаж указанных выше рекламных конструкций.

Из пояснений стороны административного истца в ходе судебного заседания следует, что рекламные конструкции, указанные в предписании от <дата> (п.16, п. 17 Приложения) и указанные в предписаниях от <дата>, являются одними и теми же рекламными конструкциями. Кроме того, указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела фотографиями рекламных конструкций (л.д. 43-44).

Вынесение предписаний от <дата> в отношении рекламных конструкций административного истца и размещение их на сайте после осуществления демонтажа, не свидетельствует о бездействии административного ответчика по их выдаче истцу, поскольку данные предписания повторяют требования предписания от <дата>, которые в установленном порядке были доведены до владельцев рекламных конструкций, включая Терещенко С.В.

Довод истца о том, что ему не было известно о выданном <дата> предписании, суд находит несостоятельным.

Указанный довод опровергается представленным в материалы дела графиком демонтажа рекламных конструкций, направленным истцом в специализированную организацию (л.д. 36). С учетом представленного истцом графика он знал о проведении демонтажа рекламных конструкций на территории Пушкинского муниципального района, в том числе и принадлежащих ему.

Обращение истца в администрацию с заявлением о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций не подтверждает его довод о том, что на момент выдачи предписаний административному ответчику был известен владелец указанных выше конструкций.

Довод истца о том, что на рекламных конструкциях имелась информация об административном истце, суд также находит несостоятельным.

На рекламных щитах отсутствовала информация об истце, что подтверждается распечаткой информации об объекте, указанном на рекламных конструкциях истца (л.д. 47).

По истечении месяца демонтаж указанных выше рекламных конструкций истцом осуществлен не был, в связи с чем администрацией обосновано в силу приведенных выше положений действующего законодательства <дата> произведен демонтаж данных рекламных конструкций.

Оценив, представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу о законности действий ответчика и об отсутствии нарушений прав истца со стороны ответчика, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения на администрацию Пушкинского муниципального района обязанности по устранению нарушений прав Терещенко С.В.

Поскольку на день рассмотрения гражданского дела и принятия по нему решения оснований утверждать о наличии нарушения прав и свобод Терещенко С.В. и необходимости в связи с этим возложения на ответчика обязанности по устранению таких нарушений у суда не имеется, суд в соответствии со ст. 227 КАС РФ отказывает в удовлетворении административного иска.

Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст. 84 КАС РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Терещенко С. В. об оспаривании действий (бездействия) администрации Пушкинского муниципального района Московской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.

Судья: