ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3012/2023 от 06.12.2023 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело №2а-3012/2023

УИД 24RS0013-01-2023-001780-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2023 года пгт. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Хомченко И.Ю.,

при секретаре Лошмановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Будылова Виталия Николаевича к Администрации Емельяновского района Красноярского края, Муниципальному казенному учреждению «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Будылов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Емельяновского района Красноярского края о признании действий незаконными, возложении обязанности. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что постановлением Шуваевского сельского совета Емельяновского района Красноярского края №708 от 30.09.2022 установлен вид разрешенного использования формируемого земельного участка, которому впоследствии присвоен кадастровый номер <адрес> - места для пикников, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха. Постановлением Администрации Емельяновского района Красноярского края №2629 от 12.12.2022 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1 150 кв.м., расположенного по адресу: Россия. Красноярский <адрес> с категорией земель - земли населенных пунктов; с целью использования - места для пикников, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха; территориальная зона -ЕЛ. Истец Будылов В.Н. обратился в Администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением (вх. «УправЗем.» от 04.04.2023 № 2672) о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Сухая Балка. 26.04.2023 Администрацией Емельяновского района за № 2834 было направлено письмо за подписью руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района Красноярского края» Саакяна А.Ю., с отказом в проведении аукциона в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка. В связи с тем, что истец имеет намерение использовать земельный участок исключительно в целях отраженных в условно разрешенных видах использования - места для пикников, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха, с учетом всех ограничений, установленных действующим законодательством, он обратился в суд с настоящим иском, в котором просит признать незаконным решение об отказе (исх. № 2834 от 26.04.2023) в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Сухая Балка; возложить на ответчика обязанность провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Сухая Балка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, согласно требованиям установленных ст. 39.11 Земельного кодекса РФ.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», в качестве заинтересованных лиц - администрация Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Административный истец Будылов В.Н. надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного заседания, посредством направления судебного извещения почтовой связью, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель истца Полетаев Ф.А., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административных ответчиков Администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», представители заинтересованных лиц администрации Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте судебного заседания, посредством направления судебного извещения почтовой связью, в судебное заседание не явились. Ранее в судебном заседании представитель ответчиков Ковальчук И.В., действующая на основании доверенностей, против удовлетворения заявленных исковых требований возражала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.

Из материалов дела следует и установлено судом, что 08.06.2022 Будылов В.Н. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в районе д. Сухая Балка Емельяновского района, с целью использования земельного участка для пикников, вспомогательных строений и инфраструктура для отдыха, с приложением схемы расположения земельного участка.

Постановлением администрации Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края №708 от 30.09.2022 «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка», земельному участку, формируемому в границах населенного пункта пос. Сухая Балка, площадью 1150 кв.м., в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории Шуваевского сельсовета от 20.06.2015 №44-222р, установлен условно разрешенный вид использования – «Места для пикников, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха».

Постановлением администрации Емельяновского района №2629 от 02.12.2022 «Об утверждении схемы расположения земельного участка», утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1150 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес> балка, категории земель – земли населенных пунктов; цель использования- места для пикников, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха. Территориальная зона - ЕЛ. В пункте 3 данного постановления указано, что настоящее постановление является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, путем проведения торгов.

На основании заявления Будылова В.Н. от 12.12.2022, земельный участок, площадью 1150 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Сухая балка, поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер <адрес>, с категорией земель - земли населенных пунктов; с видом разрешенного использования - места для пикников, вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии с положениями ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Основания, по которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, предусмотрены ч.8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ.

04.04.2023 Будылов В.Н. обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением (вх. №2672) о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <адрес>, расположенным по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Сухая балка, для пикников, вспомогательных строений, инфраструктуры отдыха.

Письмом администрации Емельяновского района в лице МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» исх. № 2834 от 26.04.2023 в проведении аукциона отказано по основанию, предусмотренному пп.14.1 ст. 19.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка. Кроме того, указано, что земельный участок с кадастровым номером <адрес> расположен в Лесопарковом зеленом поясе г. Красноярска. Статьей 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен ограниченный режим природопользования и иной хозяйственной деятельности в лесопарковых зеленых поясах, запрещается сплошная рубка лесных и иных насаждений. Использование таких земельных участков, вырубка и выкорчевка зеленых насаждений приведет к существенному экологическому ущербу на локальном уровне, а также нарушит права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Красноярского края, на благоприятную экологическую обстановку и на свободное пребывание в лесах.

При этом, суд учитывает, что положения пп.14.1 ст. 19.16 ЗК РФ, явившиеся, согласно письму администрации Емельяновского района в лице МКУ «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» исх. № 2834 от 26.04.2023, основанием для отказа в проведении аукциона, предусматривают основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, тогда как истец обратился с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды.

Статьей 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрен режим особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах. В целях особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, устанавливается ограниченный режим природопользования и иной хозяйственной деятельности.

Ограниченный режим природопользования и иной хозяйственной деятельности в лесопарковых зеленых поясах осуществляется в соответствии с принципами: 1) приоритета осуществления видов деятельности и применения технологий, не приводящих к неблагоприятному изменению состояния природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах; 2) сбалансированности решения социально-экономических задач и задач особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах.

На территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещаются: 1) использование токсичных химических препаратов, в том числе в целях охраны и защиты лесов, пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ; 2) размещение отходов производства и потребления I - III классов опасности; 3) размещение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам I категории; 4) создание объектов, не связанных с созданием объектов лесной инфраструктуры, для переработки древесины; 5) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей, использования других природных лечебных ресурсов; 6) создание объектов капитального строительства (за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности); 7) строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ; 8) размещение скотомогильников; 9) размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений.

Таким образом, ведение хозяйственной деятельности на территории входящей в состав ЛЗП, допускается с соблюдением установленных ограничений природопользования, без размещения объектов капистального строительства, за исключением случаев, установленных Федеральным законом №7-ФЗ, и без вырубки лесных насаждений.

Участвовавший в судебном заседании представитель истца Будылова В.Н. не оспаривал, что земельный участок с кадастровым номером <адрес> расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, пояснив, что ограничения использования данного земельного участка, в том числе, содержащиеся в ЕГРН, не препятствуют его использованию с учетом вида разрешенного использования - для пикников, вспомогательных строений, инфраструктуры отдыха.

Доводы представителя ответчика о том, что планируемая истцом цель использования земельного участка - для пикников, вспомогательных строений, инфраструктуры отдыха безусловно приведет к рубке и выкорчевыванию лесных насаждений не нашли своего подтверждения. Из представленного в материалы дела акта обследования объекта земельных отношений от 23.08.2023 следует, что в южной части земельный участок имеет следы благоустройства, сорная травянистая растительность подкошена, древесная ухожена.

Доводы представителя ответчика о том, что в статье 32 Правил землепользования и застройки Шуваевского сельсовета в числе основных и условно разрешенных видах использования земельных участков не предусмотрен вид разрешенного использования - для пикников, вспомогательных строений, инфраструктуры отдыха, в связи с чем, оспариваемый отказ ответчика является правомерным, суд отклоняет по следующим основаниям.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который включает в себя наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и код (числовое обозначение).

Согласно положениям Приказа, вид разрешенного использования земельного участка "отдых (рекреация)" (код 5.0) предусматривает размещение обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; создание и уход за городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также обустройство мест отдыха в них.

Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1 - 5.5.

При этом, суд учитывает, что в статье 32 Правил землепользования и застройки Шуваевского сельсовета в числе основных видов разрешенного использования зоны естественного ландшафта, указан вид - природно-познавательный туризм, имеющий код 5.2. Кроме того, указанной статьей предусмотрено, что данная территориальная зона включает в себя леса, лесопарки и может быть использована для прогулочного и познавательного отдыха населения с ограниченной рекреационной нагрузкой.

На основании изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств и требований действующего законодательства, заявленные исковые требования истца о признании незаконным решения об отказе (исх. № 2834 от 26.04.2023) в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, с кадастровым номером 24:11:0330106:4578, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Сухая Балка, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд не находит оснований для возложения на административного ответчика обязанности провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, с кадастровым номером 24:11:0330106:4578, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Сухая Балка, поскольку суд не вправе подменять собой компетентный орган местного самоуправления, возлагая на себя полномочия, входящие в исключительную компетенцию данного органа; принятие решения требует соблюдения особой процедуры, установленной законом для органов местного самоуправления.

С учетом установленных по делу обстоятельств, в целях восстановления прав и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым обязать административного ответчика в тридцатидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Будылова В.Н. от 04.04.2023 вх. № 2672.

Руководствуясь, ст.ст. 175-180 КАС, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Будылова Виталия Николаевича к Администрации Емельяновского района Красноярского края, Муниципальному казенному учреждению «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании действий незаконными, возложении обязанности, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Муниципального каченного учреждения «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» от 26 апреля 2023 года (исходящий номер 2834) принятое, в связи с поступившим 04 апреля 2023 года (входящий номер 2672) заявлением Будылова Виталия Николаевича, об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Сухая Балка.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление земельно – имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» в тридцатидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Будылова Виталия Николаевича, поступившее в администрацию Емельяновского района 04 апреля 2023 года (входящий номер 2672) о проведении аукциона.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья И.Ю. Хомченко

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2023.

Решение в законную силу не вступило.