ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3012/22 от 12.07.2022 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу 2а-3012/22

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Краснодар 12 июля 2022г.

Советский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего Баранова С.А.

при секретаре Подкопаевой К.В.,

с участием:

заявителя ФИО1,

представителя УСД администрации МО г. Краснодара ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО5 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, заинтересованному лицу Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконными действий (бездействий), выразившихся в непредоставлении в собственность без торгов бесплатно земельного участка,

установил:

ФИО1, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО5, обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, заинтересованному лицу Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконными действий (бездействий), выразившихся в непредоставлении в собственность без торгов бесплатно земельного участка. В обоснование заявленных исковых требований указала, что ее несовершеннолетняя дочь - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является арендатором земельного участка, с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: г. Краснодар, ФИО8 сельский округ, , ул. им. Семена Кустовского, 44, на основании заключенного с законным представителем – отцом ФИО9 (ФИО10) Р.В. договора от 30.01.2021г. о безвозмездной переуступке прав и обязанностей по договору аренды от 27.04.2017г. № 000м000997, согласно которому указанный земельный участок предоставлен Департаментом имущественных отношений Краснодарского края в аренду ФИО7, как гражданину, имеющему трех и более детей, на основании постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 14.03.2017г. № 955 «Об утверждении реестра граждан, имеющих трех и более детей, желающих заключить договор аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края». 22.03.2021г. ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО5, подано в адрес Департамента имущественных отношений Краснодарского края заявление о прекращении права аренды земельного участка, с кадастровым номером , в связи с его приобретением в собственность бесплатно, без проведения торгов. Письмом от 12.04.2021г. исх. Департамент имущественных отношений Краснодарского края принято решение об отказе заявителю в предоставлении данной услуги, ввиду отсутствия у заявителя права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, без проведения торгов. Считает данное решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края незаконным и необоснованным, которое нарушает права несовершеннолетней ФИО5 Указала, что одним из обязательных требования для предоставления земельного участка на льготных условиях, является наличие у гражданина не менее трех детей определенного возраста. Уполномоченный орган заключает договор аренды земельного участка с гражданином, соответствующим всем установленным условиям, без права переуступки прав по договору аренды третьим лицам (кроме детей, супруга или супруги). С момента возникновения права собственности на построенный жилой дом, у заявителя возникает право бесплатного приобретения в собственность земельного участка. В случае переуступки гражданином, имеющего трех и более детей, прав по договору аренды детям, супругу или супруге, в соответствии со ст. 7 и ст. 8 Закона № 3085-КЗ (в редакции до 24.07.2020г.), указанным лицам, как членам семьи этого гражданина, переходят преимущества по уплате арендной плате, право на льготное приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в соответствии со ст. 10 Закона № 3085-КЗ. При этом, возможность уступки прав по аренде земельного участка детям, супруге или супруг не нарушает адресности предоставления льгот, так как эти лица также имеют право на льготы. Пунктом 4.3.1 договора аренды земельного участка предусмотрено, что арендатор имеет право, в пределах своей семьи по своему усмотрению, распорядиться правом льготной аренды, переуступив его всем членам семьи или одному их них. Просит суд признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 12.04.2021г. исх. об отказе в предоставлении ФИО5 земельного участка в собственность бесплатно, без проведения торгов. Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края предоставить ФИО5 земельный участок, с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: г. Краснодар, ФИО8 сельский округ, пос. Пригородный, в собственность бесплатно, без проведения торгов.

В судебном заседании ФИО1, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО5, поддержала заявленные административные исковые требования, просила их удовлетворить.

В судебное заседание представитель Департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю не явилась, надлежащим образом извещалась о дате, месте и времени судебного заседания, ранее представила отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что фактически административному истцу не было отказано в предоставлении спорного земельного участка бесплатно, а были разъяснены нормы действующего законодательства, регулирующие возможность граждан, имеющих трех и более детей, переоформления земельного участка, ранее предоставленного в льготном порядке (без торгов) в аренду для индивидуального жилищного строительства, в собственность бесплатно в любое время в течение действия договора аренды и вне зависимости от стадии его освоения (в том числе от наличия возведенных на земельном участке объектов капитального строительства), в связи с чем, просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В судебном заседании ФИО6, представитель по доверенности Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования г. Краснодар, поддержал заявленные требования, просил признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю, поскольку по существу заявление ФИО5 не рассмотрено с вынесением решения, регламентированного административным регламентом предоставления бесплатно земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю без проведения торгов, обязании административного ответчика рассмотреть заявление с вынесением решения, регламентированного данным административным регламентом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 27.04.2017г. между Департаментом имущественных отношений по Краснодарскому краю и ФИО7 заключен договор аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения м000997, в соответствии с которым на основании постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 14.03.2017г. «Об утверждении реестра граждан, имеющих трех и более детей, желающих заключить договор аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края», земельный участок, с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Краснодар, ФИО8 сельский округ, пос. Пригородный, , передан для индивидуального строительства ФИО7, сроком на 20 лет.

В соответствии с договором уступки прав и обязанностей арендатора по договору от 27.04.2017г. м000997 аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от 30.01.2021г., по которому права и обязанности, предусмотренные договором аренды от 27.04.2017г. м000997, перешли от ФИО7 к ФИО5

22.03.2021г. ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней дочери ФИО5, подано в адрес Департамента имущественных отношений Краснодарского края заявление о прекращении права аренды земельного участка, с кадастровым номером , в связи с его приобретением в собственность бесплатно, без проведения торгов.

Письмом от 12.04.2021г. исх. Департаментом имущественных отношений Краснодарского края принято решение об отказе заявителю в предоставлении данной услуги, ввиду отсутствия у заявителя права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, без проведения торгов.

Заявитель считает данное решение Департамент имущественных отношений Краснодарского края незаконным и необоснованным, которое нарушает права несовершеннолетней ФИО5, в связи с чем, обратилась в суд с заявленными требованиями.

Согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектом Российской Федерации», вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), также находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 2, ч. 6 ст. 39.5, ч. 2 ст. 39.19 ЗК РФ:

земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации;

земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации мер социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) Законодательным собранием Краснодарского края приняты законы № 2317-КЭ от 19.07.2011г. и № 2772-КЗ от 16.07.2013г., которыми Закон Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» (далее - Закон № 532-К3) дополнен ст. 14.1 и 14.2, устанавливающими порядок и условия предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим трех и более детей, и предусматривающими в том числе, что

одним из обязательных требований для предоставления земельного участка на льготных условиях, является наличие у гражданина не менее трех детей определенного возраста,

уполномоченный орган заключает договор аренды земельного участка с гражданином, соответствующим всем установленным условиям, без права переуступки прав по договору аренды третьим лицам (кроме детей, супруга или супруги),

с момента возникновения права собственности на построенный жилой дом у заявителя возникает право бесплатного приобретения в собственность земельного участка.

В последующем, в связи с принятием Закона Краснодарского края от 26.12.2014г. № 3085-КЭ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее - Закон № 3085-К3), статьи 14.1 и 14.2 с 1 марта 2015г. признаны утратившими силу, однако, вышеизложенные положения норм приведены в ст. 1, 7, 8, 10 Закона № Э085-КЗ (в редакции до 24.07.2020г.), регламентирующего порядок и условия предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим трех и более детей.

Льготное приобретение гражданином, имеющим трех и более детей, земельного участка направлено, в том числе, на социальную поддержку по улучшению жилищных условий детей этого гражданина.

В случае переуступки гражданином, имеющего трех и более детей, прав по договору аренды детям, супругу или супруге в соответствии со ст. 7 и 8 Законом № Э085-КЗ (в редакции до 24.07.2020г.), указанным лицам, как членам семьи этого гражданина, переходят преимущества по уплате арендной платы, право на льготное приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в соответствии со ст. 10 Закона № 3085-КЗ. При этом, возможность уступки прав по договору аренды земельного участка детям, супруге или супругу не нарушает принцип адресности предоставления льгот, так как эти лица также имеют право на льготы.

Следует отметить позицию Краснодарского краевого суда, изложенную в решении от 22.05.2013 по делу № 3-9/2013, в которой дана правовая оценка норме, ограничивающей право гражданина, имеющего трех и более детей, на переуступку прав по договору аренды третьим лицам (кроме детей, супруга или супруги). Согласно позиции Краснодарского краевого суда принцип адресности нарушается в том случае, если права по договору аренды земельного участка переданы в порядке переуступки любому третьему лицу, не являющемуся членом семьи этого гражданина и не имеющему право на льготное приобретение земельного участка.

Положение ст. 3 Закона № 3085-К3 (в редакции до 24.07.2020г.) предусматривало, что для приобретения земельного участка в аренду гражданин, имеющий трех и более детей, должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка; уполномоченный орган принимает решение о постановке гражданина, имеющего трех и более детей, на учет в случае, если соблюдены условия, предусмотренные п. 2 ст. 3 Закона № 3085-КЗ (в редакции до 24.07.2020г.), и указанный гражданин документально подтвердил наличие у него трех и более детей на момент подачи заявления о постановке на учет.

ФИО7 родитель троих детей - ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), что явилось основанием для постановки его на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка.

ФИО7 как гражданину, имеющему трех и более детей и стоящему на учете, в соответствии с Законом № 3085-К3 (в редакции до 24.07.2020г.), предоставлен в аренду сроком на 20 лет, без права переуступки прав по договору аренды третьим лицам (кроме детей арендатора и супруги), земельный участок, с кадастровым номером , для индивидуального жилищного строительства.

Условием ограничивающее переуступку права аренды, предусмотрено п. 4.3.1 договора аренды от 27.04.2017г. м000997 и позволяет арендатору, в пределах своей семьи по своему усмотрению, распорядиться правом льготной аренды, переуступив его всем членам семьи или одному из них.

В соответствии с п. 7 ст. 8 Закона № 3085-К3 (в редакции до 24.07.2020г.) и п. 4.3.1 договора аренды от 27.04.2017г. № 000м000997, ФИО7 переуступил права по договору аренды своей несовершеннолетней дочери ФИО5, что подтверждается договором о переуступке от 30.01.2021, на основании которого были внесены изменения в сведения ЕГРН о лице, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости.

О переуступке прав по договору аренды от 27.04.2017г. м000997, департамент уведомлен ФИО7 письмом от 22.03.2021г. вх. , с приложением экземпляра договора о переуступке. По вопросу переуступки прав по договору аренды от 27.04.2017г. м000997, со стороны департамента возражения не поступали.

Законом № 4338-КЭ положения ст. 8, 10, 11 Закона № 3085-КЗ (в редакции до 24.07.2020г.), в том числе, устанавливающие порядок предоставления земельных участков в аренду, а в дальнейшем в собственность бесплатно, в случае возникновения права собственности на размещенный индивидуальный жилой дом, признаны утратившими силу.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 4338-К3:

граждане, имеющие трех и более детей, с которыми были заключены договоры аренды земельных участков для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании статей 14(1) статей 14(1) и 14(2) Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» и на основании Закона « 3085-КЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу настоящего Закона, имеют право на переоформление в собственность бесплатно таких земельных участков в соответствии с настоящим Законом;

решения о прекращении договоров аренды земельных участков, предусмотренных абзацем первым настоящей части, и о предоставлении таких земельных участков в собственность бесплатно принимаются органами местного самоуправления городских округов, муниципальных округов, городских поселений, муниципальных районов (на территории сельских поселений, входящих в их состав) или уполномоченным исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, выступающими на дату вступления в силу настоящего Закона соответственно арендодателями по ранее заключенным договорам аренды;

для прекращения договора аренды земельного участка и принятия решения о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявитель подает заявление в соответствующий орган из числа указанных в абзаце третьем настоящей части по форме согласно приложению к настоящему Закону.

В силу ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В судебном заседании установлено, что из обжалуемого ответа Департамента имущественных отношении Краснодарского края от 12.04.2021г. , именованного административным ответчиком не как отказ в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, а: «Об оформлении прав на земельный участок в г. Краснодаре», отзыва на административное исковое заявление, в котором указывается, что департамент не принимал решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по заявлению административного истца, следует, что департамент по заявлению административного истца от 22.03.2021г. о прекращении права аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению, которым переданы органам государственной власти Краснодарского края, в связи с его приобретением в собственность бесплатно, не принимало решения ни о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, ни об отказе в этом.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2.3. Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 07.06.2019г. № 1084 «О внесении изменений в приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2016г. № 1934 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции департамента имущественных отношений Краснодарского края, без проведения торгов», результатом предоставления государственной услуги является:

решение департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в форме приказа департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (далее также - приказ департамента);

решение департамента об отказе в предоставлении земельного участка в форме письма департамента об отказе в предоставлении государственной услуги (далее - мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги) - при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 2.10.2 подраздела 2.10 настоящего раздела (далее - основания для отказа в предоставлении государственной услуги).

Результаты предоставления государственной услуги по экстерриториальному принципу в виде электронных документов и (или) электронных образов документов заверяются уполномоченными должностными лицами департамента.

Для получения результата предоставления государственной услуги на бумажном носителе заявитель имеет право обратиться непосредственно в департамент.

В соответствии с п. 2.4.1-2.4.3 Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 07.06.2019г. № 1084, в срок не более чем десять дней со дня поступления в департамент заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов (далее - заявление, запрос о предоставлении государственной услуги) при наличии оснований для возврата заявления заявителю, указанных в пункте 2.9.4 подраздела 2.9 настоящего раздела (далее - основания для возврата заявления;, департамент принимает решение о возврате заявления заявителю в форме письма департамента о возврате заявления заявителю с указанием причин возврата (далее - письмо департамента о возврате заявления заявителю).

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления в департамент заявления, за исключением случаев обращения с заявлением лица из числа лиц, указанных в абзацах одиннадцатом или двенадцатом пункта 1.2.2 подраздела 1.2 раздела 1 административного регламента, департамент рассматривает поступившее заявление, по результатам рассмотрения принимает решение департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.

В срок не более чем четырнадцать дней со дня поступления в департамент заявления лица из числа лиц, указанных в абзацах одиннадцатом или двенадцатом пункта 1.2.2 подраздела 1.2 раздела 1 административного регламента, департамент рассматривает данное заявление, по результатам рассмотрения решение департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления в департамент заявления, за исключением случаев обращения с заявлением лица из числа лиц, указанных в абзацах одиннадцатом или двенадцатом пункта 1.2.2 подраздела 1.2 раздела 1 административного регламента, департамент при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в форме мотивированного отказа в предоставлении государственной услуги и направляет принятое решение заявителю. В мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги должны быть указаны все основания для отказа в предоставлении земельного участка.

В срок не более чем четырнадцать дней со дня поступления в департамент заявления лица из числа лиц, указанных в абзацах одиннадцатом или двенадцатом пункта 1.2.2 подраздела 1.2 раздела 1 административного регламента, департамент при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в форме мотивированного отказа в предоставлении государственной услуги и направляет принятое решение заявителю, В мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги должны быть указаны все основания для отказа в предоставлении земельного участка.

Судом установлено, что департаментом, по результату рассмотрения заявления ФИО5, не выносилось ни решение об удовлетворении заявления ФИО5, ни решение об отказе в удовлетворении данного заявления, ни о возврате поданного заявления, а составлено письмо, именованное как: «Об оформлении прав на земельный участок в г. Краснодаре».

Таким образом, административным истцом не достигнут правовой результат, установленный Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2016г. № 1934 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции департамента имущественных отношений Краснодарского края, без проведения торгов», в виде удовлетворения, либо отказе в удовлетворении поданного заявления, чем нарушены права административного истца. Поскольку по существу заявление ФИО5 не рассмотрено с вынесением решения, регламентированного административным регламентом предоставления бесплатно земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции Департамента имущественных отношений Краснодарского края, без проведения торгов, суд считает обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края рассмотреть заявление ФИО5, с вынесением решения, регламентированного Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2016г. № 1934 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции департамента имущественных отношений Краснодарского края, без проведения торгов», в действующей редакции.

Согласно ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчикаустранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 218 КАС РФ, суд,

решил:

Признать незаконным и нарушающим права и законные интересы ФИО5 бездействие Департамента имущественных отношений Краснодарского, выразившееся в невынесении решения в порядке, установленным Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2016г. № 1934 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции департамента имущественных отношений Краснодарского края, без проведения торгов» по заявлению ФИО5 от 22.03.2021г. .

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края рассмотреть заявление ФИО5 о прекращении права аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которым переданы органам государственной власти Краснодарского края, в связи с его приобретением в собственность бесплатно, с вынесением результата предоставления государственной услуги, установленным приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2016г. № 1934 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции департамента имущественных отношений Краснодарского края, без проведения торгов» в действующей редакции.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 1 месяца в апелляционном порядке.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара Баранов С.А.