Дело № 2а-3016/2022
24RS0028-01-2022-003912-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красноярск 17 октября 2022 года
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Мугако М.Д.,
при секретаре Болдаревой Е.Е.,
с участием: административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с административным иском к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконными отказа от 10.08.2022 в перераспределении земельного участка, расположенного по адресу <...> № Как указывает истец, у нее в собственности находится земельный участок площадью 855,7 кв.м., она обращалась к ответчику о перераспределении ей земельного участка площадью 1 200 кв.м., полагает, что ответчик необоснованно отказал ей в перераспределении земельного участка.
В судебном заседании административный истец и ее представитель иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представители административного ответчика возражала против удовлетворения иска.
Представитель заинтересованного лица МКУ «УДИБ», извещенного надлежащим образом и своевременно, не явился, о причинах неявки не сообщил.
Согласно ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела. Оснований для признания обязательной явки неявившихся лиц не имеется. Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Красноярска от 21.10.1997 истцу был предоставлен земельный участок площадью 855,7 кв.м. по адресу <...> для строительства дома. В дальнейшем данный земельный участок был предоставлен ФИО1 в аренду.
В 2000 году ФИО1 на предоставленном земельном участке был самовольно построен жилой дом. Решением Кировского районного суда г. Красноярска от 12.07.2005 было признано право собственности ФИО1 на указанный жилой дом.
На основании договора купли-продажи от 03.08.2016, заключенного между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и истцом, за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок по адресу <...> № с кадастровым номером 24:50:0600150:66, площадью 855,7 кв.м.
12.07.2022 ФИО1 обратилась в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о перераспределении земельного участка, с образование земельного участка площадью 1 200 кв.м.
Письмом от 10.08.2022 ФИО1 было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Основанием отказа явилось нахождение образуемого земельного участка в двух территориальных зонах, его расположение в границах красных линий земель общего пользования, передача земельных участков в пользование МКУ «УДИБ».
Согласно ст. 11.2 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статья 11.7 ЗК РФ предусматривает, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка.
Согласно ст. 11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения на образуемые земельные участки.
В соответствии со ст. 39.10 ЗК РФ договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
В случае, если после заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется его перераспределение в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 настоящего Кодекса, внесение изменений в указанный договор безвозмездного пользования осуществляется при наличии соглашения, указанного в пункте 2.1 статьи 39.27 настоящего Кодекса.
Статья 39.28 ЗК РФ предусматривает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения вправе принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Статья 11.10 ЗК РФ предусматривает, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пункт 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусматривает, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
Согласно ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Кроме того, ст. 11.9 ЗК РФ предусматривает, что не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно сведениям из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок, который в настоящее время находится в собственности у ФИО1, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). При этом земли, испрашиваемые ФИО1 к перераспределению, расположены в зоне территории объектов автомобильного транспорта (ИТ). Они находятся в границах территории на которые разработан и утвержден Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования (постановление администрации г. Красноярска № 833 от 25.12.2015). На данной территории планируется размещение улиц и проездов, линий связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Испрашиваемый земельный участок пересекает границы красных линий, утвержденных в составе указанного выше Проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования.
Как следует из пояснений ФИО1 в судебном заседании и заключения о состоянии земельного участка, подготовленного специалистом ответчика, земельный участок ФИО1 и испрашиваемый ею земельный участок неразграниченной собственности совместно огорожены забором и используются ФИО1
Распоряжениями администрации г. Красноярска от 15.12.2015 и 29.07.2021 земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0000000:1259 и 24:50:0000000:1486 (часть из которых просит перераспределить ФИО1) предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «УДИБ» для выполнения уставных задач. Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика предоставление земельных участков МКУ «УДИБ» связано с запланированным строительством на данных земельных участках автомобильных дорог.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд полагает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Из материалов дела следует, что действительно образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах Ж-1 и ИТ, что не допустимо в силу требований ст. 11.9 ЗК РФ.
Согласно ст. 32 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 в качестве видов использования зоны территории ИТ не предусмотрено индивидуальное жилищное строительство.
Кроме того, образуемый земельный участок расположен в границах красных линий.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу понятий, изложенных в п. 11 и 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются: проект планировки территории (пункт 1); проект межевания территории (пункт 2).
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (часть 3).
Пунктом 2 ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Из указанных норм права следует, что нахождение земельного участка в соответствии с утвержденными документами территориального планирования в границах красных линий, определяющих территории общего пользования, является препятствием для предоставления земельного участка в частную собственность.
Постановлением администрации г. Красноярска № 833 от 25.12.2015 утвержден Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск.
Как указано в Проекте планировки, его подготовка осуществлена с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, и является более детальной проработкой основных планировочных решений, заложенных в Генеральном плане городского округа город Красноярск, утвержденном Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107.
Подготовка Проекта планировки осуществлена для выбора наиболее эффективной транспортной модели, обеспечивающей сбалансированное развитие и комфортную среду проживания; установления параметров улично-дорожной сети, объектов транспортной инфраструктуры, объектов общественного пользования (бульваров, скверов, площадей и др.), в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствующем разделе Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности указано, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок находится в границах зон улиц, дорог, линий связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
В Государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности содержатся участки чертежей Проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска, на которых наглядно видно расположение испрашиваемого ФИО1 земельного участка в границах красных линий, обозначающих места общего пользования, а именно территории улично-дорожной сети.
Статьями 56, 57 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, содержащих сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, документы и материалы в текстовой и графической формах.
Целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.
Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя, в том числе правила землепользования и застройки, проекты планировки территории.
Порядок ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности установлен Постановлением Правительства РФ от 13.03.2020 № 279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
Учитывая изложенное, у суда не имеется оснований не доверять представленным ответчиком сведениям из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в том числе графическим чертежам.
Руководствуясь ст. 59, 61 КАС РФ, суд полагает, что сведения из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности являются допустимым доказательством установления границ территорий общего пользования.
В случае несогласия непосредственно с градостроительной документацией, в том числе проектами планировки, истец вправе оспорить ее в установленном законом порядке либо воспользоваться правом, предусмотренным Порядком, утвержденным Постановлением администрации г. Красноярска от 26.10.2020 № 855, и направить в управление архитектуры администрации г. Красноярска заявление о принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории.
Кроме того, поскольку испрашиваемый земельный участок предоставлен МКУ УДИБ» на праве постоянного (бессрочного) пользования, его перераспределение ФИО1 невозможно, поскольку это не позволяют использовать указанный земельный участок в соответствии с разрешенным использованием, а так же не позволит реализовать Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск.
Учитывая изложенное, административным ответчиком соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и основания принятия оспариваемого решения, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Отказ в перераспределении земельного участка не нарушает права ФИО1 как собственника земельного участка площадью 855,7 кв.м. на его эксплуатацию по назначению.
В судебном заседании представитель истца полагал, что перераспределение земельного участка возможно, поскольку ФИО1 фактически длительное время пользуется земельным участком площадью 1 200 кв.м.
Вместе с тем, тот факт, что ФИО1 длительное время самовольно пользуется земельным участком площадью 1 200 кв.м. при указанных выше обстоятельствах, не является основанием для удовлетворения административного иска. В случае если ФИО1 полагает, что она имеет право на владение, пользование и распоряжение земельным участком площадью 1 200 кв.м., она может обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства для признания за ней права собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме изготовлено 21.10.2022.
Судья Мугако М.Д.