ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-301/18 от 17.08.2018 Шигонского районного суда (Самарская область)

Решение

Именем Российской Федерации

17 августа 2018 года с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Блинковой О.В., с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1, представителя административного ответчика по доверенности ФИО2, при секретаре Дементьевой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-301 по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений нежилого здания и обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений нежилого здания,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений нежилого здания и обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений нежилого здания.

В обоснование заявленных исковых требований ФИО3 указала, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете изменений характеристик объекта недвижимого имущества. В заявлении о государственном кадастровом учете изменений содержится ходатайство об уточнении местоположения объекта недвижимости на земельном участке, изменении общей площади нежилого здания-магазина, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком было вынесен Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета изменений нежилого здания. Считает, что отказ в осуществлении государственного кадастрового учета изменений нежилого здания незаконен. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи ФИО5 приобрел здание магазина «АГРО», расположенного по адресу: <адрес>, площадью 301,8 кв.м. Распоряжением Администрации Шигонского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, разрешена реконструкция магазина «АГРО», расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке 673,70 кв.м. Распоряжением Администрации Шигонского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию реконструкции магазина и пристроя к нему. Площадь объекта после реконструкции составила: 364.6 кв.м. Право собственности на здание с учетом произведенных изменений было зарегистрировано. На основании Решения Шигонского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 приобрела право собственности на здание и земельный участок под ним.

В 2017 году Административным истцом была произведена перепланировка (переустройство) нежилого здания, согласно представленным на государственную регистрацию документам (Рабочий проект от ДД.ММ.ГГГГ и Техническое заключение от ДД.ММ.ГГГГ), и Заключение Администрации муниципального района Шигонский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, выполненная перепланировка не нарушает действующие строительные, - санитарные нормы и противопожарные требования, не затрагивают характеристики конструкций здания, обеспечивающих его несущую способность, устойчивость, надежность и безопасность, получение разрешения на реконструкцию здания не требуется. Площадь здания после произведения перепланировки (переустройства) составляет 402,8 кв. м. В результате произведенной перепланировки произошло изменение площадей комнат внутри здания, демонтажа внутренних перегородок. Расположение здания на земельном участке не изменялось. Объект недвижимости занимает часть земель общего пользования (не земельных участков), характеризующейся организованной зоной погрузки и выгрузки товара примыкающей к Объекту недвижимости, что не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц. Согласно письму Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N , действующим законодательством не установлен запрет на размещение здания, вооружения, объекта незавершенного строительства на нескольких земельных участках. Согласно Карте градостроительного зонирования села Шигоны, земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне 01 «Зона делового общественного и некоммерческого назначения». На землях, граничащих с земельным участком, не располагаются объекты, земельные участки не сформированы. Необходимость предоставления документов, подтверждающих расположение здания на территории общего пользования для целей государственного кадастрового учета изменений характеристик объекта недвижимого имущества не установлена действующим законодательством. Здание было введено в эксплуатацию в 1976 году, с учетом произведенной реконструкции в 2002 году, до вступления в силу Правил застройки и землепользования в 2013 году. Таким образом, рекомендация об уточнении границ земельного участка либо предоставления технического плана с уточнением местоположения здания на земельном участке не обоснована. Администрацией м.р.Шигонский было выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что произведенная перепланировка не нарушает действующие строительные, санитарные, противопожарные требования, не затрагивает характеристики конструкций здания, обеспечивающих его несущую способность, устойчивость, надежность, и безопасность, получение разрешения на реконструкцию не требуется. Представленные на государственную регистрацию проект и техническое заключение подтверждают, что проведенные работы не затрагивают характеристики конструкций здания, обеспечивающих его несущую способность, устойчивость, надежность и безопасность. Исходя из системного анализа норм пункта 2 приказа во взаимосвязи с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Перечень не включает в себя виды работ, выполняемых при изменении объектов капитального строительства и их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов, не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций. Администрацией Шигонского района Самарской области был правомерно сделан вывод об отсутствии необходимости получения заявителем разрешения на реконструкцию указанного объекта недвижимости, что свидетельствует о необоснованности отказа Управления Росреестра в осуществлении государственного кадастрового учета. Росреестром допущена ошибка в определении видов работ произведенных Административным истцом. Работы по возведению пристроя лит.а в 2017 году не производились. Считает приостановление осуществления государственного кадастрового учета изменений характеристик объекта недвижимого имущества, а в последствии и отказ в государственном кадастровом учете по основаниям предусмотренным пунктами 5,6,7,10 части 1 статьи 26, статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" несоответствующим закону. Просит признать незаконным Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений нежилого здания (магазин), расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый . Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществить государственный кадастровый учет изменений нежилого здания (магазин), расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый на основании Заявления от "13" февраля 2018 г. и представленных документов.

В судебное заседание истец не явился. На предварительном судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

В судебных заседаниях представитель административного истца по доверенности ФИО1 иск поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнил, что поскольку нежилое здание было зарегистрировано в установленном законом порядке и находится в существующих границах с 2002 года, Истец имеет право пользоваться землями, на котором находится принадлежащее ему здание. При подаче заявления на осуществлении государственного кадастрового учета изменений нежилого здания, не предусмотрено обязанности предоставить документы на земельный участок, на котором находится нежилое здание. В рабочем проекте , литерой а обозначен входной тамбур из пластиковых стеклопакетов. Цель создания тамбура - обеспечение доступа в нежилое здание покупателей магазина. Тамбур выполнен на ранее существовавшем основании (крыльце), в границах земельного участка с кадастровым номером . Существование основания (крыльца) подтверждено планом установления границ землепользования <адрес>, Магазин, включенном в архитектурнопланировочное задание (на реконструкцию бывшего здания магазина «Агро» и пристроя к нему»). Тамбур является вспомогательным объектом для осуществления входа в нежилое здание, его площадь не включается в перепланируемое помещение. В соответствии с техническим заключением от ДД.ММ.ГГГГ представленным в материалах дела, перегородки в здании являются самонесущими, эквивалентная равномерно распределенная нагрузка на перекрытие от таких перегородок не превышает допустимой нормами величины. В связи с этим демонтаж старых и устройство новых перегородок не влияет на работу несущих конструкций здания. Устройство проемов в несущих стенах не повлияло на характеристики конструкций здания, обеспечивающих их несущую способность, поскольку сопровождалось работами по их усилению. В письме Департамента недвижимости Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N изложено мнение Минстроя России по вопросу строительных работ при перепланировки помещений в многоквартирных домах в соответствии с которым проводимые в многоквартирных жилых домах по демонтажу стен между квартирами, демонтажу частей стен между лоджиями и комнатами, демонтажу частей несущих (ограждающих) конструкций при организации отдельного входа в помещение следует относить к перепланировке жилых (нежилых) помещений. Здание в данных границах находится с 2002 года, истец имеет право пользоваться земельным участком, который расположен под зданием. С 2002 года границы здания, контуры здания не изменялись. Нахождение участка на землях общего пользования не влечет оснований для отказа в требованиях, потому, что это не запрещено законом. Отказ не содержит ссылки на закон, почему они не имеют права объектом занимать места общего пользования и на каком основании должны предоставлять документы на право обладание земельным участком. Под маленькой литерой «а» обозначен входной тамбур из пластиковых стеклопакетов. Он создан для входа в здание. Объект литер «а» - входной тамбур, он является не капитальным, он установлен из пластикового стеклопакета на подложку, которая уже была. Все это проведено в границах земельного участка, естественно никаких нарушений и никаких влияний на конструктивные элементы здания пластиковые стеклопакеты в принципе не могут оказать. Перегородки самонесущие, это те, которые только влияют своим весом, и соответственно их изменение, снос, проемы не влияет на конструктивную безопасность здания. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В ходе судебного заседания представитель административного ответчика по доверенности ФИО2, с административным иском не согласилась. Полностью поддержала позицию, изложенную в отзыве на административное исковое заявление. Пояснила, что 15.02.2018г. ФИО3 обратилась в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений нежилого здания с кадастровым номером в связи с изменением площади и уточнением местоположения объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером . 19.02.2018г. Управлением было вынесено решение о приостановлении кадастрового в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О дарственной регистрации недвижимости». 21.05.2018г. Управление приняло решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости на основании статьи 27 Закона №218-ФЗ в связи с истечением срока приостановления и не устранения причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета. Считает, что доводы, изложенные заявителем, несостоятельны, а принятое в рамках компетенции государственного органа решение об отказе в осуществления кадастрового учета изменений является законным и обоснованным. Согласно сведениям реестра прав Единого государственного реестра недвижимости ФИО3 является собственником нежилого здания - магазина с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> (райцентр), <адрес>, на основании решения Шигонского районного суда Самарской области от 01.02.2006г. и дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО3 признано право собственности на здание магазина в селе Шигоны по <адрес>, площадью 364,6 кв.м. Совместно с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений нежилого здания также был представлен технический план, согласно которому здание располагается на земельном участке с кадастровым номером При сопоставлении координат характерных точек контура здания, содержащихся в техническом плане, и координат характерных точек границ земельного участка, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, выявлено, что контур здания выходит за границы указанного земельного участка. В разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана также указано, что здание фактически расположено на земельном участке с кадастровым номером при этом занимает часть земель общего пользования.

Документы, подтверждающие предоставление земельного участка из земель общего пользования под зданием, на государственную регистрацию представлены не были, также как и иные документы, подтверждающие правомерность расположения части здания на территории земель общего пользования.

Согласно проектной документации, представленной на государственную регистрацию, собственником нежилого здания были выполнены работы по демонтажу существующих и возведению новых перегородок, вырублены проемы в несущей стене, выполнено витражное остекление на месте указанных стен. Из содержания пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройки, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Несущие конструкции здания - строительные конструкции, образующие заданную проектом схему здания, обеспечивающие его пространственную устойчивость при расчетных внешних воздействиях. Несущие конструкции обеспечивают надежность и безопасность здания. В техническом заключении, выполненном ООО «Рикон» и представленном на государственный кадастровый учет, указывается, что основными несущими конструкциями здания являются: наружные стены каменные, перегородки каменные, кирпичные колонны, железобетонные ригели, которые опираются на кирпичные колонны и поперечные несущие стены в осях А/2, Е/2 и А/4, Е/4.

При сравнении схематичного плана помещений до перепланировки, схемы конструктивных изменений (1 этап), схемы конструктивных изменений (2 этап) и Схематичного плана помещений после перепланировки можно установить, что строительным мероприятиям подверглись также и несущие конструкции (наружные стены). В оси А1-А6 А1-Г1 в наружных стенах здания были вырублены проемы, выполнено витражное остеклением. В несущей стене здания по оси Б был вырублен проем. Также были установлены лестница, пандус и лестничная площадка снаружи здания вдоль несущей стены по оси А1-А6. Строительные мероприятия, выраженные в вырубании проемов и монтаже оконных групп (витражное остекление) в наружных стенах здания затрагивает основные конструктивные элементы здания (внешние стены), что, как следствие, влияет на надежность и безопасность объекта капитального строительства и в любом случае влечет изменение архитектурного облика объекта. Данные обстоятельства исключают применение пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и влекут необходимость в получении разрешения на строительство (реконструкцию) объекта. В соответствии с пунктом 1 Приказа Минрегиона России от 30.12.2009г. был утвержден Перечень видов работ по инженерных изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Согласно указанному перечню влияние на безопасность объектов капитального строительства оказывает, в том числе, разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов их частей. Поскольку были выполнены работы, перечисленные в разделе III указанного Перечня, необходимо было получение соответствующего разрешения на реконструкцию, а в последующем и на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку указанные работы влияют на безопасность объектов капитального строительства. При этом вышеуказанный перечень работ не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1-4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Также существенным является тот факт, что строительные изменения затронули внешние стены здания, что в любом случае влечет изменение архитектурного облика, может влиять на безопасность его дальнейшей эксплуатации и требует получения разрешения на строительство в силу пункта 2 статьи 21 и статьи 3 Федерального Закона от 17.11.1995г. «Об архитектурной деятельности в РФ».

Государственный кадастровый учет изменений в нежилом здании в связи с его реконструкцией должен осуществляться в соответствии с техническим планом, изготовленным на основании документов о реконструкции здания или его части. Необходимые документы на государственный кадастровый учет представлены не были, полагает, что решение регистрирующего органа было законным. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица Администрация м.р.Шигонский Самарской области в судебное заседание не явился, направил отзыв о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации, удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица КУМИ м.р Шигонский в судебное заседание не явился, направил отзыв в котором указал, что оставляет удовлетворение исковых требований на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо кадастровый инженер ФИО4 в судебное заседание не явился, направил пояснения, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ им подготовлен технический план в связи с изменением сведений о площади нежилого здания с кадастровым номером и уточнением его местоположения на земельном участке с кадастровым номером . В ходе выполненных кадастровых работ установлено, что в нежилом здании с кадастровым номером была произведена перепланировка расположенных в нём помещений. Указанная перепланировка произведена в соответствии с Рабочим проектом «Перепланировка помещений нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>», выполненным ООО «Рикон». Согласно письму отдела архитектуры и градостроительства Администрации м.р. Шигонский Самарской обл. от ДД.ММ.ГГГГ, произведенная перепланировка не требует получения разрешения на строительство (реконструкцию), а соответственно и разрешения па ввод в эксплуатацию, так как произведённые изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности конструкций нежилого здания с кадастровым номером не превышают предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, что подтверждается Техническим заключением от ДД.ММ.ГГГГ по теме: «Перепланировка строительных конструкций нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>», подготовленном ООО «Рикон». В результате произведённой перепланировки помещений в нежилом здании с кадастровым номером ,его контур не изменился, следовательно, местоположение указанного здания, строительство которого было завершено в 1976 году, с учетом реконструкции завершенной в 2002 году, на земной поверхности осталось неизменным. При указанных обстоятельствах, факт расположения части нежилого здания с кадастровым номером со стороны дворового фасада, на части земель общего пользования (не земельных участков), характеризующейся организованной зоной погрузки и выгрузки товара примыкающей к указанному зданию, что не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и муниципальных образований, не усматривается в качестве нарушения земельного законодательства. Изменение площади помещений в нежилом здании с кадастровым номером обусловлено их перепланировкой. Требованиями к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденными приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требования), согласно пунктам 2, 3, 5, 6, 8, 9 которых, площадь указанного здания, занимаемая перегородками, учтена в площади этажа, а соответственно и в площади самого здания, при это площадь наружного тамбура и крыльца в площадь здания не включалась. Согласно требованиям, площадь здания (жилого и нежилого) для целей государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав определяется с учётом положений пунктов 2, 3, 5, 6, 8, 9 Требований, согласно которым площадь, занимаемая перегородками, учитывается в площади этажа, а соответственно и в площади здания (жилого и нежилого). Вместе с тем, согласно пунктам 10,12 Требований площадь помещения (жилого и нежилого) определяется как сумма площадей всех частей такого помещения, то есть без учёта площади, занимаемой перегородками. Таким образом, площадь здания или площадь здания может отличаться от суммы площадей расположенных в них помещений.

Представитель заинтересованного лица отдела архитектуры в судебное заседание не явился, направил отзыв в котором указал, что оставляет удовлетворение исковых требований на усмотрение суда.

Выслушав объяснения участвующих деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность представить доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и соблюдения срока обращения в суд; на административного ответчика возложена обязанность представить доказательства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличие оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ч. 1 ст. 1 которого предусмотрено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В силу ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно пунктам 6, 7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Статья 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определяют, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости (с 01.01.2017 года - в Единый государственный реестр недвижимости), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

В соответствии с пунктами 4 - 8 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" помещения в здании учитываются в его составе. Осуществление кадастрового учета отдельных помещений допускается законодательством, однако не выводит эти помещения из состава здания и не допускает изменения его характеристик, как объекта кадастрового учета. В свою очередь, изменения, касающиеся помещений в здании, в результате которых увеличивается площадь или иные подлежащие учету характеристики, влечет изменение кадастровых характеристик всего здания.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Государственная регистрация прав происходит посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в данный реестр. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в реестре право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (части 4 и 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).

В силу статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

По смыслу пункта 6 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет помещений, машиномест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машиномест, расположенных в здании, сооружении, повлекших изменение параметров здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких здания, сооружения.

Для принятия судом решения о признании решения, действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав, свобод или законных интересов административного истца.

По мнению суда, административным истцом не представлено достаточных доказательств в обоснование заявленных требований, в том числе незаконности оспариваемого решения и нарушения его прав оспариваемым решением, тогда как административным ответчиком представлены доказательства законности указанного решения.

ФИО3 обратилась в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений нежилого здания в связи с изменением площади и уточнением местоположения объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером .

19.02.2018г. Управлением было вынесено решение о приостановлении кадастрового в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Самарской области отказало в осуществлении государственного кадастрового учета изменений нежилого здания (магазин) в соответствии со статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вследствие не устранения причин, явившихся основанием для приостановления государственной регистрации прав.

Причиной приостановления государственной регистрации права послужило следующее: при сопоставлении координат характерных точек контура здания, содержащихся в техническом плане, и координат характерных точек границ земельного участка, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, выявлено, что контур здания выходит за границы указанного земельного участка. В разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана также указано, что здание фактически расположено на земельном участке с кадастровым номером при этом занимает часть земель общего пользования. Расположение здания на земельном участке нарушает правила землепользования и застройки сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области, решением Собрания представителей сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГг. . Проведение работ, которые являются реконструкцией здания и входят в перечень работ, содержащиеся в Приказе Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

ФИО3 является собственником нежилого здания - магазина с кадастровым номером , площадью 364,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Здание, располагается на земельном участке с кадастровым номером

Земельный участок с к.н. , имеет площадь 674 кв.м., относится к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования под зданием магазина и прилегающей территории, правообладателем данного земельного участка является ФИО3 Границы данного земельного участка установлены.

Кадастровый инженер при сопоставлении координат характерных точек контура здания, содержащихся в техническом плане, и координат характерных точек границ земельного участка, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, выявил, что контур здания выходит за границы указанного земельного участка. Здание фактически расположено на земельном участке с кадастровым номером при этом занимает часть земель общего пользования.

Из межевого дела от ДД.ММ.ГГГГ (т.2. л.д. 199-203) по установлению границ земельного участка под зданием магазина, плана установления границ землепользования усматривается, что здание магазина расположено внутри земельного участка.

Из схемы геодезических построений (т.1 л.д. 71) видно, что здание расположено не внутри земельного участка, а выступает за его территорию и занимает часть земель общего пользования.

Документы, подтверждающие предоставление земельного участка из земель общего пользования под зданием с кадастровым номером и иные документы, подтверждающие правомерность расположения части здания на территории земель общего пользования на государственную регистрацию представлены не были. Также данные документы не были представлены суду.

Из ответа КУМИ м.р. Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 с заявлением об оформлении в собственность либо аренду земельного участка, расположенного в кадастровом квартале в КУМИ м.р.Шигонский не обращалась.

В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Довод административного истца о возможности расположения на земельных участках общего пользования зданий, отчужденных в частную собственность в процессе приватизации, со ссылкой на письмо Минэкономразвития РФ от 12.08.2008г. является необоснованным в связи с тем, что пункт 3 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» обязывает собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках общего пользования, переоформить данные земельные участки в аренду, о чем говорится и в указанном письме.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.

Из содержания пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройки, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Несущие конструкции здания - строительные конструкции, образующие заданную проектом схему здания, обеспечивающие его пространственную устойчивость при расчетных внешних воздействиях. Несущие конструкции обеспечивают надежность и безопасность здания.

В техническом заключении, выполненном ООО «Рикон» и представленном на государственный кадастровый учет, указывается, что основными несущими конструкциями здания являются: наружные стены каменные, перегородки каменные, кирпичные колонны, железобетонные ригели, которые опираются на кирпичные колонны и поперечные несущие стены. При сравнении схематичного плана помещений до перепланировки и схематичного плана помещений после перепланировки государственным регистратором было установлено отсутствие применения пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

Из ответа Администрации м.р. Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 с заявлением о выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нежилого здания в администрацию не обращалась. От нее поступало обращение по вопросу разъяснения, требуется ли обращение в уполномоченный орган с целью получения разрешения на строительство (реконструкцию) и акта ввода в эксплуатацию. Отделом архитектуры и градостроительства было подготовлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, выдача разрешения не требуется.

Согласно положениям ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), признается реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), что в предусмотренных законом случаях требует наличия разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Государственный регистратор вправе потребовать представления документов, подтверждающих согласование в установленном порядке совершения реконструкции помещения в случаях, когда такое согласование требуется. При отсутствии соответствующих документов, подтверждающих законность проведенных работ, вправе отказать во внесении изменений в сведения об объекте недвижимости. В данном случае осуществление учета изменений в отсутствие документов, подтверждающих законность реконструкции создавало бы возможность внесения неподтвержденных сведений об объекте недвижимости.

Государственный регистратор установив, что документы, подтверждающие предоставление земельного участка из земель общего пользования под зданием с кадастровым номером , не представлены, разрешения на реконструкцию, а в последующем и на ввод объекта в эксплуатацию, не получались, пришел к правомерному выводу.

Решения о приостановлении, а затем об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений нежилого здания приняты государственным регистратором в пределах своих полномочий, предоставленных действующим законодательством, в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Оспариваемое решение отвечает требованиям закона, правовых и фактических оснований для признания незаконным решения об отказе государственной регистрации не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление ФИО3 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Председательствующий Блинкова О.В.

Решение принято в окончательной форме 21.08.2018 года.