ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-301/20 от 14.12.2020 Советского районного суда (Саратовская область)

№ 2а-301/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2020 год р.п. Мокроус

Советский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Волковой И.А.,

при секретаре Аникиенко О.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Федоровского района Саратовской области Колесникова К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Фёдоровского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Морцевского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по направлению в Министерство по делам территориальных образований Саратовской области муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр нормативных правовых актов Саратовской области,

установил:

прокурор Федоровского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Морцевского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по направлению в Министерство по делам территориальных образований Саратовской области муниципальных нормативных правовых актов для включения в регистр нормативных правовых актов Саратовской области. В обосновании исковых требований ссылается на то, что прокуратурой Федоровского района проведена проверка соблюдения законодательства о порядке представления установленной законом сведений (информации) в отношении Федоровского муниципального образования Федоровского муниципального района.

Частью 1 ст. 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение данного положения федерального законодательства Саратовской областной Думой принят Закон от 24.12.2008 г. № 357-ЗСО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Саратовской области».

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Саратовской области от 24.12.2008 г. № 357-ЗСО муниципальные нормативные правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан) в муниципальном образовании, в течение десяти дней со дня их принятия направляются в уполномоченный орган по ведению регистра для включения в регистр главой соответствующего муниципального образования.

Муниципальные нормативные правовые акты, принятые органом местного самоуправления, в течение десяти дней со дня их принятия направляются в уполномоченный орган по ведению регистра для включения в регистр органом местного самоуправления, принявшим муниципальные нормативные правовые акты.

Муниципальные нормативные правовые акты, изданные должностным лицом местного самоуправления, в течение десяти дней со дня их издания направляются в уполномоченный орган по ведению регистра для включения в регистр должностным лицом местного самоуправления, издавшим муниципальные нормативные правовые акты.

Указанные в настоящей части муниципальные нормативные правовые акты направляются одним из следующих способов: на бумажном носителе и в электронном виде; в электронном виде, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно ст. 5 Закона Саратовской области от 24.12.2008 г. № 357-ЗСО включение в регистр муниципальных нормативных правовых актов, их реквизитов, сведений об источнике и дате их официального опубликования (обнародования), а также дополнительных сведений, установленных частью 2 статьи 3 настоящего Закона, осуществляется уполномоченным органом по ведению регистра в течение 20 рабочих дней со дня их поступления.

В силу п. 8 Постановления Правительства Саратовской области от 26.04.2010 г. № 156-П «Вопросы Министерства по делам территориальных образований Саратовской области» к основным функциям Министерства относится ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Саратовской области.

Прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что в настоящее время органами местного самоуправления Федоровского муниципального образования в Министерство по делам территориальных образований Саратовской области не направлено ряд муниципальных нормативных правовых актов, а именно: - постановлений администрации Морцевского муниципального образования № 01 от 16.01.2015; № 12 04.08.2015; № 13 от 04.08.2015; № 27 от 05.09.2016; № 29 от 28.11.2016; № 6а от 16.04.2017; № 19 от 02.10.2017.

Отсутствие надлежащей работы со стороны администрации Морцевского муниципального образования по направлению муниципальных нормативных правовых актов в Министерство по делам территориальных образований Саратовской области для включения в регистр нормативных правовых актов препятствует ведению указанного регистра и не отвечает принципам общедоступности, актуальности и достоверности сведений, содержащихся в регистре, установленным в ст. 1 Закона Саратовской области от 24.12.2008 г. № 357-ЗСО. В результате незаконного бездействия администрации муниципального образования нарушаются права неопределенного круга лиц на доступ к муниципальным нормативным правовым актам, которые затрагивают их права, законные интересы и обязанности.

Принятые нормативные правовые акты затрагивают, в частности социальные права неопределенного круга лиц, поскольку регулируют правоотношения в социальной сфере, устанавливая права и обязанности, регламентируя процедуру оказания услуг.

В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие администрации Морцевского муниципального образования, выразившееся в ненаправлении в Министерство по делам территориальных образований Саратовской области для включения в регистр нормативных правовых актов Саратовской области следующих муниципальных нормативных правовых актов: - постановления администрации Морцевского муниципального образования № 01 от 16.01.2015; № 12 04.08.2015; № 13 от 04.08.2015; № 27 от 05.09.2016; № 29 от 28.11.2016; № 6а от 16.04.2017; № 19 от 02.10.2017; обязать администрацию Морцевского муниципального образования в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в Министерство по делам территориальных образований Саратовской области для включения в регистр нормативных правовых актов Саратовской области следующие муниципальные нормативные правовые акты: - постановления администрации Морцевского муниципального образования № 01 от 16.01.2015; № 12 04.08.2015; № 13 от 04.08.2015; № 27 от 05.09.2016; № 29 от 28.11.2016; № 6а от 16.04.2017; № 19 от 02.10.2017.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Федоровского района Саратовской области Колесников К.П. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – глава администрации Морцевского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области ФИО1, действующий на основании решения Совета Морцевского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области № 26 от 28.09.2016 в судебное заседание не явился. Обратился в суд с письменным заявлением, в котором просит рассмотреть административное дело в его отсутствие, административные исковые требования признает в полном объеме, последствия признания административных исковых требований ему понятны. Признание иска административным ответчиком, выраженное в заявлении в письменной форме, в соответствии с ч. 1 ст. 157 КАС РФ приобщено к материалам делам. Заслушав мнение административного истца в лице помощника прокурора Федоровского района Саратовской области Колесникова К.П., который иск поддержал по изложенным в нем основаниям, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

При этом суд, согласно ч. 7 ст. 46 КАС РФ рассматривает административное дело по существу в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 46 КАС РФ.

В силу ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Факт признания стороной обстоятельств, а также содержание сделанного в устной форме признания стороной обстоятельств заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон или подписью стороны. Изложенное в письменной форме признание стороной обстоятельств приобщается к материалам административного дела. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.

Статьей 157 КАС РФ предусмотрено, что заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. При допустимости признания административного иска суд разъясняет последствия признания административного иска.

Представитель административного ответчика ФИО1 административные исковые требования признал полностью, признание административного иска выражено им добровольно, осознанно, в адресованном суду заявлении, в письменной форме, которое приобщено к материалам дела, оно не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со ст. 157 КАС РФ представителю административного ответчика понятны последствия признания административного иска и принятия его судом, о чем указано в его письменном заявлении.

В связи с чем, суд принимает признание административного иска административным ответчиком и считает возможным удовлетворить административные исковые требования.

Признание административным ответчиком иска не противоречит КАС РФ, требованиям Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Закона Саратовской области от 24.12.2008 № 357-ЗСО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Саратовской области», Постановления Правительства Саратовской области от 26.04.2010 № 156-П «Вопросы Министерства по делам территориальных образований Саратовской области» и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому может быть принято судом.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанностей по исполнению требований законодательства в срок в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 и п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, судебные расходы, связанные с рассмотрением дела, взысканию с ответчика не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Морцевского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по направлению в Министерство по делам территориальных образований Саратовской области для включения в регистр нормативных правовых актов Саратовской области следующих муниципальных правовых актов: - постановление администрации Морцевского муниципального образования № 01 от 16.01.2015; - постановление администрации Морцевского муниципального образования № 12 04.08.2015; - постановление администрации Морцевского муниципального образования № 13 от 04.08.2015; - постановление администрации Морцевского муниципального образования № 27 от 05.09.2016; - постановление администрации Морцевского муниципального образования № 29 от 28.11.2016; - постановление администрации Морцевского муниципального образования № 6а от 16.04.2017; - постановление администрации Морцевского муниципального образования № 19 от 02.10.2017.

Обязать администрацию Морцевского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в Министерство по делам территориальных образований Саратовской области для включения в регистр нормативных правовых актов Саратовской области следующие муниципальные нормативные правовые акты: - постановление администрации Морцевского муниципального образования № 01 от 16.01.2015; - постановление администрации Морцевского муниципального образования № 12 04.08.2015; - постановление администрации Морцевского муниципального образования № 13 от 04.08.2015; - постановление администрации Морцевского муниципального образования № 27 от 05.09.2016; - постановление администрации Морцевского муниципального образования № 29 от 28.11.2016; - постановление администрации Морцевского муниципального образования № 6а от 16.04.2017; - постановление администрации Морцевского муниципального образования № 19 от 02.10.2017.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке, через Советский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А. Волкова