ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3020/19 от 22.08.2019 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-3020/2019

Решение

Именем Российской Федерации

22 августа 2019 года г. Омска

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Новохатской Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения о постановке на кадастровый учет земельного участка, возложении обязанности,

Установил:

ФИО1, ФИО3 обратились в суд с вышеназванным административным иском. В обоснование указано, что административные истцы приобрели по договору купли-продажи от 25.05.2018 гараж, площадью 490,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером

Истцы обратились в Министерство имущественных отношений Омской области по вопросу образования части земельного участка из состава земельного участка с кадастровым номером в целях обеспечения доступа и проезда к зданию гаража. Истцы из ответа Министерства имущественных отношений Омской области от 12.04.2019 узнали, что земельный участок с кадастровым номером был разделен, образован земельный участок с кадастровым номером

Указывают, что раздел произведен без согласия административных истцов, с нарушением требований земельного законодательства, установленных к образованию земельных участков, без учета расположенных объектов недвижимости на арендуемом земельном участке.

Произведенный раздел, как указывают административные истцы, сделал затруднительной эксплуатацию гаража, что нарушает их права и законные интересы.

В связи с вышеизложенным со ссылкой на положения п. 4 ст. 11.2, ст. 35 ЗК РФ, просят признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером и обязать административного ответчика снять с кадастрового учета данный земельный участок.

Административные истцы в судебном заседании участия не принимали, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Представитель административных истцов ФИО4, действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования поддержал. Полагал, что поскольку арендаторами земельного участка с кадастровым номером являются истцы, то Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области обязано было отказать в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , по причине его несоответствии п.26, 35 ч.1 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также ч.4 ст.11.2, ч.4 ст. 11.9 ЗК РФ.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, полагая действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области по осуществлению постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером законными и обоснованными. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.

Заинтересованные лица Министерство имущественных отношений Омской области, конкурсный управляющий ФИО6 в судебном заседании участия не принимали, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судебным разбирательством установлено, что на основании договора №1 купли-продажи от 25.05.2018 ФИО1, ФИО3 являются собственниками (в равных долях по ? доле каждый) здания гаража, с кадастровым номером , общей площадью 490,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Здание гаража расположено на земельном участке с кадастровым номером (л.д.6,7-8).

ФИО1, ФИО3 обратились в Министерство имущественных отношений Омской области по вопросу образования части земельного участка из состава земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Омской области, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес> в целях обеспечения доступа и проезда к зданию гаража, с кадастровым номером

Согласно ответу (л.д.9) Министерства имущественных отношений Омской области от 12.04.2019 в соответствии с действующим законодательством выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка не является обязанностью собственника земельного участка. В качестве заказчика по договору о проведении кадастровых работ, в результате которых с учетом требований действующего законодательства обеспечивается подготовка документов (схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, межевого плана) для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка, может выступать любое заинтересованное лицо. Учитывая, что у областного государственного унитарного предприятия «Омская фармацевтическая фабрика» была заинтересованность в оформлении земельного участка непосредственно под объектами: здание проходной, здание фармацевтической фабрики, находящимися в собственности Омской области и закрепленными на праве хозяйственного ведения за предприятием, мероприятия, связанные с выполнением кадастровых работ по подготовке межевого плана по образованию земельного участка относительно областных объектов недвижимости осуществлялись предприятием. Кадастровые работы предприятием осуществлены в полном объеме, по результатам которых образован земельный участок с кадастровым номером . Предусмотреть возможность формирования части земельного участка из состава областного земельного участка в целях обеспечения доступа и проезда к зданию гаража, с кадастровым номером не представляется возможным.

Оценивая доводы административных истцов относительно нарушения их прав, законных интересов оспариваемыми действиями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , проверив соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, суд приходит к выводу о том, что доводы административных истцов о незаконности оспариваемого действия не подлежат принятию во внимание.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п.7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п.7 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет измененных земельных участков в результате выдела доли в натуре в счет доли в праве общей собственности или раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, в результате которых такие земельные участки сохраняются в измененных границах, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на земельные участки, образованные из указанных земельных участков.

Судебным разбирательством установлено, что 18.02.2008 между субъектом Российской Федерации – Омская область, представляемой Министерством имущественных отношений Омской области (арендодатель) и областным государственным унитарным предприятием «Омская фармацевтическая фабрика» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в собственности Омской области № (л.д.78-83).

Согласно п. 1.1. договора аренды, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 49 лет с 18.02.2008 по 18.02.2057 года земельный участок из земель населенных пунктов площадью 7938,00 кв.м., находящийся в собственности Омской области, с кадастровым номером . Местоположение участка установлено по адресу: <адрес>

На указанном участке находятся объекты недвижимого имущества: фармацевтическая фабрика (главный корпус), общей площадью 2488,20 кв.м., здание гаража, общей площадью 490,2 кв.м., здание проходной, общей площадью 31,30 кв.м., здание склада, общей площадью 795,40 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (л.д.88).

По сведениям Единого государственного реестра прав, земельный участок с кадастровым номером (кадастровый , равнозначен кадастровому номеру поставлен на государственный кадастровый учет 04.09.2007, местоположение участка: установлено относительно 4-этажного производственного здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> Земельный участок находится в собственности Омской области, а также сдан в аренду областному государственному унитарному предприятию «Омская фармацевтическая фабрика» (л.д.90-92).

Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 12.11.2018 №2501-р (л.д.51-52) утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Омской области, из состава земель населенных пунктов, в границах территориальной зоны производственно – коммунальных объектов IV-V классов опасности (П3), площадью 2263 кв.м. местоположение образуемого земельного участка установлено относительно 4-этажого производственного здания, имеющего адрес: <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес> Изменен вид разрешенного использования образуемого земельного участка с «для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» на другой вид разрешенного использования – «промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты IV-V классов опасности: микробиологическая промышленность».

Единый государственный реестр прав содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером , местоположение которого: расположено относительно ориентира, расположенного относительно участка. Ориентир 4-этажное производственное здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес> Общая площадь земельного участка 2263 кв.м., вид разрешенного использования - промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты IV-V классов опасности: микробиологическая промышленность. Земельный участок находится в собственности Омской области (дата государственной регистрации права 28.02.2019), а также в аренде областного государственного унитарного предприятия «Омская фармацевтическая фабрика» (дата государственной регистрации 28.02.2019) (л.д.74-76).

Указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 28.02.2019 на основании заявления областного государственного унитарного предприятия «Омская фармацевтическая фабрика» (л.д.46-47) и межевого плана от 27.11.2018 (л.д.53-65), подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка, путем раздела земельного участка с кадастровым номером , на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 12.11.2018 №2501-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности Омской области».

Доводы административных истцов о необходимости получения их согласия при разделе земельного участка судом отклоняются.

В силу ч. 1 с. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Такое согласие не требуется в случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (подпункт 1 пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ).

Как указано выше, земельный участок с кадастровым номером находится в собственности Омской области и предоставлен в аренду областному государственному унитарному предприятию «Омская фармацевтическая фабрика».

Таким образом, согласие землепользователей (истцов) на раздел указанного земельного участка в данном случае не требуется.

Относительно довода истцов о том, что они являются арендаторами спорного земельного участка в силу пункта 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п.2 ст. 8.1).

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п.1 ст. 425 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В силу п.3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с п.2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно п. 1 ст. 26 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно пункту 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истцы указывают, что оспариваемым решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, нарушены их права как арендаторов земельного участка с кадастровым номером . Между тем, Единый государственный реестр недвижимости таких сведений не содержит. Представитель административных истцов в судебном заседании факт отсутствия документально оформленных арендных отношений не отрицал.

При изложенных обстоятельствах не представляется возможным считать о нарушении прав истцов, как арендаторов земельного участка с кадастровым номером . Незаключенный договор аренды не порождает для его сторон соответствующих прав и обязанностей.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Доказательств того, что действиями административного ответчика были нарушены права, свободы и законные интересы административных истцов суду не представлено.

При таких обстоятельствах дела суд приходит выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером и возложении на административного ответчика обязанности снять с кадастрового учета спорный земельный участкок.

Руководствуясь ст. ст. 286-290, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконной постановку на кадастровый учет земельного участка кадастровый , о возложении обязанности, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Ретуева

<данные изъяты>